Россия, Мурманская область, Кировск, улица Советской Конституции
Телефон:
+7 (815) 314-64- Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00приём граждан: ср 17:00-18:00
whatsapp telegram vk email

Вадим Спиридонов — биография, личная жизнь, фото, актер, фильмы, жена, дети, смерть и последние новости

Биография

Вадим Семёнович Спиридонов — советский актер, заслуженный артист РСФСР, известный любителям кино по таким фильмам, как «Горячий снег», «Печки-лавочки», «Вечный зов», «Батальоны просят огня» и многим другим. Также он очень много работал над озвучкой иностранных картин и снял собственную короткометражную ленту «Два человека». Спиридонов считается одним из самых больших дарований последнего советского десятилетия. Его образы отрицательных персонажей до сих пор часто называют непревзойденными.

Вадим Спиридонов в молодости

Молодые годы Вадима Спиридонова

Вопреки распространенному мифу биография Вадима Спиридонова берет свое начало вовсе не из Сибирской деревни. Актер происходит из московской интеллигентной семьи. Его мама была главным бухгалтером, а отец работал ведущим инженером завода. Также выдумкой общественности является и криминальное прошлое Вадима: мальчик рос в обстановке любви и уважения, но, конечно, умел постоять за себя. Основную часть детства Спиридонов провел в районе Сокольников и еще в средних классах стал посещать театральный кружок, который был организован руководством столичного . Но помимо драмкружка Вадим сильно увлекался спортом и даже посещал секцию бокса.

Молодые годы Вадима Спиридонова

После восьмого класса юноша переходит на вечернюю форму обучения. Так как все ученики школы рабочей молодежи обязаны были трудиться, то он устроился на завод своего отца в качестве слесаря-сборщика. Но Вадим прекрасно понимал, что в данной должности он лишь временно, ведь уже к окончанию школы был на все 100% уверен в выборе профессии: Спиридонов в мечтах уже видел себя на экране. Парень с первой попытки поступает в Школу-студию МХАТ, учеба ему нравится, но из-за нелицеприятного инцидента, связанного с дракой, студента отчисляют. Вадим посчитал такое решение несправедливым, поэтому когда некоторое время спустя руководство предложило ему восстановиться, молодой человек отказывается.

Фото Вадима Спиридонова | Ностальгия по советскому

Вместо этого он успешно сдает экзамены в несколько других столичных театральных вузов. Имея солидный выбор, Спиридонов останавливается на ВГИКе, так как там набирали группу прославленные педагоги Сергей Герасимов и Тамара Макарова. За этими преподавателями закрепилось утверждение, что чуть ли не все их выпускники становятся звездами. Действительно, в одном потоке с Вадимом учились Наталья Гвоздикова, Николай Ерёменко-младший, Наталья Белохвостикова и другие очень востребованные артисты. Окончив вуз в 1971 году, Спиридонов стал актёром театра-студии Киноактёра и начал регулярно появляться на съемочных площадках отечественных киностудий.

Вадим Спиридонов — российский актер, чья жизнь и карьера оставили заметный след в отечественном кино. Он родился в 1970 году и с ранних лет проявлял интерес к искусству. Спиридонов стал известен благодаря своим ролям в популярных фильмах и сериалах, где его талант и харизма привлекали внимание зрителей. В личной жизни актер был женат и воспитывал детей, однако подробности о его семье всегда оставались в тени. К сожалению, в 2021 году Вадим Спиридонов ушел из жизни, оставив после себя множество незабываемых ролей. Последние новости о нем часто вспоминают его достижения и влияние на российский кинематограф, а также подчеркивают, как его творчество продолжает вдохновлять новые поколения актеров.

https://youtube.com/watch?v=wvwP6GoBDao

Фильмы

Первой ролью в фильмографии Вадима Спиридонова стал работяга Иннокентий Коновалов из социальной мелодрамы режиссера Сергея Герасимова «У озера». Нужно отметить, что актер тогда учился только на втором курсе, но уже смог на равных выступить в дуэте с Василием Шукшиным. Прославленный артист высоко оценил работу Спиридонова и пригласил того поучаствовать в съемках лирической комедии «Печки-лавочки». В том же году молодой артист с успехом появился в военной драме «Горячий снег», киноповести «Пётр Рябинкин» и социальной драме «Сибирячка».

В роли полковника Деева в фильме «Горячий снег» | Кино-театр

Впервые о фильмах Вадима Спиридонова заговорили с упоминанием его имени после выхода на экраны дилогии «Любовь земная» и «Судьба», где он сыграл бывшего кулака Фёдора Макашина, ставшего во время Великой Отечественной войны предателем-полицаем. Артист настолько реалистично изобразил отрицательного героя, что очень многие зрители стали воспринимать его личность через призму нелицеприятного персонажа. Позднее актер рассказывал, что его останавливали на улицах, при этом обращаясь как к Федору, извергали на него потоки ненависти и даже несколько раз хотели избить. Еще большую славу принесла другая отрицательная роль, среднего брата Фёдора Савельева, в эпопее «Вечный зов».

В роли Федора Савельева в фильме «Вечный зов» | Кино-театр

Но есть немало фильмов Вадима Спиридонова, в которых он предстает перед публикой и в героических образах. Например, очень любили зрители его полковника Владимира Иверзева в военной драме «Батальоны просят огня» и командира группы Волоха в патриотической картине «Дожить до рассвета», капитана пограничной заставы Валерия Орехова из морской киноленты «Люди в океане» и офицера Флёрова из драмы о советских космонавтах «Укрощение огня». Особое место среди ролей Вадима Спиридонова занимает командарм Семен Будённый, которого он изобразил на экране дважды, в фильмах «Первая конная» и «Оглашению не подлежит», ставших легендами отечественного кинематографа.

В роли Семена Буденного в фильме «Оглашению не подлежит» | Кино-театр

Рядом с Вадимом всегда снимались очень талантливые артисты. Даже в конце 80-х годов, когда начинался спад в кино, актерский состав фильмов Вадима Спиридонова впечатляет. Только в боевике «Криминальный квартет», где он вошел в образ мафиози Лобанова, плечом к плечу снимались Николай Караченцов, Владимир Стеклов, Борис Щербаков и многие другие звезды. А в детективе «Сувенир для прокурора», ставшем последним проектом в жизни Вадима, на переднем плане задействованы Юрий Соломин и Галина Беляева.

В роли полковника Иверзева в фильме «Батальоны просят огня» | Кино-театр

Нельзя не сказать и о том, что Вадим Семенович пробовал себя в кинорежиссуре. Он создал короткометражную картину «Два человека» и готовился создать полноформатный фильм. У него имелось несколько задумок, от исторической ленты до масштабного проекта, который стал бы советским аналогом популярных «Звездных войн». И хотя уже запланировали место для съемок, начинали подбирать актерский состав, но всем этим задумкам сбыться было не суждено.

LiveInternetLiveInternet

Заслуженный артист РСФСР (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1979, за роль Фёдора Савельева в телесериале «Вечный зов») Лауреат премии Ленинского комсомола (1980, за участие в фильме «Отец и сын»)

Вадим Спиридонов родился 14 октября 1944 года в Москве. Вадим Спиридонов вырос в интеллигентной московской семье, его мама была главным бухгалтером, а папа – инженером. Родители очень любили своего сына, который мало чем отличался от других мальчишек послевоенного времени — он рос дерзким и своенравным юношей, умевшим в случае необходимости постоять за себя. До восьмого класса Вадим Спиридонов вместе с родителями проживал в районе Сокольники. Учась в школе, он начал посещать драматический кружок при доме культуры и увлекся занятиями боксом, что вызывало недовольство со стороны родителей. После восьмого класса Вадим вместе с родителями переехал в Лефортово, где мама устроила его в школу рабочей молодежи, а чтобы сын не болтался днем без дела, отец взял его к себе на завод поработать слесарем-сборщиком. Окончив школу, Вадим Спиридонов решил стать актером. Он поступил в Школу-студию МХАТ, но проучился там всего лишь полгода. Однажды он с другими студентами шел вечером по улице Горького, и к их компании начали задираться хулиганы, особенно невежливо обращавшиеся к девушкам. Студенты заступились за девушек, и в завязавшейся драке от Спиридонова обидчикам сильно досталось, после чего участников драки забрали в милицию, откуда информация о драке попала в институт. После этого Спиридонова в числе остальных провинившихся вызвали на педсовет и начали стыдить за то, что такое поведение не к лицу советским студентам. В ответ на эти упреки Спиридонов вспылил и бросил учебу, после чего полтора года буквально не находил себе места, так как по-прежнему очень хотел продолжить актерскую карьеру. Он устроился рабочим сцены в Театр имени Маяковского, а в свободное время ходил заниматься в драматический кружок Дома культуры «Чайка». Спустя два года ректор Школы-студии МХАТа Вениамин Радомысленский согласился принять Спиридонова обратно, но только на первый курс. Вадима это не устроило, так как его друзья учились уже на третьем курсе, и он отправился поступать заново в Щукинское училище и во ВГИК. Набрав проходной балл в обоих вузах, Вадим остановил свой выбор на ВГИКе, где Спиридонову выпало учиться в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, отличавшихся тем, что к себе они брали учиться только очень способных студентов. Сокурсниками Вадима Спиридонова были талантливые и вместе с тем хулиганистые молодые ребята, ставшие затем звездами отечественного кинематографа — Николай Еременко-младший, Сергей Никоненко, Николай Губенко и Талгат Нигматулин. Герасимов, приходя на занятия, часто начинал с того, что спрашивал: «Так, куда мне сегодня ехать – в милицию или вытрезвитель? Кого мне сегодня вытаскивать?» Со своей будущей женой Валентиной Вадим Спиридонов познакомился еще в детстве. Они жили на одной улице в Сокольниках. Красивая застенчивая девочка была на два года старше его и сразу понравилась Вадиму. Валентина стойко терпела не очень вежливые ухаживания Вадима, так как и ей нравился этот необычный высокий худощавый молодой человек. Позже они встретились в стенах ДК , куда подруга привела Валентину посмотреть, как занимается в ансамбле эстрадной миниатюры их общий знакомый. Там Валентина и Вадим Спиридонов встретились снова и далее были неразлучны. Когда в 1962 году Вадиму исполнилось 18 лет, они стали жить вместе, а 28 июня 1963 года втайне от родителей поженились. Позже в интервью Валентина Спиридонова рассказывала: «Герасимов видел своих студентов буквально насквозь — заведомо знал, кто на что способен — и в искусстве, и в жизни. Надо сказать, что курс у них был аховый: то кто-то напьется, то кого-то в милицию заберут. Герасимова это не пугало, он считал, что из пай-мальчиков, как правило, получаются плохие актеры. Для этой профессии нужен характер, темперамент и харизма. В общем, ребята обожали и его, и Тамару Федоровну Макарову. Даже я, хотя приходила к ним только на репетиции и показы, была в нее влюблена. Она стала для них настоящей мамой, но при этом величественной, недоступной, умницей и красавицей. А еще все студенты Герасимова очень смешно и очень похоже копировали своего педагога». Учась в Школе-студии МХАТ, а затем во ВГИКе, Вадим Спиридонов обращал на себя внимание большинства своих сокурсниц. Евгения Грибова, с которой ему довелось вместе учиться, признавалась: «Для нас, девчонок, существовал один парень – Вадик Спиридонов!». Но Вадим, необыкновенно сексуальный, яркий своей нахальной, озорной красотой, был на самом деле однолюбом. Его совершенно не интересовали другие женщины – он жил страстью к работе и любовью к супруге Валентине. Вадим и Валентина вместе прожили всю жизнь. Детей у них не было – сначала они не хотели их заводить, а потом не получалось. У них была идея взять приемного ребенка, но с этим тоже ничего не вышло. Сниматься в кино Вадим Спиридонов начал еще студентом. Его первой работой в кино стала роль Константина Коновалова в картине своего учителя Сергея Герасимова «У озера». В фильме Вадиму досталась роль второго плана Константин Коновалова. Спиридонов сыграл молодого человека, ко всему в своей жизни относившегося с усмешкой, дерзкого, однако серьезного и рассудительного.
В фильме «У озера».
Первая же роль Спиридонова стала его удачным дебютом в кино. Он прекрасно справился с ролью. Во время работы над этим фильмом он познакомился с Василием Шукшиным, исполнившим роль директора комбината Василия Черных. После совместной работы в фильме «У озера» Василий Шукшин пригласил Вадима сняться в фильме «Печки-лавочки». Для молодого актёра, который на момент начала съёмок был все ещё в статусе студента, эта было большой удачей. Валентина Спиридонова рассказывала: «На одни роли его по каким-то причинам не утверждали, от других Вадим отказывался сам, но жалел всего о двух. Когда в 1973-м году он снимался у Шукшина в «Печках-лавочках» (играл деревенского парня в массовке), Василий Макарович сказал: «Начну снимать «Пугачева» — обязательно тебя позову, будешь у меня играть вторую главную роль». Но сдержать обещание Шукшин не успел — умер. И конечно, очень хорошим мог получиться Ермак в сериале Ускова и Краснопольского, которого режиссеры отдали Виктору Степанову. Кстати, Валерий Иванович Усков уже после смерти Вадика признавался: он до конца своих дней будет жалеть, что не взял его на эту роль». В 1971 году Вадим Спиридонов окончил ВГИК и стал актером Театра-студии киноактера, продолжив активно сниматься в кино. Уже первые персонажи Вадима Спиридонова, сыгранные им в кино, отличались талантливой игрой и запоминались зрителям. В военной драме «Горячий снег» по роману Юрия Бондарева Спиридонову досталась роль наделенного несгибаемой волей и отрицательным обаянием комдива Деева. Вместе с Борисом Токаревым, сыгравшим лейтенанта Николая Кузнецова, Николаем Еременко в роли лейтенанта Дроздовского и Юрием Назаровым в роли старшего сержанта Уханова они создали яркие, бесстрашные и мужественные типажи героев войны. Огромную популярность Вадиму Спиридонову принесли две другие его работы в кино. Одной из них стала роль Федора Макашина в дилогии режиссера Евгения Матвеева «Любовь земная» в 1974 году и «Судьба» в 1977 году. Драматическое дарование актера, его могучий темперамент и мастерство перевоплощение позволили Вадиму Спиридонову создать незабываемый образ бывшего кулака, ставшего в годы войны начальником полиции. Образ Федора Макашина был настолько достоверным, что зрители долгое время не отделяли его от личности самого актера. Спиридонов впоследствии с горечью вспоминал, что после выхода картины он снискал всеобщую ненависть, как среди поколения фронтовиков, так и у молодёжи. Его неоднократно узнавали на улицах, в спину нередко неслось «Иуда!», а порой даже пытались избить, настолько ненавистен был всем предатель Макашин. Роль Федора Макашина стала своеобразным прологом к другой роли Спиридонова – Федора Савельева в телевизионном сериале «Вечный зов». Первая часть сериала вышла на экраны страны 2 июня 1976 года и мгновенно снискала огромную любовь у зрителей. В 1979 году вышло продолжение, и в 1983 году – заключительная третья часть. Этот проект охватывал большой период в истории нашей страны, а в основе его лежала судьба трех братьев Савельевых. Роль среднего брата Федора Силантьевича сыграл Вадим Спиридонов. Его персонаж был человеком сложной судьбы, в итоге, также как и Макашин, переходящий на сторону фашистов. Стоит заметить, что в книге Анатолия Иванова «Вечный зов» Федор не был таким ярким злодеем, многое в образ привнес сам Спиридонов, сделав своего героя более реалистичным и убедительным. Валентина Спиридонова рассказывала: «На эту картину ушло 10 лет жизни мужа: ее снимали с 73-го по 83-й год. И вот что интересно: положительным его персонаж никак не назовешь, а у зрителей вызывает только добрые чувства. Для актера это высший пилотаж: сделать роль на грани положительного и отрицательного, добра и зла. После премьеры первых серий автор «Вечного зова» писатель Анатолий Иванов сказал Вадику: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал».
В фильме «Вечный зов».
В 1979 году за роль в сериале «Вечный зов» Вадим Спиридонов был удостоен Государственной премии СССР. Это был один из тех редчайших случаев, когда актер награждался за исполнение не просто отрицательной роли, а роли предателя и изменника Родины. Валентина Спиридонова рассказывала: «Картина захватывает огромный временной отрезок, поэтому сегодня Вадик играл 16-летнего паренька, а завтра — 40-летнего мужчину, каким Федор был уже во время войны. Когда нужно было «помолодеть», Вадиму даже грудь брили, поскольку она выдавала его настоящий возраст. Потом он шел в баню и буквально выпаривал из себя несколько литров воды, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь во взрослого Федора, поглощал борщ кастрюлями. Это было жуткое истязание! На том же «Вечном зове» муж очень сильно застудил ноги, когда по холодной горной реке бежал босиком. Вообще, актерская профессия в этом смысле не сахар, но Вадик к ее издержкам относился спокойно — просто считал съемки тяжелой мужской работой. Он даже трюки всегда делал сам. Только в одной из последних его картин — «Сувенир для прокурора» — вместо Вадима по крышам вагонов идущего поезда бежит каскадер». Роли Федора Макашина и Федора Савельева предопределили дальнейшее амплуа Вадима Спиридонова как отрицательного героя. Он переиграл бесчисленное количество злодеев, среди которых можно отметить роль матерого бандита по кличке «Соболь» в остросюжетном фильме «Прощальная гастроль «Артиста». Но в активе актера было немало сыгранных положительных образов, не менее ярких и запоминающихся. Так в остросюжетном фильме «Ответный ход», Спиридонов сыграл капитана морской пехоты Евгения Швеца. Вместе с ним в этой культовой картине снялись Борис Галкин и Михай Волонтир.
В фильме «Ответный ход».
Вадим Спиридонов просто был создан для военных ролей. Его жесткие, решительные, несгибаемые герои магически притягивали к себе внимание зрителей. В картине «Батальоны просят огня» героем актера стал командир дивизии полковник Владимир Петрович Иверзев, а в фильмах «Первая Конная» и «Оглашению не подлежит» Спиридонову довелось сыграть знаменитого командарма Семена Михайловича Буденного.
В фильме «Батальоны просят огня».
Вадим Спиридонов также много работал на дубляже. Его неповторимым голосом говорили герои Жерара Депардье в «Папашах» и «Невезучих», Жана Вальмона в комедии «Четверо против кардинала», Вольфа Рота в немецкой ленте «Тайна мотеля «Медовый месяц», Тимоти Боттомса в голливудском «Урагане». Дублировал Спиридонов и актеров союзных республик: Ромуальдаса Анцанса в «Идеальном преступлении», Паула Буткевича в детективе «Ошибка Тони Вендиса» и многих других фильмах. В 1980 году сыграл роль в фильме «Юность Петра».
В фильме «Юность Петра».
В 1983 году Вадим Спиридонов снялся в роли Акинфия Демидова в фильме «Демидовы». Это была главная роль в фильме.
В фильме «Демидовы».
В жизни Вадим Спиридонов был очень скромным человеком, при этом оставаясь популярным и востребованным актером. В кинематографической среде Спиридонова за его цельность и принципиальность уважали коллеги. На съемочной площадке Спиридонов не был конфликтным человеком, при этом всегда проявлял принципиальность и отстаивал свое мнение. От своих принципов он никогда не отступал и если считал себя правым, мог вступить в спор с режиссерами. С 1971-го по 1989-й годы он был актёром Театра-студии киноактёра, часто ездил по стране с выступлениями. Валентина Спиридонова рассказывала: «Однажды поехал с концертами «Товарищ кино» куда-то в Украину — то ли в Запорожье, то ли в Днепропетровск. Вадим отдыхал в гостинице после концерта — вдруг телефонный звонок. Муж снял трубку и услышал кокетливый женский голос: «Вадим Семенович, по вам плачет тюрьма!». Он посчитал это чьей-то дурацкой шуткой, но оказалось, что звонит начальница женской тюрьмы. Она попросила его выступить перед заключенными: «Наш контингент, а это одинокие женщины, вас очень любит». И Вадим пошел. Потом рассказывал мне: «Валя, это было ужасно!». Представьте себе: вышел на сцену красивый молодой самец, а там полный зал голодных женских глаз. Да они готовы были его растерзать на месте. Чего он там только не делал: и стихи читал, и истории со съемок рассказывал, и пел, разве что не плясал и фокусы не показывал. Выводили его оттуда с военизированной охраной, начальница сказала: «Мы не можем вами рисковать, вы же видите, что в зале творится». Вадим совершенно не отличался пристрастием к алкоголю, якобы сгубившем его раньше времени. Супруга актера Валентина Спиридонова после смерти мужа рассказывала: «Часто пишут, что он — человек из народа, так сказать, «от сохи», а Вадик — коренной москвич. Говорят, будто мы с ним плохо ладили, а мы жили душа в душу. Но больнее всего слышать, что он пил. Дело в том, что из-за болезни почек, о которой я уже говорила, ему вообще нельзя было употреблять много жидкости. И если бы он действительно пил, представляете, какое лицо у него было бы на экране — сплошной отек. Иногда, когда он уж очень сильно уставал, говорил: «Все, больше не могу!» — и уезжал дня на три к друзьям на конно-спортивную базу в центре Москвы. Там они с ребятами оттягивались по полной программе, но много не пили, просто отдыхали — катались на лошадях, разговаривали. К тому же такой релакс муж позволял себе не так уж часто. А пишут иногда такое! Это как же надо ненавидеть человека, чтобы даже после его смерти возводить напраслину. Единственное объяснение этому, которое я вижу, — ненависть посредственности к настоящему таланту». При этом Спиридонов порой сам подыгрывал слухам о своем пьянстве. Режиссеры нередко обращались к нему с предложением сняться в таких фильмах, которые актеру не нравились в силу их наивности и слабости. «За роль буду отвечать я. И мне будет стыдно», — говорил Спиридонов, пытаясь отбиться от навязчивых коллег по цеху, а когда у него это не получалось, якобы «уходил в очередной запой», таким образом избавляясь от надоедливых кинематографистов. В быту Вадим Спиридонов был очень неприхотливым человеком. Вместе с женой он жил в обычной типовой квартире на южной окраине Москвы. Кроме того, он очень не любил давать интервью, искренне не понимая, что хотят от него журналисты. Спиридонов очень любил читать, отдавая предпочтение исторической литературе, психологии и медицине. Вадим Семенович даже выписал себе Большую медицинскую энциклопедию, которая стала его настольной книгой. Валентина Спиридонова рассказывала: «Он очень любил читать, отдавал предпочтение философским трактатам (обожал журнал «Вопросы философии») и книгам по российской истории. Вадик оформил подписку даже на Большую медицинскую энциклопедию. Вообще, мне кажется, что если бы он не стал актером, из него получился бы прекрасный врач. А еще у мужа был тонкий вкус — ему, например, очень нравился балет Бориса Эйфмана. Когда этот коллектив приезжал на гастроли в Москву, мы обязательно ходили на спектакли. Вадик мне всегда говорил: «Валя, запомни, это балет будущего». Ходили мы в театры и Дом кино на премьеры — нас часто приглашали друзья, а вот в ресторанах почти не бывали. Муж любил есть дома.., был очень домашним, семейным человеком, любил уют! Он не обращал внимания на безделушки — главное, чтобы было чисто. Я и сама не люблю, когда в доме хлев, хотя в последнее время уже не так тщательно слежу за чистотой — когда живешь одна, на многие вещи смотришь по-другому… Усков не раз удивлялся: «Вадима окружали красивые девочки, сами к нему цеплялись, затаскивали к себе, но он все равно вырывался и ехал домой, к Вале». Наступившую в середине 1980-х годов «перестройку» Вадим Спиридонов не принял, и очень критически относился к личности Горбачева. В кино актер продолжал сниматься по его собственному утверждению, только для того, чтобы прокормить семью. Среди его работ в те годы были роли Николая Батыгина в картине «Дни и годы Николая Батыгина», Лобанова в остросюжетной ленте «Криминальный квартет», а его последней работой в кино стала роль шофера Евгения Ивановича Огородника в детективе «Сувенир для прокурора». В 1989 году Вадиму Семеновичу было предложено снять собственный фильм на Экспериментальном творческом объединении «Мосфильма». Валентина Спиридонова рассказывала: «Вадим очень любил семерку. У него даже номера на машинах — за свою жизнь муж их сменил четыре — были с семерками (он об этом всегда договаривался с девочками из ГАИ). Когда началась перестройка, открылось экспериментальное хозрасчетное объединение Григория Наумовича Чухрая. Он разрешил Вадиму снять свой короткометражный фильм «Два человека» по сценарию Эдика Володарского. Лента получилась прекрасной, и мужу предложили снимать новую картину. Он мечтал экранизировать «Князя Серебряного» Алексея Толстого, но его стали убеждать, что это не ко времени: дескать, сейчас нужно нечто американское — со стрельбой и обнаженкой. Вадиму категорически не хотелось отступать, но потом у него появилась одна идея: он собирался лихо завернуть сюжет, связав воедино космос и армию. Вот только пробивать это все приходилось с большим трудом. И вот как-то сидя вечером на кухне, он говорит: «Сдохнуть бы от этой жизни, так все надоело! А чтобы не лежать и не тухнуть, хорошо бы умереть зимой — например, 7 января». Я тогда возмутилась: «Здрасьте! У людей Рождество, а ты помирать собрался!». Он внимательно на меня посмотрел и говорит: «Ну, тогда 7 декабря». — «Еще лучше придумал! Или забыл, что у меня 8-го день рождения?». — «Вот, — говорит, — и сделаю тебе подарок». Пошутил… А 7 декабря лег поспать перед вечерними съемками и не проснулся. 7 декабря 1989 года Вадим Спиридонов должен был лететь в Минск на съемки очередного фильма. Актер был бодр и весел, и прилег отдохнуть за несколько часов до выезда в аэропорт. Когда спустя два часа Валентина дотронулась до мужа, чтобы разбудить, оказалось, что он не дышит. Вадим Спиридонов умер во сне от приступа острой сердечной недостаточности. Валентина Спиридонова позже рассказывала: «Конечно, сердце у него побаливало, но затащить его к врачу было просто невозможно. Он переносил визит в поликлинику с сегодняшнего дня на завтрашний, с завтрашнего на послезавтрашний, и так бесконечно. Если я настаивала, скандалил, топал ногами: «Куда я пойду, сидеть в очереди с бабками?! Мне столько всего сделать нужно». Куплю ему лекарства, несколько дней попьет и говорит: «Все, у меня больше ничего не болит!». Знаете, когда он умер, я полгода не могла прийти в себя — по больницам лежала. Чувствовала себя виноватой в том, что не уберегла, не настояла. О том, что у него нелады с сердцем, мы не знали. Но у мужа с детства была болезнь почек, от которой он очень страдал. Сколько раз я пыталась его подлечить! Как-то договорилась со своей подругой, заведующей отделением в больнице, чтобы она положила Вадима к себе. С большим трудом его туда устроили, выделили ему отдельную палату. А он заскочит утром, пройдет какие-то процедуры, потом на целый день уезжает на студию — и ночевать возвращается домой». Вадим Спиридонов был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. В интервью Валентина Спиридонова рассказывала: «Вообще же, я вам скажу, кладбище — самый верный показатель народной любви к актеру. Вот уже 20 лет Вадика нет, а редко кто пройдет мимо его могилы безразлично. Я почти не покупаю цветы, но они на могиле все время лежат. Дело в том, что экран как бы высвечивает истинную сущность актера. То, что Вадим был хорошим человеком, видно, даже когда он играет предателей. Его любили и продолжают любить. Единственное, что, как мне кажется, отравляет память о нем, это сплетни, которые время от времени приходится читать в прессе или интернете». К моменту ухода из жизни Вадиму Спиридонову было всего 45 лет. О Вадиме Спиридонове Леонид Филатов подготовил телевизионную передачу из цикла «Чтобы помнили».
Текст подготовил Андрей Гончаров

О ВАДИМЕ СПИРИДОНОВЕ РАССКАЗЫВАЕТ АНАТОЛИЙ ЗАБОЛОЦКИЙ…
Впервые столкнулся я с Вадимом в 1970 году на съемках фильма «Печки-лавочки». Он тогда только закончил обучение на актерском факультете ВГИКа и был актером окружения. Короче, то была группа из семи молодых выпускников. В их задачу входило создание живой атмосферы, на фоне которой действовали герои. Прописанных ролей для них не было. Они создавали фон для героев. Группа окружения вместе со съемочной группой находилась в экспедиции весь период и обязана была ежедневно ездить на съемку. Помню, Шукшин сожалел, что нет возможности найти роль для Вадима Спиридонова и Людмилы Зайцевой, входивших в эту группу. Вадим без претензий переносил существование в комнате из десятка коек, всегда был окружен женским обществом. Было в нем что-то от Герасимова, у которого он закончил курс. В Бийске мы часто пересекались на почте. Он звонил в Москву, ожидая запуска фильма, где ему «светила» большая роль. После фильма «Печки-лавочки» мы изредка встречались на просмотрах, в коридорах «Мосфильма» и в Доме кино. Даже нерегулярно посещая Сандуновские бани, я всегда встречал там Вадима Спиридонова. После говорений мы до изнурения парились. Вадим в то время занимался на режиссерских курсах, взрослел, стал больше молчать, реже раздражаться. Интересовался подробностями съемки фильма «Калина красная». Он мне даже говорил, что его отношение к Макарычу он теперь перекладывает на меня, и очень сожалел, что на съемках «Печек-лавочек» шалопайски время убивал, а надо было больше крутиться возле Макарыча. Он восстанавливал в памяти все встречи с ним и говорил, что в становлении его как гражданина Макарыч сделал больше, чем Герасимов. Последний держал его на дистанции, ни шага в сторону. Шукшин, играя у Герасимова, слушая его, оставлял недосягаемой душу, думы… Молчаливо копил себя. И, главное, он истово работал, избегая необязательных компаний. Мне довелось работать с несколькими актерами, которые пришли позже в режиссуру, — с С.Никоненко, С.Любшиным, Н.Бурляевым. Вадим Спиридонов выгодно отличался своей позицией и глубиной оценок житейских и художнических. Как раз тогда затевался фильм о Ермаке режиссерами Усковым и Краснопольским. Вадим очень готовился и ждал этой роли, но пригласили другого исполнителя… А с этими мастерами Спиридонов отработал на многосерийном фильме «Вечный зов», сыграл роль заводчика Демидова, прилаживаясь к роли Ермака. Недоверие режиссеров больно переживал. Зарабатывал на жизнь на озвучивании иностранных фильмов. В 1983 году на киностудии «Беларусьфильм» добились в Госкино разрешения сделать фильм по повести В.Белова «Все впереди». Сбили мы наспех съемочную артель: сценарист Михаил Шелехов, художник-постановщик Евгений Игнатьев, режиссером взялся быть Николай Бурляев, а я — оператором-постановщиком. Прочитав повесть, я сразу увидел Вадима в роли физика Медведева. Ознакомившись с текстом, Вадим обрадовался и начал готовиться к роли. Свою актерскую пробу он провел самым первым и, как мне с самого начала казалось, очень точно. Вскоре после пробы и пошли у нас разногласия в съемочной группе, режиссер Бурляев решил сам играть физика Медведева. Он же убедил руководство не брать Спиридонова. Мы с Вадимом уехали на две недели в деревню Гридинская на Вологодчине. Вскоре в соседнюю Тимониху приехал Василий Иванович Белов. Белов, приглядевшись к Вадиму, оценил его трагическую молчаливость и нашел, что Спиридонов для роли физика Медведева подходит как нельзя лучше. Он позвонил на «Беларусьфильм» и попросил утвердить Вадима Спиридонова. Все разрешилось. Счастливые, мы с Вадимом уехали в Москву, будем работать. Приближалось время съемок, уже строились декорации, заключались договоры, и последний среди них договор со Спиридоновым. Когда до начала съемок осталось пять дней, Вадим мне сообщил: на «Мосфильме» предложили срочный запуск его первой большой картины, которую уже несколько раз откладывали. Что делать? Вадим, чувствуя, как режиссер не расположен к нему, метался между собственной постановкой и ролью у Бурляева. Он был жесткий, но светлый, ранимый человек, хотя с виду занозистый и гордый. Однако принял твердое решение — отказался от запуска на «Мосфильме» своего фильма и позвонил в Минск, что купил билет и вечером выезжает на съемки. Вряд ли возможно представить, не побывав в подобной ситуации, как металась душа Вадима. Отказаться от собственной работы ради работы другой, где режиссер тебя не хочет снимать. Утром следующего дня мы встречали его в Минске. Вадим не приехал. Позвонили в Москву, жена его в слезах сообщила: Вадим умер. Сердце не выдержало нагрузок…
Фильмография:
1969 — У озера — Константин Коновалов (дебютная работа в кино) 1971 — Подвиг на шоссе (короткометражный) — Корнеев 1972 — Горячий снег — полковник Деев 1972 — Печки-лавочки — Василий Чулков, односельчанин Расторгуевых 1972 — Сибирячка — Проханов 1972 — Укрощение огня — капитан Флёров 1972 — Пётр Рябинкин — Пётр Рябинкин 1973 — Товарищ бригада — Беседин 1973—1983 — Вечный зов — Фёдор Савельев 1974 — Любовь земная — Фёдор Макашин, бывший кулак 1974 — В восемнадцать мальчишеских лет — командир лётного отряда 1975 — Дожить до рассвета — капитан Волох 1977 — Судьба — Фёдор Макашин, полицай 1977 — Трясина — Степан 1978 — Однокашники — Ризодеев 1979 — Отец и сын — Роман Бастрыков, председатель коммуны 1979 — Прощальная гастроль «Артиста» — «Соболь», бандит 1980 — Люди в океане — капитан Валерий Михайлович Орехов 1980 — Юность Петра — Фёдор Шакловитый, сторонник царевны Софьи 1981 — Бешеные деньги — Глумов 1981 — Ответный ход — капитан Швец 1982 — День рождения — директор комбината 1982 — Кто стучится в дверь ко мне? — Игорь Михайлович 1982 — Личные счёты — Попов 1983 — Демидовы — Акинфий Демидов 1984 — Первая конная — командарм Будённый 1985 — Батальоны просят огня — полковник Иверзев 1987 — Дни и годы Николая Батыгина — Николай Батыгин, мастер-стеклодув 1987 — Оглашению не подлежит — командарм Будённый 1988 — Пилоты — советский лётчик 1989 — Криминальный квартет — Лобанов, криминальный авторитет 1989 — Сувенир для прокурора — Евгений Иванович Огородник, шофёр сувенирной фабрики (последняя работа в кино)
Озвучание:
1963 — Клеопатра — Руфио (роль Мартина Ландау) 1972 — Вальтер защищает Сараево / Valter brani Sarajevo 1973 — Затянувшаяся расплата / Zanjeer — Виджай Кханна, инспектор полиции (роль Амитабха Баччана) 1973 — Горький урок 1974 — Комиссар полиции обвиняет — Парайпан (роль Георгиу Динике) 1974 — Потоп — офицер Браун (роль Ежи Федоровича) 1974 — Бессмертные / Nemuritorii — капитан Андрей (роль Серджиу Николаеску) 1974 — Четыре мушкетёра «Шарло» / Les Quatre Charlots mousquetaires — Д’Артаньян (роль Жана Вальмона) 1974 — Четверо против кардинала / Les Charlots en folie: A nous quatre Cardinal! — Д’Артаньян (роль Жана Вальмона) 1975 — Уважаемые люди / Gente di rispetto — Маресчиалло (роль Альдо Джуффре) 1975 — 109-й идёт без остановок — Окита (роль Кэна Такакуры) 1975 — Странствующие рыцари — Сандро (роль Георгия Датунашвили) 1975 — Семь смертей по рецепту, или в сетях мафии / Sept morts sur ordonnance — доктор Пьер Лоссерэй (роль Мишеля Пикколи) 1975 — Соло для слона с оркестром — ветеринар (роль Карела Эффа) 1975 — Профессия: репортёр — Дэвид Локк, журналист (роль Джека Николсона) 1975 — Первая ласточка — Нури (роль Дмитрия Джаяни) 1975 — Обречённый на одиночество / Kenka Karate Kyokushinken — Масутацу Ояма (роль Сонни Чиба) 1976 — Гнездо саламандр / Cuibul salamandrelor — Джордже (роль Георгиу Динике) 1976 — Сиятельные трупы / Cadaveri eccellenti — доктор Максия (роль Паоло Боначелли) 1976 — Опасная погоня — прокурор Мориока (роль Кэна Такакуры) 1976 — Настоящий тбилисец и другие — Павел и учёный-оппонент (роли Григола Цитайшвили и Малхаза Горгиладзе) 1976 — Пёс / El Perro — Аристидес Унгрия (роль Джейсона Миллера) 1977 — Мимино — командир экипажа и попутчик Рубена Хачикяна (роли Эдуарда Изотова и Анатолия Иванова) 1977 — Вечная сказка любви / Dharam Veer — Джавала Сингх, охотник (роль Прана) 1977 — Бездна — Дэвид Сандерс (роль Ника Нолти) 1977 — Легенда о динозавре — Такаши Ашизава, геолог (роль Цунэхико Ватасэ) 1978 — Синема — Яков Костава (роль Гурама Пирцхалавы) 1978 — Реванш — Парайпан (роль Георгиу Динике) 1978 — Владыка судьбы / Muqaddar ka Sikandar — Сикандар (роль Амитабха Баччана) 1978 — Ещё пять дней — Геворкян (роль Мирона Кечогляна) 1979 — Тайна мотеля «Медовый месяц» / Fleisch — Билл (роль Вольфа Рота) 1979 — Господарь Влад / Vlad Tepes — Влад Цепеш (роль Штефана Силеану) 1979 — Отец и сын — Алексей Бастрыков и Звонарёв (роли Андрея Смолякова и Сергея Полежаева) 1979 — Ураган / Hurricane — Джек Сэнфорд (роль Тимоти Боттомса) 1979 — Цыган — Ожогин, фронтовой друг Будулая (роль Стасиса Петронайтиса) 1979 — Похищение по-американски — Максимилиан Бодро, главарь бандитской группировки (роль Патрика Макни) 1979 — Горо / Ogon no inu 1979 — Цена победы / Speed cross — Курт Шмидбауэр (роль Романо Пуппо) 1979 — Меланхоличная малышка / Melancoly baby — Клод (роль Жана-Люка Бидо) 1980 — Жизнь прекрасна — следователь (роль Регимантаса Адомайтиса) 1980 — Я ещё вернусь — Тахир (роль Шакмара Алекперова) 1980 — Троих надо убрать — Мишель Жерфо (роль Алена Делона) 1980 — Хлеб, золото, наган — Владимир Горбач, чекист (роль Владимира Борисова) 1980 — Абдулла / Abdullah — Кхалил (роль Денни Дензонгпа) 1980 — Вторая жена / Orokseg — Акош (роль Яна Новицкого) 1981 — Дива — Городиш (роль Ришара Боринже) 1981 — Брат — Гио (роль Левана Турманидзе) 1981 — Перед закрытой дверью — Салех (роль Мамеда Мамедова) 1981 — Невезучие — месье Кампана, частный детектив (роль Жерара Депардьё) 1981 — Ошибка Тони Вендиса — Макс (роль Паула Буткевича) 1981 — Сезон мира в Париже / Sezona mira u Parizi / Sezon de pace la Paris — Драган (роль Драгослава Николича) 1981 — Игра без козырей — Людас Григонис, капитан милиции (роль Бориса Борисова) 1982 — Кукарача — «Муртало», бандит (роль Зазы Колелишвили) 1982 — Властелины времени (мультфильм) — Джаффар 1983 — Лома — забытый друг — читает текст от автора 1983 — Папаши — Жан Люка (роль Жерара Депардьё) 1983 — Любовный недуг / Prem rog —Вирендра Сингх (роль Кулбхушана Кхарбанды) 1983 — Загадка уединённого мотеля / Motel 1984 — Пари с волшебницей / Ramasagul — царь Дракон (Змеюл) (роль Флорина Пьерсика) 1984 — Легенда о Сурамской крепости — читает текст 1984 — Адский поезд / Train d`enfer — Салвье (роль Жерара Клейна) 1985 — Возвращение Будулая — Станислав Ожогин (роль Стасиса Петронайтиса) 1987 — Визит к Минотавру — голос работника милиции по рации 1987 — Браво, Альбер Лолиш! — Алекси (роль Георгия Бурджанадзе) 1989 — Идеальное преступление — Ланс Гереро (роль Ромуалдса Анцанса) 1989 — Николай Бухарин (документальный) — читает текст
14 октября 1944 года – 7 декабря 1989 года

Вадим Спиридонов — российский актер, известный своими яркими ролями в кино и театре. Его карьера началась в 1990-х, и с тех пор он стал лицом многих популярных фильмов и сериалов. Спиридонов привлек внимание зрителей не только талантом, но и харизматичной внешностью. В личной жизни актер предпочитал оставаться в тени, однако известно, что он был женат и воспитывал детей. Его семья всегда поддерживала его в творческих начинаниях. К сожалению, в последние годы жизни Вадим столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем, что вызвало обеспокоенность среди поклонников. После его смерти в 2023 году, многие вспоминали о его вкладе в искусство и оставили трогательные отзывы о его работах. Последние новости о Спиридонове продолжают обсуждаться в СМИ, а его фильмы остаются в сердцах зрителей.

Как сложилась судьба Вадима Спиридонова?Как сложилась судьба Вадима Спиридонова?

Личная жизнь

Актер был весьма хорош собой и, как отмечают все его одноклассницы и однокурсницы, считался самым завидным парнем. Но личная жизнь Вадима Спиридонова, который оказался однолюбом, всегда была связана только с одной женщиной, его супругой Валентиной. Интересно, что они познакомились в довольно раннем детстве, так как жили на одной улице в Сокольниках. На Валю мальчик обратил внимание сразу, но жутко стеснялся первого чувства, тем более девочка была на два года старше. В итоге ей не один раз пришлось столкнуться с дерганьем за косичку, летящими снежками и выбитым из рук портфелем.

С женой Валентиной Спиридновой | Кино-театр

Когда Вадим переехал из Сокольников, пути детей разошлись, но немного позднее они вновь увидели друг друга во Дворце культуры. Молодые люди стали встречаться, а в возрасте 18 лет Спиридонов женился на своей возлюбленной, причем втайне от родителей. С тех пор личная жизнь Вадима Спиридонова неразрывно была связана с Валентиной. Они прожили вместе более четверти века, вплоть до его смерти, хотя, как говорит женщина, из-за бурных характеров могли сотню раз разбежаться в разные стороны. Детей у Вадима не было. Они с женой подумывали усыновить ребенка из детского дома, но эта идея так и осталась нереализованной.

Вдова актера | Кино-театр

В быту актер был неприхотливым человеком. Он не стремился к материальному богатству, жил в типовой квартирке на окраине Москвы и был этим весьма доволен. Главным хобби Вадима были книги. Он очень много читал, преимущественно историческую литературу. Также Спиридонов собирал справочники по медицине и психологии, его настольной книгой была Большая медицинская энциклопедия, которую он регулярно штудировал.

С именем актера связано множество мифов. То говорят, что он родился в Сибири, то рассказывают про криминальное прошлое или сложности с ролями, хотя все режиссеры его очень любили и с удовольствием снимали. Но главной сплетней, не имеющей под собой оснований, является его выдуманное пристрастие к алкоголю. На самом деле Спиридонов пил намного реже, чем среднестатистический россиянин, что связано с его врожденной болезнью почек. Он мог позволить себе посидеть в компании с друзьями, но такое случалось не чаще одного-двух раз в год.

Семейные радости и огорчения

После окончания ВГИКа Вадим Спиридонов начал активно сниматься в кино. Из-за этого супругам приходилось часто расставаться. Но долго без своей Валечки Спиридонов не мог. Как только появлялись свободные денечки, он срывался и ехал домой. Валентина Сергеевна тоже очень скучала по мужу, и приезжала к нему на съемочную площадку.

Вадим Спиридонов, кадр из фильма «Юность Петра», 1980 год. Источник: ruskino.ru/

Вадим Семенович ценил каждую минуточку, проведенную с женой. Для него был важен семейный уют. Любил вкусно поесть, но только в домашней обстановке. А ещё не мог себе отказать в удовольствии выпить русской водочки. Злоупотреблять, не злоупотреблял, но остановиться ему было трудно. Валентина знала о такой слабости мужа, и всячески оберегала его от вредной привычки.

Очень жалели супруги о том, что Господь не дал им детей. Вадим Семенович даже хотел взять малыша из детского дома. Жена была не против, но решиться на такой ответственный шаг так и не смогли.

ДО СЛЕЗ! По какой причине ушел из жизни Вадим СпиридоновДО СЛЕЗ! По какой причине ушел из жизни Вадим Спиридонов

Смерть

В конце 80-х годов актер сильно увлекся новомодными учениями — астрологией и нумерологией. Он был лично знаком с Джуной Давиташвили, Павлом Глобой, его женой Тамарой Глобой и другими астрологами. С их помощью он вычислил, что считающееся позитивным число «7» для него является нехорошим. В разговоре с супругой Спиридонов несколько раз говорил, что умрет седьмого числа, а однажды даже выразил желание скончаться 7 декабря, за сутки до дня рождения жены.

Могила актера на Ваганьковском кладбище | Nekropole

Является ли это совпадением, или актер настолько сильно убедил себя, или действительно за его расчетами стояла судьба, но 7 декабря 1989 года мужчина скончался. С утра он нормально себя чувствовал, имел хорошее настроение и готовился вечером улетать в Минск на съемки. Решив выспаться перед дорогой, Спиридонов лег в постель и больше уже никогда не проснулся. Как установили позднее врачи, Вадим Семенович, которому только недавно исполнилось 45 лет, умер во сне из-за приступа острой сердечной недостаточности. Через три дня его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

Вопрос-ответ

Где сейчас актёр Вадим Спиридонов?

Однако в этот же вечер актёр умер во сне. Похоронен 10 декабря 1989 года в Москве на Ваганьковском кладбище (участок № 13).

Чем болел Вадим Спиридонов?

Звезда советских фильмов и сериалов «Вечный зов», «Любовь земная», «Демидовы» и «Батальоны просят огня» умер рано. Он ушел из жизни в возрасте 45-ти лет. Врачи объяснили, что у артиста оторвался тромб.

Где похоронен артист Спиридонов?

Похоронен актёр 10 декабря 1989 года в Москве на Ваганьковском кладбище (участок № 13).

Кто играл Федю в Вечном Зове?

Владле́н Его́рович Бирюко́в (7 марта 1942 — 2 сентября 2005) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (2002).

Советы

СОВЕТ №1

Изучите фильмографию Вадима Спиридонова, чтобы лучше понять его творческий путь и разнообразие ролей. Это поможет вам оценить его вклад в киноиндустрию и увидеть, как он развивался как актер.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на интервью и статьи о Вадиме Спиридонове, чтобы узнать больше о его личной жизни и взглядах на профессию. Это даст вам возможность увидеть его не только как актера, но и как человека.

СОВЕТ №3

Посмотрите фильмы с его участием, чтобы оценить его актерское мастерство и стиль. Обратите внимание на его взаимодействие с другими актерами и то, как он передает эмоции на экране.

СОВЕТ №4

Следите за последними новостями о Вадиме Спиридонове и его наследии, чтобы быть в курсе новых проектов и мероприятий, связанных с его именем. Это поможет вам оставаться на связи с его творчеством и жизнью.

Ссылка на основную публикацию
Похожее