Россия, Мурманская область, Кировск, улица Советской Конституции
Телефон:
+7 (815) 314-64- Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00приём граждан: ср 17:00-18:00
whatsapp telegram vk email

Сергей Бондарчук-старший: судьба человека и актёра

Сергей Бондарчук — потрясающий человек и сильная личность, актёр, сценарист и кинорежиссёр, который не боялся ответственности

Сергей Бондарчук – в первую очередь педагог, переоценить его вклад в воспитание будущих поколений невозможно. Он один из немногих актёров, который действительно прошёл путь рядового солдата в Великую Отечественную Войну, не отсиживаясь в тылу.
Военный фильм «Судьба человека» стал началом его режиссёрской карьеры. Благодаря его фильмам исказить историю России становится невозможно, будь то царская Россия, великий могучий СССР или современная Российская Федерация.

Сергей Бондарчук — биография советского актёра и гениального режиссёра

Родился Сергей Бондарчук в непростое послереволюционное время в обычной крестьянской семье в украинском селе Белозёрки Херсонской области 25 сентября 1920 г. Его отец был красноармейцем и на момент рождения сына находился на службе. Мама была верующим человеком, крестила сына в Благовещенском монастыре и дала имя в честь Сергея Радонежского.

Детство Сергея прошло в Таганроге, где он и начал театральную деятельность, посещая театральный кружок. После переезда семьи в Ейск, он не оставил своего увлечения и принимал участие в спектаклях Ейского драмтеатра.

Поступая во ВГИК, Сергей Фёдорович по сути являлся профессиональным актёром, но на региональном уровне. До 1942 г он был актёром Театра Красной Армии в городе Грозном и имел диплом об окончании Ростовского театрального училища. Заканчивать обучение во ВГИКе пришлось после войны, перерыв в учёбе зависел не от него, потому что, как и все достойные мужчины военного времени, он защищал Родину.

Сергей Бондарчук у себя дома, 1956 год / © Давид Шоломович / РИА «Новости»

Судьба Сергея Бондарчука-старшего вызывает у врачей интерес не только как у профессионалов, но и как у людей, осознающих сложность человеческой жизни. Его путь, наполненный творческими достижениями и личными испытаниями, демонстрирует, как здоровье и психоэмоциональное состояние могут влиять на карьеру актёра. Врачи отмечают, что стресс и давление, связанные с публичной жизнью, часто становятся причиной различных заболеваний, что, в свою очередь, может отражаться на качестве работы. Бондарчук, несмотря на трудности, сумел сохранить свою индивидуальность и продолжать творить. Это служит напоминанием о важности психического здоровья и поддержки со стороны близких, что особенно актуально для людей, находящихся под постоянным вниманием общества. Врачи подчеркивают, что умение справляться с внутренними конфликтами и находить баланс между работой и личной жизнью — ключ к долголетию и успеху в любой профессии.

Судьба человека (FullHD, драма, реж. Сергей Бондарчук, 1959 г.)Судьба человека (FullHD, драма, реж. Сергей Бондарчук, 1959 г.)

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения ANDREI-STOLIAR

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Сергей Бондарчук — » Судьба режиссера «

Бондарчук Сергей Федорович — Легендарный актер, режиссер, сценарист. Народный артист СССР. Как режиссер, поставил фильмы и сыграл в них: «Война и мир», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Борис Годунов». Сергей Бондарчук — кинорежиссёр-монументалист, актёр-тяжеловес, основатель актёрско-режиссёрской династии, лауреат многочисленных госпремий, обладатель первого «Оскара» за советский игровой фильм, рекордсмен Книги Гиннесса. На волне перестройки коллеги по киноцеху пытались вычеркнуть его из кино как пережиток эпохи застоя. Но история распорядилась по-своему — имена многих из тех «застрельщиков киноперестройки» сегодня помнят лишь специалисты, а фильмы Бондарчука продолжают пересматривать по всему миру.

Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской области. Впервые проявить свой нрав Сергею Федоровичу Бондарчуку пришлось сразу после окончания школы. Отец, Федор Петрович, человек очень строгих правил, предложил сыну пойти учиться на инженера. Но Сергей заявил, что давно принял решение стать артистом. Сын председателя колхоза, потомка запорожских казаков будет «комедиантом»?! Не бывать этому! Однако после, наверное, тысячного отказа отец сдался: «Об одном прошу, сынок, — сказал перед отъездом, — будь актером, а не комедиантом!». Сергей пообещал… В 1937 г., по окончании школы, семнадцатилетний Бондарчук поступил в студию Ростовского театра, но закончить ее не успел — началась война. В 1941 — 1942 годах служил актером в Театре Красной армии в городе Грозном.В 1946 г., после демобилизации из армии, он продолжил учебу в Москве на третьем курсе актерского факультета ВГИКа, который окончил в 1948 году. Свою звездную карьеру корифей советского кинематографа начинал, ночуя на столе директора киностудии им. Горького. Провинциальному мальчику негде было жить в Москве. Мастером его ВГИКовского класса был Сергей Герасимов, и дипломной работой Бондарчука стала роль Валько в фильме Герасимова «Молодая гвардия» (1948). Во время съемок «Молодой гвардии» Сергей Бондарчук женился на начинающей актрисе Инне Макаровой. Они прожили вместе 10 лет. В 1950 году у них родилась дочь Наташа, ставшая впоследствии актрисой и кинорежиссером. Они практически везде сопровождали друг друга. Когда у Сергея были съемки в Киеве, она летела к нему, а он встречал её с цветами, бежал через все летное поле. В 53м году она снималась у Пудовкина, а Сергей в «Адмирал Ушаков», и вот он присылает ей телеграмму что приезжает, пришла Инна встречать, а он по путям с чемоданчиком вышагивает, поезд остановился в неурочном месте. Но однажды, когда Сергей собирался на съемки к Инне, она должна была сниматься в «Высоте», она сказал ему, что они должны расстаться. Сама Инна чувства тяжести не испытала, а вот для Сергея это было шоком.

Бондарчук всегда бил в десятку. Он снялся в главной роли в фильме «Тарас Шевченко» в 1952 году и получил премию на МКФ в Карловых Варах. На родине он так понравился товарищу Сталину, что тот назвал его «истинно народным артистом». Наутро после правительственного просмотра Бондарчуку дали звание народного. Он стал самым молодым народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания. Сталин, увидев Бондарчука на экране, довольно заметил: «Вот настоящий народный артист». И в 1952-м, когда актёру едва стукнуло тридцать два, он получил народного артиста СССР, а также Государственную премию имени генералиссимуса. Парадокс ситуации заключался в том, что в «Тарасе Шевченко» Бондарчук сыграл не проповедника панславянских идей и свержения самодержавия, а бескомпромиссного диссидента, который уже одним фактом своего существования способен нанести урон любой империи. Но именно с этого момента начались стремительное восхождение Бондарчука на советский кинематографический олимп и столь же стремительно растущая неприязнь коллег.

В том же 1955 году Сергей Бондарчук познакомился со своей будущей супругой актрисой Ириной Скобцевой. Тогда она еще была студенткой Школы-студии МХАТ. Затем были съемки фильма С.Ю. Юткевича «Отелло (1956), в котором Сергей Бондарчук играл главную роль. Романтически яркое исполнение классической трагедийной роли принесло Бондарчуку признание не только на Родине, но и за рубежом. Бондарчук долго добивался Скобцевой — та сомневалась, нужно ли связывать жизнь с женатым человеком. Добился! Он вообще был настойчив. В своё время пошёл против воли отца, председателя колхоза. Отец, потомок запорожских казаков, нрава весьма крутого, настаивал, чтобы сын стал инженером. А сын упёрся — буду артистом. И переупрямил отца. А потом смог убедить любимую женщину в искренности своих чувств — возвращаясь из командировки, приехал к Скобцевой прямо из аэропорта и… остался на всю жизнь.

— На съёмках «Отелло» наши отношения стали открытыми, — вспоминает Ирина Константиновна. — А познакомились мы гораздо раньше, года за полтора до этой картины, — случайно встретились на остановке троллейбуса возле «Мосфильма». Оказалось, нам по пути… Когда снимали «Отелло», Бондарчук был женат, в семье росла дочь. Поэтому и угрызения совести у меня были, и сомнения… Но всё перекрывало чувство любви.

В 1959 году Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева поженились и 35 лет шли по жизни рука об руку. Их дети продолжили семейную традицию. Дочь Елена Сергеевна (1962 г.р.) закончила школу-студию МХАТ и стала актрисой. Она работала в Театре имени А.С. Пушкина, затем в Театре имени Моссовета, а затем была одной из ведущих актрис МХАТа имени А.М. Горького. Сын Федор Сергеевич (1967г.р.) — кинорежиссер, актер, выпускник ВГИКа; соруководитель студии «Арт Пикчерс» по производству музыкальных видеоклипов и рекламных роликов. Следующей заметной удачей Бондарчука стала роль доктора Дымова в «Попрыгунье» (1955, по рассказу А. П. Чехова, режиссер С. И. Самсонов), где проявилась лирическая сторона дарования актера. Сын Федор Сергеевич — кинорежиссер, актер, выпускник ВГИКа; соруководитель студии «Арт Пикчерс» по производству музыкальных видеоклипов и рекламных роликов.

Семья: Первая жена: Инна Макарова — актриса кино. Дочь: Наталья Бондарчук (род. 10.05.1950г.) — актриса и кинорежиссёр. Вторая жена (с 1959 года): Ирина Скобцева (род. 27.08.1927г.) — актриса кино. Дочь: Алёна Бондарчук (31.07.1962г. — 07.11.2009г.) — актриса. Сын: Фёдор Бондарчук (род. 09.05.1967г.) — актёр, кинорежиссёр, клипмейкер. Внук: Константин Крюков (род. 07.02.1985г.) — актер.

«Судьба человека» Удачей Бондарчука стало то, что он сразу нашел свою тему. Утвердившись как мастер советского кино, Бондарчук уверенно обратился к эпическому жанру. Великая отечественная война глубоко потрясла его. Всю свою жизнь он фактурно лепил образ сильного одухотворенного советского человека — солдата, защитника Родины. Судьба целого народа и драма отдельного человека выписаны с равной силой в его шедеврах. Сергей Бондарчук — художник с размашистым почерком. Он не захотел ограничиться рамками актерской профессии. Его режиссерский дебют — фильм «Судьба человека» (1959) по рассказу М. Шолохова. Работа Бондарчука в качестве постановщика свидетельствовала о его выдающемся режиссерском таланте. Рассказ о жизни простого человека, воевавшего, попавшего в плен, потерявшего на войне семью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, обретал в фильме эпическое звучание. Он сам сыграл в фильме главную роль (впоследствии он не раз играл в собственных фильмах). Прежде чем начались съёмки фильма, Шолохов захотел лично познакомиться с Бондарчуком. Было несколько встреч в Москве, в основном по ночам. Они много разговаривали. Шолохов просил его: «Почитай с голоса!» Бондарчук читал стихи Шевченко, Пушкина. Как-то Шолохов вдруг сказал: «А руки-то у тебя не те! Вот у нас казачок был. Дали ему как-то за хорошую работу путёвку в санаторий. Пошёл он перед поездкой анализ крови сдавать. Сестра ему иголкой палец колола, колола, но так и не смогла пробить огрубевшую от работы кожу. Казак наш обиделся и в санаторий ехать отказался!» Так, потихоньку, Шолохов вводил его в круг этой народной жизни. «Ты приезжай к нам в Вёшенскую пораньше, — говорил Шолохов. — Поживи среди наших казачков». Бондарчук поехал. А потом сам себе проверку устроил. В костюме Андрея Соколова, в гриме, в паричке седоватеньком пошёл к Шолохову. Постучался в калиточку. Вышла тётушка, которая помогала Шолоховым вести хозяйство: «Тебе кого, служивый?» — «Мне бы Михал Саныча». — «Ну, ты посиди здесь, на лавочке, сейчас позову». Шолохов вышел, пригляделся… Бондарчук смотрит — у Шолохова вдруг бесенята в глазах заиграли: «Ну, — говорит Шолохов, — иди работай!» Сыграв главную роль Андрея Соколова, Бондарчук подчеркнул приверженность актерскому кинематографу, где судьба, характер, душа человека являются смысловым центром и основной художественной ценностью. Дебют принес Бондарчуку Ленинскую премию и Большой приз Московского международного кинофестиваля.

«Война и мир» Три года (1965 — 1967) Бондарчук снимал свой главный фильм — «Войну и мир». Режиссер не упустил из романа почти ничего — и снял фильм эпохальный. В нем занят весь цвет советского кино: Тихонов, Лановой, Ефремов, Кторов, Вертинская, Стржельчик, Табаков. Жена Бондарчука Ирина Скобцева сыграла Элен Безухову. Это забавно, если учесть, что Пьера играет сам Бондарчук. Когда Сергей Бондарчук пригласил Ю.Никулина на съемки фильма «Война и мир», он спросил: «Вы догадываетесь, зачем я вас пригласил?». Ю.Никулин: «Да. Вы хотите мне предложить роль Наполеона». Бондарчук замер в напряжении. А Никулин улыбнулся и они долго смеялись. Фильм точно воспроизводит все эпизоды романа — и военные, и мирные. Но в центре монументального полотна Бондарчука — Бородинская битва. Спустя годы Бондарчук будет вслух мечтать о том, чтобы снять тихий, камерный фильм. «Двое героев сидят в комнате, о чем-то говорят…» Услышав эти рассуждения, Никита Михалков тут же добавил: «А за окном проходит танковая дивизия!»

Бондарчук устроил съемки главной батальной сцены советского кино с колоссальным размахом. В массовке, изображавшей две огромные армии, было занято 15 тысяч человек. У каждого из них было оружие, исторический костюм. На старой Смоленской дороге соорудили Семеновскую деревню и укрепления. Как рассказывают, в распоряжении главного пиротехника Владимира Лихачева было целое войско и солидный арсенал боеприпасов. Пришлось затратить 10 тонн пороха, 10 тысяч дымовых шашек. А сколько еще пушечных снарядов, «шрапнели“ и патронов! И в этом адском грохоте и дыму не произошло ни одного несчастного случая. Массовку укладывали в самых выразительных позах на земле. Облитые водой из пожарных машин люди терпеливо ждали, пока не снимут с десяток дублей. А в это время между телами пробегала огромная овчарка, каркало воронье, а Наполеон на своем белом коне объезжал это жуткое зрелище. Снимали на нашу пленку, которая была, увы, низкого качества. Даже днем приходилось использовать прожекторы, из-за брака некоторые эпизоды снимали по 30—40 раз. Чтобы добавить экспрессии кадрам, построили канатную дорогу над полем боя — по ней «на пушечном ядре» летела камера. Съемки были в самом разгаре, когда внезапно Министерство культуры СССР остановило работы и приказало срочно готовить первую серию для показа на Международном кинофестивале в Москве. Темп монтажа и съемок был такой, что организм Бондарчука не выдержал — у него случились спазмы сердечных и головных сосудов, режиссер пережил четыре минуты клинической смерти. Бондарчук был при дворе, но никогда не был придворным. Мог поставить на место зарвавшегося киноначальника. Мог позволить себе снимать о том, что ему действительно важно. Он не сделал ни одного фильма о современности, в котором пришлось бы показывать руководящую и направляющую роль партии. Не снял ни одной парадной картины о войне — его герои оказывались либо в плену, либо в трагическом отступлении.

Эпическая картина «Война и мир» завоевала главную премию киноакадемии США «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм» (1969). После успешного зарубежного проката «Войны и мир» Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить фильм «Ватерлоо» (1970), где еще раз подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен. Продолжая работать как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссера А. С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в «Выборе цели» (1975, режиссера И. В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанелли в «Оводе» (1980, режиссера Н. П. Мащенко). С 1971 Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974). В 1975 году он снимает фильм «Они сражались за Родину» по повести М. Шолохова. Это один из самых пронзительных и откровенных фильмов о войне. Великих русских солдат в нем сыграли великие русские актеры — сам Бондарчук, Бурков, Тихонов, Никулин. Последнюю свою роль, даже не до конца им озвученную, сыграл в этом фильме Василий Шукшин. Фильм был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.

Фильм «Они сражались за Родину» был удостоен Государственная премии РСФСР им. братьев Васильевых (1977) и специальной премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1976). В фильме «Степь» (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту — перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений. Затем Бондарчук решил экранизировать две книги репортажей американского писателя Джона Рида «Восставшая Мексика» и «10 дней, которые потрясли мир», посвященные двум революциям начала ХХ века — мексиканской и российской. Таким образом появился политический фильм-дилогия «Красные колокола» о роли масс в историческом процессе. «Красные колокола» был удостоен Государственной премии (1984) и Главного приза Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1982). Но рядового советского зрителя он оставил равнодушным. Фильм Бондарчука не будил у него никаких чувств.

Бондарчук взялся за создание своего последнего фильма — экранизацию трагедии Пушкина «Борис Годунов» (по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши), повествующую о русской смуте начала XVII века. Сам он сыграл царя Бориса. Почти никто из тех, с кем Бондарчук начинал съемку фильма, не остался в группе до конца — не многие смогли выдержать его тяжелый характер. Фильм вышел на экраны в апреле 1985 г., накануне Перестройки. Страна стала медленно и неуклонно меняться. На первом в перестроечный период кинематографическом съезде враги Сергея Бондарчука, «имевшие зуб» на все советское кино, которое для них олицетворял именно он, решили отыграться на мастере. Какое-то время режиссер был лишен возможности снимать. В начале 90-х у него появилась возможность экранизировать на итальянские деньги роман Шолохова «Тихий Дон». С итальянцами у Бондарчука давно были теплые отношения – в конце пятидесятых он снялся в картине Роберто Росселини «В Риме была ночь», тот познакомил его с Федерико Феллини и композитором Нино Рота. А Папа Римский в свое время, зная Бондарчука как верующего человека, предложил ему келью в Ватикане, куда он мог приехать в любое время для уединения…

К апрелю 1993 года режиссер отснял весь материал и собрался приступать к монтажу. Началась 19-месячная история его переговоров с продюсером. Бондарчук просит денег на завершение фильма, а итальянцы за его спиной уже ведут переговоры — чуть ли не со всем миром — о прокате якобы готовой картины русского режиссера. В октябре 1994 года обескураженный Бондарчук планировал провести пресс-конференцию, чтобы разрешить недоразумение, но не успел; 20 октября 1994 года он умер в Москве, так и не доведя до конца свой последний фильма, который мог бы стать еще одной гордостью его создателя. Завершил работу отца его сын — Федор Бондарчук. Существуют две версии фильма — телевизионная и общеэкранная. Права на обе картины долгое время принадлежали Италии и США. В 2007 году после долгих переговоров «Тихий Дон» был возвращен на родину и вышел на экраны.

Скачать фильмы Сергея Бондарчука можно здесь>>>

Также интересно:

«Если б я был султан, я б имел трёх жен»

«Я полностью доверяла Серёже» – Инна Макарова о муже Сергее Бондарчуке

Дебют Бондарчука в карьере киноактёра состоялся в фильме “Молодая гвардия”, где он сыграл коммуниста-подпольщика. Во время съёмок студентка 2 курса ВГИКа Инна Макарова, исполняющая роль Любки Шевцовой, заметила мужественного актёра Сергея Бондарчука. Они полюбили друг друга и поженились.

Фото из семейного альбома Инны Макаровой

Их брак можно было бы назвать безоблачным. Ведь в начале 50-х Инна готова была даже воспитывать внебрачного сына Сергея, хотя у них была к тому времени дочь Наташа. Пришлось оформить фиктивный развод, чтобы отец смог усыновить Алёшу. Тогда в СССР были такие законы, усыновить имел право только законный муж матери ребёнка. Брак с Евгенией Белоусовой был зарегистрирован, но совместно они не жили.

«До меня была у него супруга – Евгения Белоусова. С ней Сергей учился в Ростове-на-Дону. Встретились они еще до войны, недолго прожили вместе. Война их разлучила. Сергей уехал в Москву и уже не хотел к ней возвращаться. Я о ней его не расспрашивала. Но потом случилось событие, сделавшее тайное явью.» – рассказала «Комсомольской правде» актриса Инна Макарова.

Однако, подкинув ребёнка, мать мальчика не собиралась отдавать его отцу, её целью было получение алиментов. Несмотря на доверительные отношения Сергея и Инны, через два года после этого случая они развелись, но на этот раз по-настоящему.

Третий брак Бондарчука был с актрисой Ириной Скобцевой, буквально через год после развода с Макаровой. Познакомились Ирина с Сергеем на съёмках фильма «Отелло», где они играли, соответственно, Дездемону и Отелло.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева на съёмках фильма «Отелло» / РИА Новости

Сергей Бондарчук-старший — яркая личность в мире кино и театра, оставившая глубокий след в сердцах зрителей и коллег. Его талант актёра и режиссёра проявился в таких культовых фильмах, как “Война и мир” и “Тихий Дон”, где он смог передать сложные человеческие эмоции и судьбы. Многие отмечают его умение создавать глубокие образы, которые остаются в памяти надолго.

Люди вспоминают о его трудолюбии и преданности искусству, а также о том, как он умел вдохновлять молодое поколение актёров. Однако судьба Бондарчука была не только светлой: личные испытания и сложности в жизни также оставили свой отпечаток. Тем не менее, его наследие продолжает жить, и каждый новый зритель открывает для себя многогранный мир, созданный этим выдающимся мастером.

Сергей Бондарчук старший - актер и режиссер, сценарист и педагог. Его судьба, фильмы и личная жизнь.Сергей Бондарчук старший – актер и режиссер, сценарист и педагог. Его судьба, фильмы и личная жизнь.

Награды[ | ]

Звания[ | ]

  • Герой Социалистического Труда (24.09.1980);
  • Заслуженный артист РСФСР (27.08.1951)[18];
  • Народный артист СССР (17.05.1952);
  • Заслуженный деятель культуры ЧССР.

https://youtube.com/watch?v=dyeTJYFagd8

Премии[ | ]

  • Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение главной роли в фильме «Тарас Шевченко» и роли Сергея Тутаринова
    в фильме «Кавалер Золотой Звезды» (1950);
  • Ленинская премия (1960) — за фильм «Судьба человека» (1959);
  • Государственная премия СССР (1984) — за фильм «Красные колокола»;
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1977) — за фильм «Они сражались за Родину»;
  • Государственная премия Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко (1982) — за исполнение роли кардинала Монтанелли
    в фильме «Овод» (1980);
  • Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969, Академия кинематографических искусств и наук, США) — за фильм «Война и мир».

Призы фестивалей[ | ]

  • МКФ в Карловых Варах (1952, премия актёру, фильм «Тарас Шевченко»);
  • Премия «Давид ди Донателло» за лучший фильм (1971, Академия кинематографии Италии) — за фильм «Ватерлоо»;
  • МКФ в Карловых Варах (1976, приз, фильм «Они сражались за Родину»);
  • ВКФ в Ашхабаде (1979, приз за лучшую мужскую роль, фильм «Отец Сергий»).

Призы за фильм «Судьба человека»[ | ]

  • МКФ в Локарно (1959, главный приз);
  • МКФ в Москве (1959, большой приз);
  • МКФ трудящихся в ЧССР (1959, Особый главный приз);
  • МКФ в Карловых Варах (1970, специальный приз);
  • МКФ в Джорджтауне (1976, почётный диплом).

Призы за фильм «Война и мир»[ | ]

  • 1965 — Большой приз фильму на IV Московском МКФ в 1965 году;
  • 1966 — VII конгресс МАНК в Праге (ЧССР): почётный приз за сложные движения камеры;
  • 1966 — V Международный технический конкурс фильмов в рамках VII Конгресса УНИАТЕК в Праге: почётный диплом;
  • 1969 — Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке;
  • МКФ в Акапулько (1965, Гран-при «Золотая головка Паленке»);
  • МКФ в Венеции (1965, почётный диплом);
  • Конкурс Японской ассоциации любителей кино «Роэй» (1966, «Жемчужный приз» за лучший фильм года).

Призы за фильм «Красные колокола»[ | ]

  • МКФ в Карловых Варах (1982, Приз «Хрустальный глобус», фильм «Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне»);
  • МКФ в Ташкенте (1982, Приз Союза журналистов СССР, фильм «Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне»);
  • МКФ в Ташкенте (1982, Приз Союза журналистов СССР, фильм «Красные колокола. Ф. 2-й: Я видел рождение нового мира»);
  • ВКФ в Ленинграде (1983, Приз оргкомитета, фильм «Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне»);
  • ВКФ в Ленинграде (1983, Приз оргкомитета, фильм «Красные колокола. Ф. 2-й: Я видел рождение нового мира»).

Почётные призы[ | ]

  • МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1992, приз «За выдающийся вклад в славянский кинематограф»);
  • МКФ в Москве (1995, приз «За выдающийся вклад в мировое кино XX века»)[19]

Ордена[ | ]

  • Два Ордена Ленина (04.11.1967; 24.09.1980);
  • Орден Октябрьской Революции (12.04.1974);
  • Орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985);
  • Орден Трудового Красного Знамени (26.09.1970);
  • Орден Дружбы народов (22.08.1986);
  • Орден Почётного легиона (1967, Франция)[20]

Медали[ | ]

  • Медаль «За оборону Кавказа» (1944);
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946);
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
  • Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
  • Медаль «Ветеран труда»;
  • Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР».

«Папка, я знал! Я знал, что ты меня найдёшь!» – режиссерский дебют Бондарчука

В 1959 году был снят фильм «Судьба человека». Прочитав эту повесть М. Шолохова, 31- летний Бондарчук не мог найти себе места. Ему ночами снился Андрей Соколов, плен, солдат, вернувшийся домой с войны, но дома не оказалось, а лишь обгорелый пустырь… И мальчонка-сирота, которого забрал себе измождённый войной фронтовик.

Сергей Бондарчук решил сам снять эту картину и стать исполнителем главной роли. Шолохов сперва не представлял себе в роли своего героя именно Сергея Фёдоровича, но после первых съёмок вынужден был признать, что лучше, пожалуй, никто не смог бы так тонко передать весь ужас войны и всю боль обычного русского мужика, судьбу которого искалечила война.

Сергей Бондарчук в фильме «Судьба человека»

Режиссура

Режиссерская биография Сергея Бондарчука стартовала в 1959 году, когда он был назначен режиссером киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его режиссерский дебют: на экраны вышла картина «Судьба человека» по рассказу Шолохова, где Бондарчук также появился в качестве главного героя ленты, где сыграл вместе с Эллиной Быстрицкой. Фильм был очень тепло встречен зрителями страны и завоевал Ленинскую премию, Большой Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве и много других наград.

Часто Сергей Федорович снимался в фильмах, которые сам режиссировал. Артист замечательно передал характер героя Пьера Безухова в кино-эпопее «Война и мир» в 1966-ом.

Но критики отмечают, что наиболее удачные роли Бондарчука — картины 1970-ых. Это Астров в «Дяде Ване» Андрея Кончаловского, академик Курчатов в ленте «Выбор цели», отец Сергий в одноименной картине, Монтанелли в кинодраме «Овод». Безусловным достижением в мире русского киноискусства становится кино-эпопея Сергея Федоровича «Война и мир». Экранизация великого произведения Льва Толстого принесла режиссеру всемирную славу. Этой работе Бондарчук посвятил 6 лет жизни. Первая серия «Андрей Болконский» вышла на экраны в 1966 году. Потом каждый год – еще три серии. «Война и мир» Бондарчука принесла режиссеру премию «Оскар» и диплом кинофестиваля в Венеции. Фильм был показан в 117 странах мира.

Вскоре мастер поставил фильм «Ватерлоо», где подтвердил свой талант постановки грандиозных батальных сцен в сочетании с тщательной психологической проработкой характеров. Очередным шедевром режиссера была картина «Они сражались за Родину», вышедшая в 1975 году. Впервые в советском кинематографе Сергей Бондарчук показал горечь и драматизм отступления советской армии. Это не понравилось многим чиновникам, но фильм оказался настолько хорош, что завоевал Государственную премию РСФСР.

В 1978 году Сергей Федорович смог реализовать свою мечту и экранизировал повесть Антона Чехова «Степь». А в 1982 году появился новый фильм Бондарчука «Красные колокола» по произведениям Джона Рида. За эту работу режиссер был награжден Государственной премией СССР.

В 1989-1990 годах Бондарчук вместе с продюсером из Италии Энцо Рисполи трудился над постановкой эпической картины «Тихий Дон». Это был последний фильм режиссера. К сожалению, при жизни Сергей Федорович так и не увидел выхода «Тихого Дона» на экраны. Лишь в 2006 году картину удалось закончить и озвучить. Поздней осенью 2006 года 8-серийная лента впервые была показана в одном из кинотеатров столицы, а потом вышла на большие экраны страны.

Не только красота, но и настоящее искусство требует жертв

Съёмки «Войны и мира» стали в истории советского кинематографа самой масштабной и высокобюджетной экранизацией. Режиссёром был назначен Сергей Бондарчук. По непонятным причинам Пырьев сам отказался от этой работы, однако до конца своей жизни с Бондарчуком он потом даже не здоровался.

Это была не единственная ссора Бондарчука с коллегами. Многие не выдерживали “диктата” режиссёра на съёмочной площадке и отказывались от работы, многих отсеял сам Бондарчук. Он не терпел “недоработок” и компромиссных “наполовину”, порою бывал даже жесток, требуя ото всех полной отдачи.

Сергей Бондарчук (в центре) на съемках фильма «Война и мир», 1963 год / © Александр Коньков / ТАСС

Например, он с самого начала не хотел брать Тихонова на роль Болконского. А не добившись от Тихонова естественного вздрагивания во время взрывов, он велел стрелять в него холостыми патронами, едва не доведя актёра до нервного тика. Впоследствии кинокритики поддерживали его первоначальное мнение, а сам Тихонов даже впал от этого в депрессию.

Принципиальность, ответственность и категорическое следование сценарию, который мало чем отличался от текста самого Толстого, не могли пройти бесследно для здоровья Сергея Бондарчука. За эти долгие 6 лет упорной работы съёмки фильма дважды пришлось прерывать. Сперва из-за инфаркта, а затем и вовсе Бондарчук едва не умер, чудом врачам удалось его “вытащить” из состояния клинической смерти.

Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова в кинофильме «Война и мир», 1965 год

Актерская карьера

Сразу же по окончании театрального Сергей Федорович Бондарчук был принят на работу в киностудию «Мосфильм», но параллельно служил в Театре-студии киноактера на Поварской.

Актерская биография Сергея Бондарчука началась с роли подпольщика Андрея Валько в картине «Молодая гвардия». Вскоре начинающий артист появился в ленте «Кавалер Золотой Звезды». Но известность Бондарчуку принесла главная роль в картине «Тарас Шевченко».

Фильм одобрил Иосиф Сталин, вследствие чего Сергей Бондарчук в 31 год получил звание Народный артист СССР. Случай беспрецедентный не только потому, что столь почетное звание было вручено такому молодому артисту, но и потому, что актер «перескочил» обязательную ступень – звание Народный артист РСФСР.

В советский период Сергей Бондарчук был едва ли не единственным киноактером, которому было позволено играть в зарубежных картинах. Так Бондарчук появился в итальянской картине «В Риме была ночь» Роберто Росселлини и югославской ленте «Битва на Неретве» Велько Булайича.

Педагог, профессор и просто депутат Верховного Совета РСФСР

Кроме работы над фильмами, Сергей Бондарчук являлся опытным педагогом. С 1970 по 1988 год он был заведующим кафедрой, с 1974 являлся профессором, а также руководителем актёрской и режиссёрской мастерских.

Будучи с 1970 года членом Партии, Бондарчук был Депутатом Верховного Совета РСФСР с 1963 по 1990 год. А с 1971 года — секретарём правления Союза кинематографистов.

Сергей Бондарчук в роли Астрова в фильме «Дядя Ваня», 1970 год / Рудольф Алфимов / РИА «Новости»

Смерть

Последними актерскими работами Бондарчука были роли в картинах «Случай в аэропорту» и «Гроза над Русью». Последний фильм вышел на экраны в 1992 году. Через 2 года Сергея Федоровича не стало.

Причиной смерти актера и режиссера стал рак желудка. Болезнь развивалась стремительно, пульмонологи утверждали, что требуется срочная операция. Но вместо того, чтобы дождаться операции, Бондарчук выписался и улетел в Италию доснимать «Тихий Дон». Любая задержка грозила неустойкой и угрожала существованию картины.

В Италии у Сергея Федоровича также был шанс вылечиться. Итальянский коллега, тоже страдавший от рака, привел Бондарчука к своему врачу. Но зарубежная платная медицина оказалась режиссеру не по карману.

Близкие и друзья Бондарчука уверены, что своевременное лечение спасло бы режиссеру жизнь.

Бондарчук сгорел от болезни за два месяца. Великого режиссера не стало 20 октября 1994 года. За два часа до смерти Бондарчук исповедовался у иеромонаха Тихона. Сергея Бондарчука похоронили на Новодевичьем кладбище.

Конец советской культуры

Съёмки фильма «Тихий Дон» являлись последней масштабной работой Сергея Фёдоровича Бондарчука, а закончились скандалом с итальянскими коллегами. Те заявили, что бюджет исчерпан. Поскольку к тому времени Союз развалился, то других денег, чтобы завершить монтаж картины, не было.Окончательно закончил работу по монтажу в 2006 году сын Бондарчука Фёдор.

20 октября 1994 г Сергей Фёдорович Бондарчук, гениальный режиссёр и талантливый актёр в возрасте 74 лет не пережил очередного инфаркта и скончался. Похоронили этого великого человека в Москве на Новодевичьем кладбище.

Бондарчук Сергей Фёдорович — гениальный режиссёр и талантливый актёр

Сергей Фёдорович Бондарчук прожил нелёгкую жизнь. Из обычного деревенского парня он стал буквально художником эпохи. И, пожалуй, самым ярким представителем государственной советской культуры. Он не был новатором, но умел передать в своих фильмах душу исстрадавшегося русского народа. Благодаря именно работам Бондарчука новое поколение не позволит исковеркать историю. Его фильмы нетленны.

Фёдор Бондарчук, известный актёр и режиссёр, продолжает дело отца, снимая исторические картины.

Личная жизнь

Первой супругой режиссера стала Евгения Белоусова. В 1944 году у пары родился сын, которого назвали Алексеем. Однако после войны супруги разошлись. Повзрослев, Алексей стал математиком.

Во второй раз Сергей Федорович связал себя узами брака с актрисой Инной Макаровой, с которой его свела судьба на съемочной площадке ленты «Молодая гвардия». У супругов родилась дочь Наталья, которая впоследствии повторила творческий путь отца, выбрав профессию режиссера и актрисы.

Семейный союз Бондарчука и Макаровой просуществовал вплоть до 1959 года. Спустя десять лет брак двух творческих людей распался из-за первой красавицы МХАТа, молодой актрисы Ирины Скобцевой. Она познакомилась с известным режиссером на съемках картины «Отелло», над которым они вместе работали, и навсегда покорила его сердце.

Сергей Федорович женился на своей молодой пассии, с которой прожил 35 лет. В третьем браке у режиссера родилось двое детей: дочь Алена и сын Федор, ныне известный кинорежиссер.

Бондарчук очень трепетно относился к своей красавице-супруге и снимал ее во всех своих картинах. Также он много времени проводил с детьми, прививая им хороший вкус в литературе и живописи.

Сам Сергей Бондарчук старался в редкие минуты досуга посвящать себя любимому делу – написанию картин. Наиболее частыми и любимыми сюжетами его работ были мотивы на религиозную тематику.

Причиной смерти великого актера и режиссера стало онкологическое заболевание, которое буквально за пару месяцев «съело» его изнутри. Перед самой смертью Сергей Федорович успел исповедоваться у иеромонаха Тихона, и 20 октября 1994 года скончался. Похоронен Бондарчук на Новодевичьем кладбище.

Вопрос-ответ

За что Бондарчук получил Оскар?

В 1969 году стал обладателем кинопремии «Оскар» за фильм «Война и мир».

Кто играл мальчика в фильме “Судьба человека”?

Па́вел Евге́ньевич Полу́нин (при рождении Па́вел Влади́мирович Бори́скин) (19 января 1953 — 30 марта 2021) — советский актёр, исполнивший в детстве несколько киноролей, самой известной из которых стала роль Ванюшки в фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека» по одноимённой повести Михаила Шолохова.

Сколько лет было Бондарчуку, когда он играл Пьера Безухова?

В кинофильме «Война и мир» роль 25-32-летнего Пьера Безухова исполняет Сергей Бондарчук, который старше своего героя на 14-21 год.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите биографию Сергея Бондарчука, чтобы лучше понять его путь к успеху и сложности, с которыми он сталкивался. Это поможет вам увидеть, как его личные и профессиональные испытания влияли на его творчество.

СОВЕТ №2

Посмотрите фильмы с его участием, особенно те, которые были сняты им как режиссером. Обратите внимание на его стиль и подход к созданию кино, чтобы оценить его вклад в искусство.

СОВЕТ №3

Обсудите его работы с друзьями или в кино-клубах. Это может обогатить ваше восприятие и дать новые идеи о том, как его творчество отражает человеческие эмоции и судьбы.

СОВЕТ №4

Не забывайте о контексте времени, в котором жил и работал Бондарчук. Изучение исторических событий и культурных изменений поможет вам глубже понять его творчество и его влияние на общество.

Ссылка на основную публикацию
Похожее