Николай Алексеевич Некрасов (1821─1877) — выдающийся русский поэт, писатель и публицист, ставший классиком отечественной литературы. Наибольшую известность получили его произведения «Кому на Руси жить хорошо», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Дедушка Мазай и зайцы». В течение длительного времени он занимался активной общественной деятельностью, руководя журналами «Современник» и «Отечественные записки».
Николай Алексеевич прославился как апологет народных страданий, пытаясь показать через свои произведения истинную трагедию крестьянства. Также он известен как поэт-новатор, активно вводивший в русскую поэзию народные прозаизмы и речевые обороты.
Детство и юность
Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в Винницком уезде Подольской губернии в семье крупного ярославского помещика Алексея Некрасова. В это время полк, в котором он служил, квартировал в этих местах. Матерью великого поэта была полька Елена Закревская. Вскоре после рождения сына отец бросил военную службу, и семья переселилась под Ярославль в родовое имение Грешнево.
Будущий поэт рано познакомился с реалиями крепостной русской деревни и тяжелого крестьянского быта. Все это производило гнетущее впечатление и оставило в его душе глубокий след. Мрачная и унылая жизнь в этих местах откликнется в будущих стихотворениях поэта «Родина», «Несчастные», «В неведомой глуши».
Осложняли суровые реалии плохие отношения матери и отца, что пагубно отражалось на жизни многодетной семьи (у Некрасова было 13 сестер и братьев). Там же, в родном краю, Некрасов впервые заболел поэзией. Вселила любовь к искусству его любимая матушка, которая была хорошо образована. Уже после ее смерти поэт нашел множество книг на польском языке, на полях которых она оставляла заметки. Свои первые стихи, написанные в семилетнем возрасте, маленький Коля также посвятил маме:
Любезна маменька, примите Сей слабый труд И рассмотрите, Годится ли куда-нибудь.
После поступления в гимназию Некрасов покинул родной очаг и наслаждался свободой. Он жил в городе на частной квартире вместе с младшим братом и был предоставлен сам себе. Наверное, поэтому учился он неважно, да и с учителями нередко вступал в словесные перепалки и писал о них сатирические стихи.
В 16 лет Николай переезжает в Петербург. Смена обстоятельств оказалась вынужденной, так как после отчисления из гимназии ему грозила военная карьера с непереносимым для свободолюбивого Коли казарменным духом. В 1838 году он приезжает в столицу с рекомендательным письмом для поступления в кадетский корпус, но вместо этого начинает подготовку к поступлению в университет. Подчеркивая свое желание порвать с ненавистным прошлым, в котором единственным светлым пятном были воспоминания о матери, поэт пишет стихотворение «Мысль».
Первый поэтический сборник Некрасова под названием «Мечты и звуки» не был принят ни критиками, ни самим автором. После этого он надолго отошел от лирики, а все попадающие ему в руки экземпляры книги немедленно уничтожал. До самой смерти Николай Алексеевич не любил вспоминать об этих пьесах и стихах.
Врачи, занимающиеся вопросами образования и психологии, отмечают важность методической разработки уроков по литературе, особенно когда речь идет о таких значимых фигурах, как Н.А. Некрасов. Они подчеркивают, что изучение жизни и творчества поэта способствует не только развитию литературного вкуса у учащихся, но и формированию их эмоциональной сферы. Лирика Некрасова, насыщенная глубокими чувствами и социальными проблемами, позволяет ученикам сопереживать и осмысливать сложные аспекты человеческой жизни. Врачи рекомендуют использовать разнообразные методы: от анализа текстов до творческих заданий, что способствует активному вовлечению учащихся в процесс. Такой подход не только углубляет понимание произведений, но и развивает критическое мышление, что является важным аспектом в образовании.
Причина смерти
Рак кишечника, ставший причиной мучительной смерти, был обнаружен в 1875 г. Страшный диагноз стал следствием того, что 2 последних года жизни поэт провёл, не вставая с постели.
В это время ему была сделана операция, немного продлившая жизнь, но не спасшая его. Новость о том, что первый «народный» поэт и писатель смертельно болен, пронеслась по всей европейской части России. В его адрес посыпалось большое количество писем и телеграмм, ставших вдохновением для начала работы над ещё одним произведением. «Последние песни» многими критиками признаётся лучшей работой автора.
Вечером 8 января 1878 г Николай Алексеевич Некрасов умер в своей постели. Ему было 56 лет.
Ф. М. Достоевский в своём документальном произведении «Дневник писателя» о.
На литературном поприще
После такого поворота отец отказал в материальной поддержке, поэтому Некрасов вынужден был перебиваться случайными заработками и даже рисковал умереть голодной смертью. Тем не менее он свято верил в литературу как наиболее совершенную форму свободной и разумной деятельности. Даже самая тяжелая нужда не заставила его уйти с этого поприща. В память об этом периоде он начал писать, но так и не закончил роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
В период с 1840 по 1843 года Николай Алексеевич занялся написанием прозы, параллельно сотрудничая с журналом «Отечественные записки». Из-под его пера вышло множество рассказов — «Утро в редакции», «Карета», «Помещик 23 лет», «Опытная женщина» и многие другие. Под псевдонимом Перепельского он пишет драмы «Муж не в своей тарелке», «Феокфист Онуфриевич Боб», Дедушкины попугаи», «Актер». Вместе с этим он стал известен как автор многочисленных рецензий и фельетонов.
В 1842 году состоялось долгожданное примирение с отцом, которое открыло ему дорогу домой. «С усталой головой, ни жив ни мертв», — так он описывает возвращение в Грешнево. К тому времени уже престарелый отец простил его и даже гордился способностью сына преодолевать трудности.
На следующий год Некрасов знакомится с В. Белинским, который поначалу не очень серьезно относился к его литературному дару. Все изменилось после появления стихотворения «В дороге», заставившего знаменитого критика назвать его «истинным поэтом». Еще больше Белинский восхитился знаменитой «Родиной». Некрасов не остался в долгу и назвал встречу с ним своим спасением. Как оказалось, поэту с его огромным талантом очень нужен был человек, который озарил бы его своими идеями.
Методическая разработка урока по творчеству Н.А. Некрасова вызывает интерес и положительные отзывы среди педагогов. Учителя отмечают, что данный подход позволяет глубже понять не только биографию поэта, но и его лирику, отражающую социальные и философские проблемы своего времени. Важным аспектом является использование различных методов обучения: от анализа текстов до обсуждения их актуальности в современном контексте. Это способствует развитию критического мышления у учащихся и формированию их личной позиции. Кроме того, уроки, основанные на методических разработках, часто включают творческие задания, что делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. Учителя также подчеркивают, что такие занятия помогают создать атмосферу доверия и открытости, где каждый ученик может высказать свои мысли и чувства, связанные с произведениями Некрасова.
Серьёзный шаг. Начало творчества
Следующим шаг Н. Некрасов — это переезд в Санкт-Петербург, где он подал желание посещать лекции в университете.
Отец писателя был строгим и принципиальным человеком, который хотел, чтобы его сын стал военным. Сын пошёл против воли отца, лишая себя финансовой помощи и уважения со стороны семьи.
В новом городе, чтобы выжить, приходилось зарабатывать написанием статей. Так и произошло знакомства начинающего поэта с известным критиком Белинским. Через пару лет Некрасов становится владельцем известного литературного издания, имевшее большое влияние, «Современник», но вскоре цензура закрывает журнал.
Певец души народной
После написания стихотворения «В дороге», обнажавшего душу интеллигентного человека, которому были не чужды народные страдания, он создает еще около десятка произведений. В них автор аккумулирует всю свою ненависть к бессмысленному мнению толпы, готовой клеймить лживой и пустой болтовней любую жертву тяжелой жизни. Его стихи «Когда из мрака заблужденья» стали одной из первых попыток русских авторов показать светлый образ женщины, загибавшейся от нищеты и несчастий.
В период с 1845 по 1854 год поэт писал не так много, создавая бессмертные стихи «Памяти Белинского», «Муза», «Маша», «Несжатая полоса», «Свадьба». В них трудно не заметить того призвания, которое нашел в своей судьбе великий поэт. Правда, он пока еще с особой осторожностью шел по этому пути, чему способствовали и не лучшие годы для литературы, связанные с усилением реакционного николаевского режима.
Общественная деятельность
Начиная с 1847 года, поэт встал у руля журнала «Современник», став его издателем и редактором. Под его руководством издание превратилось в полноценный орган революционно-демократического лагеря, с ним сотрудничали самые передовые литературные умы России. Несмотря на отчаянные попытки спасти журнал, когда Некрасов продекламировал свои стихи на обеде в честь знаменитого графа Н. Муравьева («вешателя»), в 1866 году «Современник» был закрыт. Поводом к столь решительному шагу властей стали выстрелы Каракозова в Летнем саду, чуть не стоившие жизни императору. До последних дней жалел поэт о своем поступке, назвав это «звуком неверным».
Спустя два года Некрасов все же вернулся к издательской деятельности, приобретя право на издание «Отечественных записок». Этот журнал станет последним детищем Николая Алексеевича. На его страницах он публиковал главы знаменитой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и ряд сатирических произведений.
Поздний период
Гораздо более плодотворным был период с 1855 по 1864 год, который начался с воцарения нового императора Александра II. В эти годы Некрасов предстает как истинный творец поэтических картин народной и общественной жизни. Первым произведением в этом ряду стала поэма «Саша». Так получилось, что на это время пришелся общественный подъем, в том числе и зарождение народнического движения. Откликом на это неравнодушного поэта и гражданина стало написание поэмы «Коробейники», «Песни Еремушке», «Размышления у парадного подъезда» и, конечно, «Поэт и гражданин». Стремясь поддержать порыв революционной интеллигенции, он призывает к подвигу и самопожертвованию ради народного счастья в стихотворении «Сеятелям».
Поздний творческий период характеризуется присутствием в стихах элегических мотивов. Они нашли выражение в таких стихотворениях, как «Утро», «Элегия», «Три элегии», «Уныние». Особняком стоит самое известное произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо», ставшая венцом его творческой деятельности. Ее можно назвать настоящим путеводителем по народной жизни, где нашлось место народным идеалам свободы, выразителем которых стал герой произведения Гриша Добросклонов. Поэма содержит большой пласт крестьянской культуры, донесенной до читателя в форме поверий, поговорок, разговорного народного языка.
В 1862 году после расправы со многими друзьями-радикалами Некрасов возвращается в родные места на Ярославщине. Пребывание на малой родине вдохновило поэта на написание поэмы «Рыцарь на час», которую автор особенно любил. Вскоре он купил собственную усадьбу Карабиха, куда приезжал каждое лето.
Могила Некрасова
Толпы молодых демонстрантов провожали траурную процессию до петербургского Новодевичьего кладбища, где писатель был похоронен. Позже стало известно, что в церемонии прощания и похоронах классика принимали участие представители тайного революционного общества «Земля и воля» и несколько других, подпольных организаций.
Поэт и гражданин
В русской литературе Николай Некрасов занял свое, совершенно особенное место. Он стал настоящим народным поэтом, выразителем его чаяний и страданий. Обличая пороки властьпридержащих, он, как мог, заступался за интересы угнетенной крепостничеством деревни. Тесное общение с соратниками по «Современнику» помогло сложиться глубоким нравственным убеждениям, связанным с его активной гражданской позицией. В своих произведениях «О погоде», «Плач детей», «Размышления у парадного подъезда» он делится с читателями своими революционными идеями, рожденными во имя народного счастья.
В 1856 году увидел свет литературный сборник «Стихотворения», ставший своеобразным манифестом прогрессивной литературы, мечтавшей навсегда снять оковы крепостничества. Все это способствовало росту авторитета Николая Алексеевича, который стал нравственным ориентиром для многих представителей тогдашней молодежи. И не случайно его гордо называли самым русским поэтом. В 1860-е годы утвердилось понятие «Некрасовская школа», в которую «зачисляли» поэтов реального и гражданского направления, писавших о народе и говоривших со своим читателем его языком. Среди самых известных авторов этого течения выделяются Д. Минаев и Н. Добролюбов.
Отличительной чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность. В своих стихах «Колыбельная песня», «Современная ода» он высмеивает знатных лицемеров и буржуазных филантропов. А в «Суде» и «Песне о свободном слове» виден яркий остросатирический политический подтекст. Поэт изобличает цензуру, помещиков-крепостников и иллюзорную свободу, данную императором.
Последние годы жизни Некрасов страдал от тяжелого онкологического заболевания желудка Он согласился на проведение операции знаменитым доктором Бильротом, но она оказалась безуспешной. Не спасла от тяжелого недуга и поездка в Крым — 27 декабря 1877 Николая Алексеевича не стало. Его похороны превратились в беспрецедентное выражение народных симпатий тысяч людей, пришедших в морозный зимний день почтить память великого поэта.
Годы жизни писателя
Поэт, родившийся в зажиточной помещичьей семье, провёл свои детские годы в Ярославской губернии. У него было 13 братьев и сестер. Отец отличался любовью к картам и женщинам, жестоким отношением к крепостным. Мать была очень красивой, образованной женщиной и страдала от выходок мужа, хотя вышла за него по любви. Все это навсегда запечатлелось в памяти Николая Некрасова.
На протяжении всей жизни он пишет о притеснениях и страданиях русского народа, проблемах крестьян. Своими трудами он добавил в отечественную литературу много новшеств, в частности, одним из первых стал использовать в русской художественной литературе обычный разговорный язык.
Личная жизнь
В самые тяжелые времена безденежья Некрасову помог известный в Петербурге держатель литературного салона Иван Панаев. В его доме поэт познакомился со многими выдающимися деятелями литературы — Достоевским, Тургеневым, Салтыковым-Щедриным. Особняком стояло знакомство с красавицей Авдотьей Панаевой, супругой Ивана. Несмотря на ее твердый нрав, Некрасов сумел добиться расположения женщины. После пришедших успехов Николай Алексеевич приобрел большую квартиру на Литейном, куда въехала и семья Панаевых. Правда, супруг давно охладел к Авдотье и не питал к ней никаких чувств. После смерти Панаева долгожданный брак с Авдотьей не состоялся. Она быстро вышла замуж за секретаря «Современника» А. Головачева и съехала с квартиры.
Терзаемый неразделенной любовью, Некрасов вместе с сестрой Анной отправляется за рубеж, где встречает новую пассию ─ француженку Седину Лефрен. В течение пяти лет они будут поддерживать отношения на расстоянии, однако, получив от преуспевающего издателя много денег, она навсегда исчезла из его жизни.
В конце жизни Некрасов сблизился с Феклой Викторовой, которую по легенде выиграл в карты. Она была девушкой незнатного происхождения и часто стеснялась своего присутствия среди образованного общества. Испытывая к ней скорее отцовские чувства, поэт наградил девушку своим отчеством и поспособствовал приобретению нового имени ─ Зиночка. Косвенным доказательством этого служит тот факт, что все свои поздние стихи он посвящал А. Панаевой.
Тем не менее незадолго до смерти, уже сильно ослабший и истощённый, поэт решился на венчание с Феклой, которое состоялось во временном храме, сооруженном прямо в столовой его дома.
Страсть к картам
Род Некрасовых был старинным, но обедневшим. Как-то в разговоре отец привел интересные факты из жизни. Некрасова, как оказалось, не случайно тянуло к картам. Прапрапрадед Николая Алексеевича проиграл семь тысяч душ крепостных, прапрадед – две, дед – одну. А у отца поэта состояния уже почти не осталось. Так страсть к игре стала причиной того, что некогда богатая семья потеряла свое благополучие.
Для Николая Алексеевича все началось в 1854 году, когда он и Панаев стали членами Английского клуба. С этой поры поэт часто проводил вечера за столом, покрытым зеленым сукном. Люди, игравшие вместе с Николаем Алексеевичем, отмечали, что он никогда не терял выдержки и самообладания. Всегда взвешивал свои шансы и умел в нужный момент остановиться. Вероятно, потому его дела шли куда лучше, чем у предков – он выигрывал довольно крупные суммы. Полученные деньги шли на обеспечение достойного уровня жизни, помощь родным, включая отца, и сотрудникам «Современника».
Вопрос-ответ
Каковы основные этапы подготовки методической разработки урока по творчеству Н.А. Некрасова?
Основные этапы подготовки включают: изучение биографии и творчества Н.А. Некрасова, определение ключевых тем и мотивов его лирики, разработку структуры урока, выбор методов и приемов обучения, а также подготовку дополнительных материалов и заданий для учащихся.
Какие литературные произведения Н.А. Некрасова стоит рассмотреть на уроке?
На уроке следует рассмотреть такие произведения, как “Кому на Руси жить хорошо”, “Русские женщины”, “На поле Куликовом”, а также его стихотворения, отражающие социальные и философские темы. Это поможет учащимся глубже понять его лирику и общественные взгляды.
Как можно оценить эффективность урока по творчеству Н.А. Некрасова?
Эффективность урока можно оценить через анализ активности учащихся, их вовлеченности в обсуждение, выполнение заданий и тестов, а также через обратную связь, полученную от студентов о том, насколько им была понятна и интересна тема урока.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Н.А. Некрасова, чтобы глубже понять его творчество. Обратите внимание на ключевые события его жизни, которые могли повлиять на его поэзию и мировосприятие. Это поможет вам создать более полное представление о его лирике и темах, которые он поднимал в своих произведениях.
СОВЕТ №2
Анализируйте основные темы и мотивы в лирике Некрасова. Обратите внимание на социальные, философские и личные аспекты его стихотворений. Это позволит вам не только лучше понять его творчество, но и подготовить интересные задания для учащихся, которые помогут им развить аналитические навыки.
СОВЕТ №3
Используйте мультимедийные ресурсы для иллюстрации урока. Включите аудиозаписи стихотворений Некрасова, видеоролики о его жизни и творчестве, а также изображения, связанные с его эпохой. Это сделает урок более увлекательным и поможет учащимся лучше воспринимать материал.
СОВЕТ №4
Организуйте дискуссию или дебаты на тему актуальности лирики Некрасова в современном мире. Это позволит учащимся не только выразить свои мысли, но и научиться аргументировать свою точку зрения, что является важным навыком в литературном анализе.