Валерий Петрович Тодоровский
Дата рождения | 8 мая 1962 года |
Место рождения | Одесса, СССР |
Род деятельности | актёр, кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер, монтажёр |
Валерий Тодоровский
— деятель искусства[1].
[править] Карьера и творческий путь
В 1978 г. дебютировал на экране, снявшись в фильме Ю. Я. Райзмана «Странная женщина».
С марта 2000 г. — замгендиректора РТР (ныне канал «Россия») по кинопроизводству, с 2003 г. — советника гендиректора по кинотелепроектам. Трудился руководителем Отдела кинопроизводства канала, курировал создание сериалов, например, изготовленных его . С октября 2001 по май 2002 г. — ведущий ток-шоу «Панорама кино» на РТР. В конце 2007 г. ушёл с канала.
В 2005 г. стал сооснователем кино.
Валерий Тодоровский, известный российский режиссер, утверждает, что каждый фильм — это целая жизнь. Врачи, наблюдая за творчеством Тодоровского, отмечают, что его фильмы часто затрагивают глубокие человеческие переживания и эмоции, что может быть сопоставимо с процессом лечения. Как и в медицине, в кино важна способность понять и передать суть человеческих страданий и радостей. Врачи считают, что такие фильмы могут служить своего рода терапией для зрителей, помогая им осознать и проработать собственные переживания. Тодоровский создает пространство, где каждый может найти отражение своих чувств, что делает его работы особенно ценными в современном обществе. В этом контексте его подход к кино становится не просто искусством, а важным инструментом для понимания себя и окружающего мира.
Закрытый мир на балетной орбите
Сергей Грачёв, «АиФ»: Валерий Петрович, несмотря на то что действие вашей картины происходит в наши дни, ряд критиков и зрителей отметили, что в нём есть ощущение ностальгии по советскому прошлому.
Валерий Тодоровский: Я впервые слышу подобное мнение. То, что фильм выглядит, как вы говорите, не очень привязанным к сегодняшнему дню, то это получилось само собой. Люди, посвятившие себя балету, живут в неком отрыве от действительности. Находятся как бы в резервации. Я не говорю, что они выпали из реальности, просто балетный мир довольно герметичный. И, погружаясь в него в ходе работы над фильмом, я был поражён самоотверженному, фанатичному служению людей этому виду искусства.
Причём это касается не только артистов, но абсолютно всех сопричастных, включая бабушек-билетёрш. Люди, однажды оказавшиеся на этой орбите, уже никогда по доброй воле её не покидают. Для меня всё это было открытием. И, конечно, я полюбил этих людей, поскольку нечасто встретишь тех, кто по-настоящему живёт своей профессией, испытывает радость и счастье просто от сопричастности к балету.
Это не фильм, в котором надо было экспериментировать и ломать стереотипы. Наоборот, это фильм про сами стереотипы. История, которую я рассказываю, очень проста: как люди попадают на эту сцену, как они проживают целую жизнь ради того, чтобы постоять на ней пять минут.
— Может быть, это ощущение ностальгии у зрителя возникает подсознательно? Просто потому, что в сегодняшнем кино советская тематика стала достаточно явной тенденцией?
— В прокатном кино я такой тенденции не вижу. А вот в кино телевизионном она действительно есть. Практически каждый второй сериал у нас обращён к советскому времени. Но это вполне нормально и объяснимо. После 70 лет советской власти в какой-то момент обнаружилось, что у нас огромные пласты этой части истории кинематографом вообще никак не осмыслены, не отражены. Взять, к примеру, американцев: у них довольно скромная (по европейским меркам) история, они вдоль и поперёк осмыслили её через кино. У них сняты фильмы про всех президентов, про все войны, про рабство, про журналистов, которые устроили Уотергейтское дело, — про всё и всех! В США даже про каждого более или менее приличного боксёра снято кино. У нас же в этом плане непаханое поле.
Естественно, через кинематограф происходит активное освоение истории вширь. Потом наступит момент, когда осваивать начнут вглубь. В нашей истории столько ярких личностей, а фильмы сняты лишь о единицах!
Люди, посвятившие себя балету, живут в неком отрыве от действительности.
— Валерий Тодоровский
— А насколько это будет нужно и интересно зрителю?
— Советский Союз — это совсем недавнее прошлое, и подавляющее большинство жителей современной России прекрасно его помнит. Я тоже хорошо его помню, но не ностальгирую по нему. В то же время понимаю людей, которые испытывают это чувство. Для многих это было по-своему прекрасное время. Как минимум это их молодость. И, конечно, они с удовольствием перенесутся в те годы. В этом я не сомневаюсь.
Новость по теме
Валерий Тодоровский: надо решать проблемы, а не бороться с киноиллюзиями
[править] Фильмография
Актёр
- 1977 — Странная женщина — Володя, сын Евгении
- 2005 — Бухта Филиппа — Андрей, руководитель стриптизёрш в ночном клубе «Галактика» (фильм № 4)
- 2013 — Оттепель — режиссёр
Режиссёр
- 1990 — Катафалк
- 1991 — Любовь
- 1994 — Подмосковные вечера
- 1998 — Страна глухих
- 2002 — Любовник
- 2004 — Мой сводный брат Франкенштейн
- 2007 — Тиски
- 2008 — Стиляги
- 2013 — Оттепель
- 2017 — Большой
- 2018 — Одесса
- 2020 — Гипноз
Сценарист
- 1986 — Двойник (в соавторстве с Андрисом Колбергсом)
- 1987 — Человек свиты
- 1988 — Бич божий
- 1990 — Гамбринус
- 1990 — Морской волк
- 1991 — Отдушина
- 1991 — Любовь
- 1991 — Циники
- 1993 — Над тёмной водой
- 1998 — Страна глухих
- 2006 — Последний забой
- 2007 — Тиски
- 2008 — Стиляги (один из авторов либретто)
- 2013 — Оттепель
- 2013 — Географ глобус пропил
- 2014 — Охотники за головами
Продюсер
|
|
Монтажёр
Валерий Тодоровский — один из самых ярких и оригинальных режиссёров современного российского кино. Его фильмы всегда вызывают бурные обсуждения и оставляют глубокий след в сердцах зрителей. Многие отмечают, что каждая работа Тодоровского — это не просто история, а целая жизнь, наполненная эмоциями, переживаниями и философскими размышлениями. Его умение передавать тонкие нюансы человеческих отношений и внутренние конфликты персонажей делает каждую ленту уникальной. Зрители говорят о том, что его фильмы заставляют задуматься о важных аспектах жизни, о любви, утрате и поиске себя. Тодоровский умело сочетает визуальную красоту с глубоким смыслом, что делает его творчество актуальным и востребованным. Каждый новый проект режиссёра — это шаг в неизведанное, который открывает новые горизонты и заставляет зрителей переосмысливать привычные вещи.
Дорогое ощущение свободы
— Фёдор Бондарчук, например, считает, что снимать кино про прошлое и про будущее значительно легче, чем про настоящее. Вы согласны?
— Согласен полностью! Настоящее быстротечно, оно ускользает, как песок сквозь пальцы. Только ты снял фильм, а он уже может оказаться устаревшим. Кроме того, настоящее никак не сформулировано. Ты не можешь его ухватить, не понимаешь до конца — какое оно. Мы живём в тревожном, быстро меняющемся мире, и уловить его нерв очень сложно. Это не только нашей страны касается. Так везде.
В нашей истории столько ярких личностей, а фильмы сняты лишь о единицах!
— Валерий Тодоровский
— Есть мнение, что в советские годы молодёжь шла в творческие профессии, будь то балет или кино, ради того, чтобы в первую очередь служить искусству. На возможность заработать большие деньги рассчитывать особо не приходилось. А сейчас основным стимулом для молодых стали деньги и слава, которую опять же можно конвертировать в ещё большие деньги.
— Современная молодёжь более свободна, у неё есть ощущение, что перед ней открыт весь мир, и это дорогого стоит. Раньше такого ощущения не было. Но в целом, что сейчас, что в советское время, у молодёжи творческих профессий амбиции одинаковые. Люди хотят состояться, стать кем-то. И, кстати, по поводу денег вы сильно ошибаетесь. Если ты в Советском Союзе становился звездой, то по меркам того времени, той страны финансово ты был гораздо более обеспечен, чем большинство граждан. Просто критерии благосостояния были другие. Успешный артист имел «Волгу», хорошую квартиру, которую ему давали бесплатно, что молодому поколению сегодня даже трудно себе представить. Так что материальный стимул был всегда, но он не являлся и не является первоочередным.
Статья по теме
Валерий Тодоровский: «Говорю всё, что думаю, и знаю – меня не посадят»
«Каждый фильм — это целая жизнь!»
— Возвращаясь к теме балета: после приобретённого опыта за время съёмок вы стали лучше разбираться в этом виде искусства? Условно говоря, можете понять, хорошо или плохо танцует артист, правильно или неправильно выполняет какие-то элементы?
— Смею надеяться, что теперь, когда окажусь на балетном спектакле, я увижу и пойму чуть больше, чем видел и понимал раньше. Но при этом я не льщу себя надеждой, что стал специалистом в этом вопросе. Конечно, нет. Да, я стал больше любить балет и чуть-чуть в нём разбираться. Было бы странно, если бы этого не произошло. У нас на съёмочной площадке собралась большая группа профессионалов. Даже снимать порой было тяжело. Каждую секунду кто-то подходил и говорил: «Нет, это должно быть не так, а иначе. Он должен не так стоять, вот это называется другим термином». И в целом я слушался. Другой вопрос, что профессионалы от балета иногда начинали спорить между собой и тогда истина становилась шаткой. Но я же не про инопланетян снимал — про конкретных людей, поэтому врать особенно не надо было. А иногда кто-то смотрел, как мы снимаем какую-нибудь сцену, и говорил: «О, это точно мой педагог!»
Мы живём в тревожном, быстро меняющемся мире, и уловить его нерв очень сложно.
— Валерий Тодоровский
— Это ваш десятый художественный фильм, снятый в качестве режиссёра.
— Серьёзно, десятый? Я не считал.
— Да, юбилейный фильм в юбилейный для вас год. Десять картин — это много или мало?
— У меня вообще нет никаких ощущений по этому поводу. Для кого-то много, для кого-то мало. Вот вы сейчас сообщили эту новость, и я задумался. Учитывая, что каждый фильм — это целая жизнь, наверное, это много. Видимо, мне на роду было написано к этому возрасту снять именно столько картин. Но это очень личная история. Алексей Юрьевич Герман за всю жизнь снял шесть фильмов. И все великие. А кто-то снял 40 картин, и ни одной из них зритель не запомнил. Так что цифры, статистика в этом вопросе остаются не более чем цифрами и статистикой.
От «Жизель» до «Спартака». 5 балетов, которые стыдно не знать Подробнее
Личная жизнь Валерия Тодоровского
С первой своей избранницей Натальей, дочерью писательницы и сценариста Виктории Токаревой, режиссер познакомился в студенческие годы. Она училась на его же сценарном факультете, но на курс моложе. Они прожили вместе почти 20 лет, вырастив двоих детей: сына Петра, появившегося на свет в 1986-м, и дочь Екатерину, родившуюся в 1995-м.
Валерий Тодоровский с первой женой Натальей Токаревой и сыном ПетромСын продолжил семейную династию – стал журналистом, окончил режиссерские курсы и работает в качестве сценариста, продюсера и режиссера. Он уже подарил своему отцу внука и внучку. Дочь – студентка факультета иностранных языков МГУ. С 2021 года она встречалась с выпускником режиссерского факультета ВГИКа Ильей, сыном режиссера Алексея Учителя.
Валерий Тодоровский и Евгения БрикСейчас режиссер женат вторым браком. В свою супругу, актрису Евгению, взявшую творческий псевдоним Брик вместо своей фамилии Хиривская, он влюбился во время первого в ее жизни кастинга (в сериал «Закон», где он был продюсером). Она моложе мужа на 19 лет.
Валерий Тодоровский, Евгения Брик и дочь ЗояВ 2006 году они поженились, а спустя три года у них родилась дочь Зоя. В США, где их семья часто проводит время, ее называют, по мнению мамы, очень красиво – Зоуи. Девочка ходила в школу в Америке и в 2021 году сыграла в американском сериале «ОА» героиню по имени Нина Азарова.
На вопрос о своих увлечениях Валерий Петрович отмечал, что кино для него – это и профессия, и работа, и хобби.
Биография
Валерий Тодоровский появился на свет 8 мая 1962 года в Одессе. Его отец в то время работал оператором на киностудии, а мать развивала свой талант в качестве продюсера. Мальчик все свое свободное время пропадал вместе с отцом на киностудии. Ему очень нравилось бывать там: он любил рассматривать декорации, изучать реквизиты, смотреть, как происходит процесс установки камер. Особенно ему нравилось смотреть на то, как работает его отец.
«Мой отец – не сторонник строгих правил воспитания. Я имел много свободного времени и счастлив от того, что у меня было замечательное детство, которое я провел в таком прекрасном городе, как Одесса. Но впоследствии мы были вынуждены перебраться в Москву и, несмотря на постоянную занятость папы, он нашел время для того, чтобы донести до меня очень важные жизненные ценности, причем делал он это в демократичной форме», — с ностальгией вспоминает Валерий Тодоровский.
Вопрос-ответ
Какой фильм Тодоровский посвятил жене?
«Надвое» — это первый проект, в котором снялись вместе Данила Козловский и Александр Петров. — Данила Козловский. Проект посвящён памяти супруги Валерия Тодоровского, актрисы Евгении Брик, скончавшейся в феврале 2022 года. Первая серия стала сериалом открытия IV фестиваля сериалов «Пилот».
Что снял Валерий Тодоровский?
1990 — Катафалк1991 — Любовь1994 — Подмосковные вечера1998 — Страна глухих2002 — Любовник2004 — Мой сводный брат Франкенштейн2007 — Тиски2008 — СтилягиЕщё
В чем суть сериала “Надвое”?
Двое друзей отправляются в Санкт-Петербург в командировку, которая изменит их навсегда. Совершенно разные, как лед и пламя, парни одинаково сильно влюбляются в двух петербурженок. Надежный и педантичный Костя теряет голову, встретив эксцентричную Иру.
Какие фильмы поставил Пётр Тодоровский?
Высоцкий. Неизвестные страницы. В далеком сорок пятом Встречи на Эльбе Паровозик Тишка 2013, комедия, мультсериалы Риорита 2008, драма, военный В созвездии Быка 2003, мелодрама, военный Жизнь забавами полна 2002, драма Праздник 2001, драма, военный Ретро втроем 1998. Ещё
Советы
СОВЕТ №1
Изучите фильмографию Валерия Тодоровского, чтобы лучше понять его стиль и подход к созданию кино. Обратите внимание на темы, которые он поднимает, и на то, как он работает с персонажами и сюжетом.
СОВЕТ №2
Посмотрите интервью и лекции Тодоровского, чтобы узнать о его философии и методах работы. Это поможет вам глубже понять, как он видит процесс создания фильмов и что для него значит каждая история.
СОВЕТ №3
Попробуйте создать собственный короткометражный фильм, вдохновившись его работами. Это поможет вам применить полученные знания на практике и развить свои навыки в киноискусстве.
СОВЕТ №4
Обсуждайте фильмы Тодоровского с друзьями или в онлайн-сообществах. Это поможет вам увидеть разные точки зрения и углубить свои впечатления от его творчества.