Фрида Кало (исп. Frida Kahlo de Rivera, 6 июля 1907, Койоакан, Мексика – 13 июля 1954, Койоакан, Мексика) – мексиканская художница, прославившаяся благодаря своим сюрреалистическим картинам. В юности Фрида попала в автокатастрофу, которая наложила отпечаток на всю ее жизнь и сказалась на творчестве. Писать Кало начала, будучи прикованной к постели. Художница прославилась в Европе (в частности, благодаря своему мужу Диего Ривере), но всегда мечтала о признании на родине. Первая персональная выставка Фриды в Мексике состоялась в 1953 году, незадолго до ее смерти. Особенности творчества художницы Фриды Кало: по большей части в своих символических работах Фрида рассказывает о себе – своих переживаниях, физической и душевной боли. Внушительную часть ее картин составляют автопортреты, на которых ее обычно окружают растения и животные. Кроме того, Фрида часто обращается к теме болезни и смерти.
Известные картины Фриды Кало: «Сломанная колонна», «Две Фриды», «Всего-то несколько царапин!», «Сон (Кровать)», «Фрида и Диего Ривера», «Госпиталь Генри Форда», «Раненый олень».
Мексиканцы – странный народ, уж очень необычный. Они раскрашивают свою одежду, свои дома и всю свою жизнь в небесные и солнечные цвета, разговаривают на каком-то собственном, особенно певучем испанском, а песнями и вовсе вынимают душу. Они поклоняются Санта Муэрте («Святой Смерти»), а главный национальный праздник – День мертвых – превращают в настоящее торжество жизни. Где же еще, если не здесь, могла родиться такая личность, как Фрида Кало?
Фрида – один из тех редких случаев в мире искусства, когда популярность художника обусловлена по большей части его трагической личной историей, оттесняющей на второй план талантливые работы. Всю жизнь она будто бы бежала наперегонки со смертью, то отставая, то выбиваясь вперед, то отчаянно цепляясь за жизнь, то мечтая «уйти и никогда не возвращаться». Как бы парадоксально это ни звучало, смерть оказалась самой верной спутницей Кало на всем ее жизненном пути.
Детство Фриды
Фрида Кало Кальдерон родилась в деревне Койоакан на окраине Мехико 6 июля 1907 года в семье фотографа Гильеремо Кало и Матильды Кальдерон. Кало утверждала, что родилась в знаменитом лазурном доме, который сейчас фотографируют тысячи туристов, приезжая в Мехико, но на самом деле роды проходили в соседнем доме, где жила бабушка Фриды.
В шесть лет Кало заболела полиомиелитом — обычно заболевание поражает нервную систему и может привести к параличу конечностей или всего тела. В случае Фриды болезнь поразила правую ногу, из-за чего та стала тоньше левой. Свой недуг Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками.
Болезнь сделала Фриду замкнутой, над ней стали издеваться сверстники, но внутри семьи девочку окружили заботой. Отец Гильеремо занимался с дочерью боксом, чтобы она восстановилась, несмотря на то, что этот вид спорта считался мальчишеским. Также он обучал Фриду литературе и философии, научил ее фотографировать и ретушировать фотографии.
Из-за полиомиелита Кало пошла учиться позже остальных детей. Сперва она поступила в немецкую школу, но оттуда ее исключили за непослушание и отправили в школу, где готовили педагогов. Там девочка столкнулась с домогательствами преподавательницы и вскоре снова ушла из школы.
В 1922 году, когда Фриде было 15 лет, она поступила в одно из лучших образовательных учреждений Мексики — Национальную подготовительную школу «Препаратория». Там она изучала медицину и готовилась стать врачом. Поступить туда было непросто, тем более, в то время девочек только начали принимать в это заведение, но Кало показала хорошие результаты в учебе. Из принятых в тот год 2000 студентов было всего 35 девочек.
Кало чувствовала себя неловко из-за того, что была самой старшей на своем курсе, поэтому скрывала свой настоящий возраст. Она говорила, что родилась в 1910 году — в год начала революции и называла себя «дочерью революции». Внутри школы Кало вместе с восемью одноклассниками организовала неформальный кружок «Качучас». Там они занимались искусством и философией. Также члены кружка культивировали идеи национальной идентичности и освобождения от колониального мышления. Позже все участники «Качучас» станут главными деятелями мексиканской культурной элиты.
Фрида Кало, мексиканская художница, известна своим уникальным стилем и яркими автопортретами, отражающими её внутренние переживания и физическую боль. Врачи отмечают, что её творчество стало способом борьбы с тяжелыми заболеваниями и травмами, которые она перенесла в жизни. Личная жизнь Кало, полная страстей и трагедий, также нашла отражение в её работах. Она была замужем за известным художником Диего Риверой, и их сложные отношения вдохновили множество её картин. Врачи подчеркивают, что искусство Фриды не только отражает её личные страдания, но и служит источником вдохновения для многих, кто сталкивается с болезнями и трудностями. Её способность преобразовывать боль в красоту и силу является важным аспектом её наследия.
Некрасавица и чудовище
«Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению», — так скажет Ривера о юной Кало. Ее работами он был покорен, а от нее самой потерял голову. А ведь Фрида не являлась красавицей с точки зрения общепринятых стандартов.
Густые черные брови, сросшиеся на переносице, усики над верхней губой — все то, от чего женщины избавлялись, наша героиня, наоборот, подчеркивала.
Сам Диего тоже был далеко не Ромео. Огромного роста, совершенно нескладный, ужасно толстый, с торчащими в разные стороны волосами и выпученными от постоянного возбуждения глазами, а еще эти мясистые губы, которые он все время облизывал…
И тем не менее эти двое испытывали друг к другу сильнейшее влечение, от которого земля уходит из-под ног, а сердце вот-вот вырвется из груди. Расписаться решили несколько недель после знакомства.
Авария и начало художественного пути
Фриде было 18 лет, когда она вместе с парнем Алехандро попала в страшную аварию: деревянный автобус, на котором они ехали, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, металические перила прошли через ее таз.
Месяц она провела в больнице, а после почти год была прикована к кровати. От карьеры врача пришлось отказаться, поэтому Фрида задумалась о профессии медицинского иллюстратора. Она попросила у отца кисти и краски. Ей установили специальный подрамник, позволявший писать лёжа, а под балдахином кровати прикрепили большое зеркало.
Лежа в постели, восстанавливаясь после тяжелой аварии, она начала писать первые картины. С тех пор темы смерти и хрупкости человеческого тела нередко проявлялись в ее картинах. А больничная кровать стала определенным символом ее творчества.
Большинство работ, которые Кало написала за то время, — портреты сестер, школьных подруг и себя самой. Но самой первой картиной стал автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и знаю себя лучше всего».
После выздоровления Фрида вступила в Коммунистическую партию Мексики и познакомилась со многими политическими активистами и художниками, в том числе с изгнанным кубинским коммунистом Хулио Антонио Мелле и фотографом Тиной Модотти. Именно последняя представила Фриду ее будущему мужу — Диего Ривере — одному из самых успешных художников того времени.
Фрида Кало — одна из самых известных и влиятельных художниц XX века, чье творчество продолжает вдохновлять и вызывать восхищение. Родилась в 1907 году в Мексике, она с ранних лет столкнулась с физическими страданиями, что отразилось в её искусстве. Кало создала уникальный стиль, сочетая элементы народного искусства и сюрреализма, часто исследуя темы идентичности, боли и женственности.
Её личная жизнь была полна страстей и трагедий, включая tumultuous отношения с художником Диего Риверой. Фрида использовала автопортреты как способ самовыражения, что сделало её работы глубоко личными и универсальными одновременно. Люди восхищаются её смелостью и искренностью, а также тем, как она смогла превратить свои страдания в искусство. Сегодня Фрида Кало является символом феминизма и культурной идентичности, а её наследие продолжает жить в сердцах поклонников по всему миру.
Любовь или предательство?
В романе Фриды и Диего было все: безудержная страсть, необыкновенная преданность, великая любовь в неразрывной связи с предательством, ревностью и болью.
Посмотрите на картину ниже. Это «Сломанная колонна», которую Фрида написала в 1944 году, отразив в ней свои горести.
Внутри тела, некогда полного жизни и энергии, виднеется рушащийся столб. Опора этого тела – позвоночник. Но есть и гвозди. Множество гвоздей, которые олицетворяют боль, принесенную Диего Ривера. Как уже было сказано выше, он не стыдился изменять Фриде. Очередной его любовницей стала сестра Фриды, что оказалось для нее ударом. Диего же на это отвечал так: «Это лишь физическое влечение. Говоришь, тебе больно? Но нет, это просто пара царапин».
Очень скоро одна из картин Фриды Кало получит название, в основе которого – эти слова: «Всего-то несколько царапин!»
Диего Ривера действительно был человеком с очень сложным характером. Однако это то, что вдохновляло художницу Фриду Кало. Вдохновляло через боль, все крепче связывая две сильные личности. Он изматывал ее, но одновременно с этим безмерно любил и уважал.
Брак голубки и слона
Сам Диего Ривера так описывал одну из первых встреч с Фридой: «Я работал на одной из фресок в здании Министерства образования, когда услышал: «Диего, пожалуйста, спустись оттуда! Я хочу обсудить кое-что важное с тобой!» Я повернул голову и посмотрел вниз. На земле подо мной стояла девушка лет восемнадцати. У нее было прекрасное нервное тело, увенчанное тонким лицом. Ее волосы были длинными; темные и густые брови сходились над переносицей. Они были похожи на крылья черного дрозда, и их черные арки обрамляли два темных карих глаза».
Фрида Кало и Диего в Мехико, 1933. Фотограф: Martin Munkácsi
Фрида сказала Ривере: «Я пришла сюда не ради удовольствия. Мне нужно заработать на жизнь. Я написала несколько картин и хочу, чтобы ты оценил их как профессионал. Мне нужно честное мнение, потому что я не могу просто тешить свое тщеславие. Я хочу, чтобы ты честно сказал мне, смогу ли я стать достаточно хорошим художником, чтобы это стоило моего времени. Посмотришь на них?»
Кало показала ему три портрета. Ривера был впечатлен, в полотнах он считал необычную энергию, характер и в то же время серьезность. В них не было тех приемов, к которым обычно прибегают начинающие художники, чтобы показаться оригинальными. Напротив, Ривера видел в них честность и самобытность. Для него было очевидно, что Фрида — настоящая художница. «Тогда я об этом еще не знал, но Фрида уже стала самой важной частью моей жизни. И оставалась до самой своей смерти на протяжении последующих 27 лет», — писал Диего.
Несмотря на то, что Ривера был старше Кало на 20 лет, они начали встречаться и планировали пожениться. Мать Фриды были против союза и назвала его браком между голубкой и слоном: Ривера был высоким и грузным, а Кало — миниатюрной и хрупкой. Отец же брак одобрил. Он знал, что Ривера богат и сможет без труда содержать семью.
После свадьбы Фрида и Диего переехали в штат Морелос, где во время гражданской войны проходили одни из самых тяжелых боев. Это переезд оставил отпечаток на творчестве Кало. Она все больше черпала вдохновение в мексиканском народном искусстве. Также, по мнению историка Андреа Кеттенманна, на нее серьезно повлиял трактат мексиканского художника Адольфо Бест Моугарда. В ее работах можно найти приемы, которые он в целом описывал: отсутствие перспективы и сочетание элементов доколумбийского и колониального периодов мексиканского искусства.
Подобно многим мексиканским художницам Фрида стала носить платья доиспанской эпохи: длинные красочные юбки — костюм теуаны, сложные головные уборы и массивные украшения. Такой стиль помогал Фриде выразить свои феминистские и антиколониальные идеалы, она не хотела подчиняться европейской моде — и своему стилю она оставалась верна, даже когда они с Диего в 1931 году переехали в Сан-Франциско.
Личная жизнь
Еще в годы учебы Кало познакомилась со своим будущим мужем – мексиканским художником Диего Риверой. В 1929 году их пути снова пересеклись. На следующий год 22-летняя девушка стала законной супругой 43-летнего живописца. Брак Диего и Фриды современники в шутку называли союзом слона и голубки (знаменитый художник был намного выше и толще супруги). Мужчину дразнили «принцем-жабой», однако ни одна женщина не могла устоять перед его обаянием.
Магдалена знала о неверности мужа. У самой художницы в 1937 году разгорелся роман со Львом Троцким, которого она ласково называла «козликом» из-за седых волос и бороды. Дело в том, что супруги были рьяными коммунистами и по доброте душевной приютили у себя бежавшего из России революционера. Закончилось все громким скандалом, после которого Троцкий спешно покинул их дом. Также Кало приписывали роман с известным поэтом Владимиром Маяковским.
Using both psychological and photographic techniques, a photographer captured the bond between Diego Rivera and Frida…
Опубликовано The New York Times Вторник, 24 мая 2021 г.
Фрида Кало и ее муж Диего Ривера
Все без исключения амурные истории Фриды окутаны тайной. Среди предполагаемых любовников художницы числилась и певица Чавела Варгас. Поводом для сплетен послужили откровенные фотографии девушек, на которых Фрида, облаченная в мужской костюм, утопала в объятиях артистки. Впрочем, Диего, открыто изменявший жене, на ее увлечения представительницами слабой половины человечества не обращал внимания. Такие связи представлялись ему несерьезными.
Несмотря на то, что супружеская жизнь двух звезд изобразительного искусства не была образцовой, Кало не переставала мечтать о детях. Правда, из-за травм женщине так и не удалось испытать счастье материнства. Фрида пробовала вновь и вновь, но все три беременности закончились выкидышем. После очередной потери ребенка она взялась за кисть и начала рисовать детей («Больница Генри Форда»), в основном, умерших – так художница пыталась примириться со своей трагедией.
Американский период
В США Диего рисовал фрески для фондовой биржи в Сан-Франциско и Калифорнийской школы изящных искусств. Как и в Мексике, в США Диего был знаменитостью, Фриду же знали только как его жену. В это время ее представили известным американским фотографам и художникам, в том числе Николасу Мюрею, с которым у нее завязался 10-летний роман.
Шесть месяцев в Сан-Франциско стали продуктивными для Фриды — она написала одну из самых знаменитых картин «Фрида и Диего Ривера». Это двойной портрет. На картине Фрида и Диего стоят держась за руки — это символ любви. В руках у Риверы палитра и кисть, потому что Фрида всегда восхищалась его талантом. В отличие от других работ, где много красок и разных сцен, в этой нет ничего, что могло бы отвлечь внимание от персонажей. Неожиданно для самой Фриды полотно оказалось на ежегодной выставке Общества женщин-художников — это был первый раз, когда ее работу представили публике.
Фрида и Диего Ривера, 1931
После короткого возвращения в Мексику Кало с Риверой снова приехали в США в 1932 году, на этот раз в Детройт. В этот приезд Фрида уже бегло говорила по английски и не стеснялась общаться с прессой. В первый же день она сказала, что из них двоих она — лучший художник.
Многие аспекты жизни в США ей не нравились. Американцы в большинстве своем казались Кало скучными и черствыми. В письме к подруге Фрида писала: «Я видела здесь тысячи людей, которые испытывают самые ужасные страдания без еды и без сна. Ужасно видеть богачей, которые устраивают вечеринки ночью и днем в то время, как тысячи людей умирают от голода». В Детройте ее также возмущало, что некоторые гостиницы не принимали еврейских гостей.
В художественном плане год проходил хорошо. Кало стала пробовать новые техники, например, травления и фрески, стала делать упор на темы боли, хрупкости тела, человеческих страданий. Она пишет несколько картин в манере ретабло (мексиканские небольшие красочные картинки, нарисованные в благодарность святым). Среди картин, написанных в манере ретабло, — знаковые «Больница Генри Форда» и «Автопортрет на границе Мексики и США».
Больница Генри Форда, 1932 год
Автопортрет на границе Мексики и США, 1932 год
Первая нарисована после второго выкидыша. На ней Фрида лежит на больничной койке. Над животом держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, — это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка — символ медленного течения неудавшейся беременности. Анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же, как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша — поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка. Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего.
Вторая картина демонстрирует двойственное отношение Фриды к США. Кало изображает себя на пьедестале в виде живой статуи с флажком Мексики в руке. Ее фигура разделяет композицию на две части. Слева — родная Мексика, ее история и символы, включенные в круговорот природы. Справа — образ США, где царят машины, небоскребы, механизмы и дымят трубы.
И хотя ни одна из написанных в этот год работ не была представлена на выставках в Детройте, местная газета сделала интервью с Фридой, которе сниходительно озаглавили: «Жена мастера росписи балуется произведениями искусства».
Брак с Диего Риверой
Отношения двух гениев были страстными и тяжелыми. Брак начался со скандала на свадьбе. Ривера перепил текилы, схватил пистолет и начал палить в воздух. Его едва успокоили. Любимец женщин, он открыто изменял жене, чтобы заставить ее страдать, даже не скрывая своих мотивов.
Фрида Кало с мужем
Из чувства мести Фрида пыталась заводить романы на стороне — не только с мужчинами, но и с женщинами. Но ее интрижки всегда заканчивались плохо.
В 1939 году Ривера соблазнил младшую сестру Фриды. На этот раз художница не выдержала унижения. Супруги расстались, но через год снова начали жить вместе.
Диего и Фрида
Автокатастрофа 1925-го года навсегда лишила Кало надежды иметь детей. Она три раза была беременна, но каждый раз все заканчивалось выкидышем.
Картина Фриды Кало «Сломанная колонна»
Боли в позвоночнике мучили Кало всю жизнь. Ей постоянно приходилось носить специальные корсеты. За свою жизнь она перенесла 30 тяжелых операций.
Возвращение домой и признание Фриды
Вернувшись в Мехико в 1934 году, Кало пишет «Тут висит мое платье», в которой она пыталась изобразить поверхностность американского капитализма. Эта картина наполнена иконами современного индустриального общества США. Обычно на картинах можно найти саму Фриду, но на этой её быть не может. «Я могу быть в Америке, но там висит только мое платье, моя жизнь — в Мексике», — говорила она.
Тут висит мое платье, 1934 год
По приезде они с Риверой переехали в новый дом в дорогом районе Сан-Анхель. Дом был сделан учеником Ле Корбюзье и состоял из двух секций. Первая, бело-красная — секция Риверы, вторая, лазурного цвета — секция Фриды. Соединял два дома небольшой воздушный мостик. Этот дом стал важным местом встречи зарубежных художников и политических деятелей.
Несмотря на желание погрузиться в творчество Фрида не писала картины. У нее снова начались проблемы со здоровьем: она перенесла удаление аппендицита, два аборта и ампутацию двух пальцев на ноге из-за гангрены. К тому же их отношения в Риверой стали напряженными — он завел роман с ее младшей сестрой Кристиной, который продлился около года. Как только Кало узнала об этом, она хотела развестись с Риверо и даже переехала в квартиру в центре Мехико. Правда, разлука была недолгой, супруги вскоре помирились.
Автопортрет для Троцкого, 1938
Что мне дала вода, 1939
В 1936 году Фрида вернулась в политику и присоединилась к Четвертому интернационалу Льва Троцкого. Вместе с Риверой они обратились к мексиканскому правительству с просьбой дать убежище Троцкому, бежавшему из Союза. Он прибыл вместе с женой Натальей Седовой. Они поселились в лазурном доме Фриды Кало. За два года, которые Троцкий прожил в Мексике, они с Кало стали друзьями и любовниками. Фрида даже написала для него автопортрет. Помимо него она также создала еще несколько важных работ: «Что мне дала вода», «Память (сердце)», «Моя медсестра и я».
Память (сердце), 1937 Моя медсестра и я, 1939
Хотя Фрида все еще не была уверена в своих работах, в начале 1938 года Национальный автономный университет Мексики выставил некоторые из ее картин. В этом же году французский писатель Андре Бретон организовал в США персональную выставку в галерее Жюльена Леви. Несмотря на Великую депрессию, охватившую США, половина выставленных работ была продана. Во Франции, где Бретон также обещал организовать Фриде выставку, возникли технические проблемы, кроме того, галерея Марселя Дюшана согласилась взять только две картины Фриды, назвав остальные шокирующими.
Лондонская выставка сорвалась во многом из-за отсутствия средств и приближающейся Второй мировой войны. Вместе с этим Лувр купил одну из картин Фриды — автопортрет «Рама» для своей коллекции. Также художницу тепло приняли парижские коллеги — Пабло Пикассо и Хуан Миро. А представители мира моды сделали ее новой иконой стиля — именно в это время Николас Мюрей создал знаменитый снимок Фриды, который поместили на обложку приложения парижского Vogue. Вернувшись в Нью-Йорк, Фрида хотела возобновить отношения с Мюреем, но узнала, что он женится и вынужден с ней порвать.
Смерть
Кало скончалась через неделю после празднования своего 47-ого дня рождения (13 июля 1954 года). Причиной смерти художницы стало воспаление легких. На похоронах Фриды, которые прошли со всей помпезностью во Дворце изящных искусств, помимо Диего Риверы, присутствовали живописцы, писатели и даже бывший президент Мексики Ласаро Карденас. Тело автора картины «Что мне дала вода» было кремировано, а урна с прахом по сей день находится в доме-музее Фриды Кало. Последними словами в ее дневнике были:
«Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь».
В 2002 году голливудский режиссер Джулия Тэймор представила на суд любителей кинематографа автобиографический фильм «Фрида», в основе сюжета которого лежала история жизни и смерти великой художницы. В роли Кало снялась лауреат премии «Оскар», актриса театра и кино Сальма Хайек.
Также литераторы Хейден Эррера, Жан-Мари Гюстав Ле Клезио и Андреа Кеттенманн написали о звезде изобразительного искусства книги.
Последние годы
В Мехико ее также ждали плохие новости. Ривера потребовал развода, правда публично заявил, что «это вопрос юридического удобства и нет никаких сентиментальных, творческих или экономических причин». Несмотря на развод, они оставались друзьями: она продолжала управлять его финансами и перепиской
После развода художница написала картину «Две Фриды». Здесь изображены две ее личности. Одна — традиционная Фрида в тетуанском костюме, которая так нравилась Диего (справа), вторая — в свадебном платье в викторианском стиле. Обе они несчастны, поскольку любовь одной из них осталась в прошлом, а вторая обречена на жизнь без сердца. И обе они погибают, потому что главная артерия, связавшая их сердца, разрезана, хоть и схвачена хирургическим зажимом. С 1947 картина находится в Национальном институте изящных искусств в Мехико.
Две Фриды, 1947 год
В 1941 году работы Фриды были представлены в Институте современного искусства в Бостоне, а в следующем году она участвовала в двух громких выставках в Нью-Йорке. В 1943 году ее работы включили в выставки «Мексиканское искусство сегодня» в Филадельфийском музее изобразительных искусств и в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века». В Мехико она также получила признание. Она выставлялась, принимала участие в художественных конференциях и получила должность преподавателя в школе для художников.
В 1950 году она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике, после которых испытывала такие невыносимые боли, что больше не могла работать без болеутоляющих. Ее живопись начинает характеризоваться слабой, торопливой, почти небрежной работой кисти, что является следствием приема сильных препаратов. Желание художницы включить в работы политическое измерение, принести пользу Революции, становится особенно явственным в картинах 1954 года «Марксизм даст здоровье больным», «Фрида и Сталин» и в незаконченном портрете Сталина. Утром 13 июля 1954 года медсестра нашла Фриду мертвой. По ее словам, Кало приняла больше таблеток, чем должна, и умерла от передозировки.
Живопись
Фрида Кало прославилась за счет своих колоритных автопортретов (всего написано 70 полотен), отличительной особенностью которых являлась сросшаяся бровь и отсутствие улыбки на лице. Свою фигуру художница часто обрамляла национальной символикой («Автопортрет на границе между Мексикой и США», «Автопортрет в образе Техуаны»), в которой превосходно разбиралась.
В работах художница не боялась обнажать как свои («Без надежды», «My birth», «Всего-то несколько царапин!»), так и чужие страдания. В 1939-м поклонница творчества Кало попросила ее отдать дань памяти их общей приятельнице – актрисе Дороти Хейл (девушка покончила с собой, выбросившись из окна). Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Заказчик пришел в ужас: вместо красивого портрета, утешения для родных, Магдалена изобразила сцену падения и безжизненное тело, истекающее кровью.
Frida Kahlo Leon Trotsky
Опубликовано Oh, FRIDA Понедельник, 20 февраля 2021 г.
Фрида Кало и Лев Троцкий
Достойно внимания и произведение под названием «Две Фриды», которое художница написала после краткосрочного разрыва с Диего. Внутреннее «я» Кало представлено на картине в двух ипостасях: Фриды мексиканской, которую безумно любил Ривера, и Фриды европейской, которую отверг возлюбленный. Боль потери выражена сквозь образ кровоточащей артерии, соединяющей сердца двух дам.
Мировая известность пришла к Кало, когда в 1938 году в Нью-Йорке состоялась первая выставка ее работ. Однако быстро ухудшающееся здоровье художницы сказалось и на ее творчестве. Чем чаще Фрида ложилась на операционный стол, тем мрачнее становились ее картины («Думая о смерти», «Маска смерти»). В послеоперационные периоды были созданы полотна, пестрящие отголосками библейских историй, – «Сломанная колонна» и «Моисей, или Ядро творения».
Sono in vena, oggi…. Frida Kahlo vs Salma Hayek («Frida»)
Опубликовано Doctor Cinema — Riserva Воскресенье, 27 ноября 2011 г.
Сальма Хайек в роли Фриды Кало
К открытию выставки ее работ в Мексике в 1953 году Кало уже не могла самостоятельно передвигаться. За день до презентации были перевешаны все картины, и красиво оформленная кровать, куда легла Магдалена, стала полноценной частью экспозиции. За неделю до смерти художница написала натюрморт «Да здравствует жизнь», отражавший ее отношение к смерти.
Картины Кало оказали огромное влияние на современную живопись. Одна из выставок в музее современного искусства в Чикаго была посвящена влиянию Магдалены на мир искусства и включала работы современных художников, для которых Фрида стала источником вдохновения и примером для подражания. Выставка проходила под названием «Свободные: современное искусство после Фриды Кало».
Другие автопортреты художницы
Сломанная колонна, 1944
Автопортрет с Бонито, 1941
Автопортрет с обезьянкой, 1938
Автопортрет с терновым ожерельем, 1940
«Автопортрет в терновом ожерелье»
Как и большинство мексиканцев, для Фриды особое значение имели символы и знаки. Как и ее муж, Фрида Кало была коммунисткой и не верила в Бога, но вследствие того, что ее мать была католичкой, хорошо разбиралась в христианской символике.
Так и в этом автопортрете, изображение тернового венца служит параллелью с терновым венцом Иисуса. Над головой Фриды порхают бабочки – известный символ воскрешения.
Фрида пишет портрет в 1940 году после развода с Диего Ривера, а потому обезьянку можно воспринимать как недвусмысленный намек на поведение бывшего мужа. На шее Фриды – колибри – символ удачи. Возможно, так художница выражает надежду на скорое избавление от мучений?
Цитаты Фриды
- Самая смешная вещь в мире — это трагедия.
- Я пила, чтобы утопить свои проблемы, но они научились плавать.
- Нет ничего дороже смеха, с его помощью можно оторваться от себя, стать невесомой.
- Революция — это гармония формы и цвета, все движется и остаётся на месте, повинуясь одному закону: имя ему — жизнь.
- Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и знаю себя лучше всего.
- Искусство — аналог крови в социальном организме человечества.
- В моей жизни было две катастрофы: столкновение с поездом и встреча с Диего. Худшей была встреча с Диего.
«С тобой я несчастная, но без тебя не будет счастья»
21 августа 1929 года состоялась свадьба, против которой были как родные невесты, так и друзья жениха. Отмечали по-богемному шумно и пьяно. В этот день Фрида оделась в лучших традициях мексиканского стиля: яркое платье с длинной многослойной юбкой, скрывающей искалеченные конечности, она дополнила массивными деревянными бусами.
В разгар празднования бывшая жена новобрачного (как она там оказалась?) в порыве ревности задрала юбку и начала кричать: «Вы только посмотрите, и вот на эти корявые спички Диего променял мои восхитительные ноги!».
Ривера, перебравший кактусовой водки, разозлился и начал палить по присутствующим из револьвера. Вместе с гостями из дома сбежала и молодая жена… Проспавшись и протрезвев, на следующее утро художник отправился вымаливать прощение у своей супруги, и, конечно, был помилован.
Вот таким незабываемым было начало их семейной жизни. Если представить себя художником и попытаться изобразить ее, то получилось бы нечто напоминающее кардиограмму больного тахикардией: безумные сцены ревности сменялись приступами еще более безумной страсти.
Скандалы, отчаяние, драки… Иногда доходило и до поножовщины.
«Нет ничего, что может сравниться с твоими руками, нет ничего, что похоже на твои зеленые с золотом глаза. Мое тело наполняется тобой день за днем. Ты — зеркало ночи. Ты — яростная вспышка молнии», — писал Диего своей любимой после очередной ссоры.
Фрида была любовницей, другом и соратницей Риверы. Была его Музой. Впрочем, далеко не единственной.
Ссылки
- Arts & Culture Google — виртуальный музей, где вы сможете посмотреть больше ее работ, фотографий студии, а также яркие наряды Фриды Кало;
- Манеж — выставка Фриды Кало в Москве;
- frida-kahlo-foundation.org — неофициальный сайт о художнице;
- artchive.ru — информация о выставках и архив ее работ.
Почитайте на Losko материалы о других художниках, например, об Эдварде Хоппере и его архитектуре одиночества.
Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomag, Instagram. Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Patreon.
«Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами»
В начале 1930-х годов вместе со своим мужем Фрида Кало отправилась в Америку. Художница не любила эту страну и была убеждена, что живут там исключительно ради денег.
Посмотрите на картину. На стороне Америки – трубы, заводы, техника. Все окутано клубами дыма. Со стороны Мексики, наоборот, видны цветы, светила и древние идолы. Так художница показывает, насколько дороги ей традиции и связь с природой и древностью, которых не найти в Америке. Для того чтобы выделяться на фоне модных американок, Фрида не переставала носить национальную одежду и сохраняла в себе черты, присущие мексиканкам.
Проблемы со здоровьем
Всю жизнь художница испытывала серьезные проблемы со здоровьем из-за аварии, которую она перенесла в возрасте 18 лет. В результате многочисленных серьезных переломов она оказалась прикована к постели почти на целый год. Главным спасением от пугающей реальности были ее собственные фантазии, которые она выплескивала на холсты. Первые краски и кисти ей купил отец, а также смастерил специальный подрамник, который позволял писать лежа.
После выздоровления художница начинает хромать, а также испытывает проблемы с позвоночником. Это приведет ее к череде сложных операций, а также необходимости носить жесткий ортопедический корсет. С возрастом скелет Фриды становится настолько слабым, что буквально рассыпается на куски. В результате ампутации она лишится одной ноги, заменив ее деревянным протезом, который затем украсит изготовленным на заказ ботинком из красной кожи с вышивкой.
© Jeff Greenberg
Тяжелое физическое состояние постоянно усугубляли перепады настроения, вызванные действием болеутоляющих препаратов. Несмотря на все сложности, Фрида готовилась отметить серебряную свадьбу и даже уговорила мужа отвезти ее на коммунистическую демонстрацию. Поездка стала роковой: подхватив пневмонию, художница ушла из жизни в возрасте 47 лет.
[править] Семья
В 1929 году Фриде Кало вышла замуж за Диего Ривера. Ей было 22, ему — 43 года. Их объединяло многое: увлечение живописью, коммунистические взгляды, свободные нравы (Фрида Кало была открытой бисексуалкой). Но страсти в отношениях было немного. Сама Фрида описывает Диего как слабоумного или ребёнка:
Он толстый, болтливый, прожорливый, спит в ванне, читает газеты в ватерклозете и забавляет себя, часами играя с «господином» Фуланг-Чангом (обезьяной).
У Фриды были любовники и любовницы.
Художественный стиль
Из-за отсутствия формального художественного образования Фрида училась живописи самостоятельно, полагаясь на собственный вкус и интуицию. Так сформировался ее самобытный стиль, вобравший в себя элементы мексиканской культуры и традиций искусства народов доколумбовой Америки.
© NurPhoto
Формально картины художницы относят к наивному искусству и фолк-арту. Кроме того, ее часто причисляют к сюрреалистам, что, впрочем, тоже не совсем верно. Сновиденческие иллюзии и фрейдистские проекции сюрреалистов казались ей наивными и глупыми. При всей своей фантастичности картины художницы были прямым отражением ее жизненного опыта, зачастую полного горя и разочарований.
Дерзкая ученица, с первой встречи покорившая сердце художница
1922 год. 36-летний Диего расписывал аудиторию в Национальной подготовительной школе Мехико, пока какая-то девочка пряталась за колоннами и выкрикивала в его сторону ехидные шутки. Мужчина ещё не подозревал, как сильно влюбится в эту малышку.
Прошло несколько дней, Ривера работал на лесах. Был вечер, художник уже изрядно устал, и ему помогала жена Лупе Марин. Тут за дверью раздался какой-то шум и смех, а затем в аудиторию втолкнули девочку.
Это была 15-летняя брюнетка с не слишком примечательной внешностью. Со рдеющими щеками, хромавшая на одну ногу, запыхавшаяся, одетая, как любая другая ученица. Она выглядела так же, как и все её ровесницы, и на первый взгляд, ничем от них не отличалась. Но забыть её было невозможно. Она была особенная.
Потом Диего вспоминал:
«Её поведение мгновенно выделяло её из общей массы. В ней чувствовались непривычное достоинство и самоуверенность, а в глазах пылал странный огонь. Она смотрела прямо на меня: «Если я понаблюдаю за вашей работой, это не вызовет неудобств?» Я ответил: «Нет, барышня, я буду польщён».
Девочка села рядом и несколько часов молча следила за работой художника, внимательно рассматривая каждый новый мазок. Спустя время Лупе начало это смущать, она стала задавать незнакомке вопросы, делать замечания её внешности и оскорблять. Фрида и пальцем не повела, невозмутимо продолжив следить за работой живописца.
«Это, само собой, разозлило Лупе ещё сильнее. Уперев руки в бёдра, она подошла к девочке и уставилась на неё с воинственным видом. Девочка застыла и встретила её взгляд без единого слова. Откровенно поражённая, Лупе долго и пристально смотрела на неё, а потом улыбнулась и сказала мне с завистливым восхищением: «Ты только посмотри на эту девчонку! Такая маленькая — и совсем не боится такой высокой и сильной женщины, как я. Она мне нравится». Когда девочка уходила, она сказала лишь «Спокойной ночи». Год спустя я узнал, что именно она выкрикивала те издевательские шутки из-за колонн, и что её зовут Фрида Кало. Но я понятия не имел, что однажды она станет моей женой», — писал Ривера.
[править] Роман Фриды Кало с Троцким
В 1937 году в доме Фриды и Диего ненадолго нашёл убежище советский политический и военный деятель Лев Давидович Троцкий и его жена Наталья Ивановна Седова. Троцкий в конце 1936 года покинул Европу и по приглашению Диего Риверы переехал с женой в Мексику (в свою очередь помочь Троцкому Диего уговорила знакомая Троцкого, американская журналистка Анита Бреннер, которая в это время стала членом только что образованного Комитета защиты Льва Троцкого).
Ривера был ярым коммунистом, и с Троцким он начал переписку из-за того, что полностью разделял некоторые его взгляды. Позже Ривера и Троцкий крепко подружились. Ривера лично просил президента Мексики генерала Лазаро Карденаса за Троцкого, чтобы его впустили в страну, и мексиканское правительство, по ходатайству Риверы, предоставило Троцкому политическое убежище. А Троцкий давал высокую оценку творчеству Риверы:
Это не просто картины, не объект пассивного эстетического созерцания, это живая часть классовой борьбы.
В январе 1937 года Троцкий с женой приехали к своему другу Диего Ривера, но того не было дома, он тогда лежал в больнице из-за болезни почек, и потому Троцкого с женой встретила жена Риверы — Фрида Кало. Троцкий и Седова поселились в доме у Диего Риверы.
Троцких поселили в имении Фриды «Азуль» («Голубой дом») на аванида Лондрес. Троцкий и его жена Наталия жили с Риверой и женой Фридой Кало, без арендной платы и под круглосуточной охраной, в течение следующих двух лет, всё за счёт Риверы.
Надо признать, Троцкий не сумел перебороть в себе влечение к молодой мексиканке, и вынужден был предать своего гостеприимного друга, так манила его горячая и талантливая художница:
На тот момент Троцкому было 58 лет, Фриде — 29. Все началось с легкого флирта и тайных записок, которые они передавали друг другу в книгах. Но Троцкий вскоре настолько потерял голову, что ухаживал за Фридой уже в присутствии своей жены и Диего. В своих записках он обращался к ней «о, любимая моя, любимая!».
Пикантность ситуации усугублялась постоянным присутствием в доме жены Троцкого Натальи Седовой:
Почти 60-летний революционер увлекся, как мальчишка. Он всячески пытался выразить свою нежность. То будто невзначай притрагивался к руке, то тайком касался под столом ее колена. Строчил пылкие записки и, вложив их в книгу, передавал прямо на глазах своей жены и Риверы[2].
Фрида вероятно была шокирована внезапной сильной любовной страстью, охватившей её гостя, который ей напоминал «маленького козла» (Пиочитас
/«козлик»/ так она его некоторое время называла), и на которого жаловалась в письме своей подруге Элле Волфи «я очень устала от этого старика», имея видимо ввиду его домогательства. Троцкий же встречая Фриду говорил ей «лав», «май лав»
Как-то получилось (вначале, видимо, случайно), что Троцкий и Фрида одновременно устраивали перерывы в работе, чтобы подышать свежим воздухом, и встречались в патио. Постепенно эти перерывы все более затягивались:
Заигрывания Фриды и «маленького козла» происходили почти на глазах Натальи Ивановны. Лев Давидович, как юноша в полном смысле слова, бегал за Фридой по патио (полубегал, потому что очень быстро Фрида не могла передвигаться). Затем она позволяла поймать себя и уводила в собственную спальню с огромной ортопедической кроватью, вначале (но только вначале) вроде бы для того, чтобы полюбоваться висевшими там ее произведениями (в целом абсолютно кошмарными). Когда свидания в «Голубом доме» оказывались невозможными по каким-либо внешним причинам, Фрида договаривалась со своей сестрой Кристиной и принимала «маленького козла» в принадлежавшем той соседнем доме. Заигрывания продолжались и за обеденным столом, тоже в присутствии Натальи. Их нередко наблюдал даже Ривера, который, правда, не обращал на них никакого внимания. Но их замечали секретари и охранники, что делало положение супруги Троцкого еще более унизительным и невыносимым. Наталья страдала, молча и терпеливо, отлично понимая, что застольные беседы ее супруга и Кало на непонятном ей английском языке выходят за пределы политики, бытовых тем и обычных дружеских отношений. Во всяком случае слово «love», которое нередко слышалось и которое Фрида произносила при прощании, было Наталье Ивановне известно[3].
Троцкий сочинил записку, фривольное содержание которой при необходимости легко было обратить в шутку, вложил в книгу и отдал Фриде: «Возьмите с собой, почитайте». Обмен игривыми посланиями набирал силу, причём в присутствии Диего и Натальи, что очень смущало обоих незадачливых свидетелей, людей холодных, наблюдать амурные переживания своих темпераментных супругов.
Биограф Троцкого Георгий Чернявский писал:
Как юноша, Троцкий бегал за ней по патио (понятно, это был, скорее, шуточный бег, ибо Фрида не могла передвигаться быстро). Позволив себя поймать, она уводила его в собственную спальню с огромной ортопедической кроватью, поначалу вроде бы для того, чтобы полюбоваться висевшими там ее произведениями. Когда свидания в «Голубом доме» оказывались невозможными, Фрида принимала Льва в соседнем доме своей сестры Кристины[4].
Таким образом, Троцкий и Кало, которая всё же в какой-то момент (весной того же года уже был крепкий роман[5], а в июле они уже уединились на фазенде[6]) уступила напору Льва Давидовича, стали уединяться якобы для изучения картин художницы:
Наталья Седова, жена Троцкого, в отличие от Диего, прекрасно догадывалась, что между ее мужем и Фридой разгорелся роман. Она собиралась развестись с Троцким, однако, тот умолял ее простить его. И Наталья простила мужа. Они уехали из дома Диего. На прощание художница подарила ему автопортрет под названием «Между портьерами» с надписью: «Льву Троцкому с глубокой любовью я посвящаю эту работу». Правда, при переезде он не стал забирать эту картину с собой.
Как Троцкий сумел завоевать расположение Фриды, непонятно, ведь та плохо знала английский (но всё же понимала, в то время как Седова не знала английского, и не понимала разговоров её мужа с Фридой[7], плохо знал английский и Диего[8]), а Троцкий не знал испанского (но Троцкий ей говорил и писал слово love, смысл которого Фриада, конечно понимала):
За столом, невзначай, касался ее руки или колена, они вели страстные беседы на английском языке прямо «под носом» у Натальи и Диего, пользуясь тем что их никто не понимает. Мужчина и женщина часто устраивали свидания во внутреннем дворике дома, проводя жаркие минуты наедине[9].
Затем любовники проводили время за городом:
Между ними начался легкий флирт с перепиской. Однажды Троцкий пригласил Фриду на фазенду Сан Мигель Регла, что в 130 километрах от Мехико. Этот загородный дом снял для своего друга все тот же сердобольный Диего. Парочка провела на природе среди кактусов целую неделю, но Лев Давидович не рассчитал свои силы, и его с подозрением на аппендицит отвезли в больницу. Наталья Седова пообещала, что не станет мешать его счастью и уйдет. Но Троцкий уговаривал ее в письмах: «Умоляю, перестань соревноваться с женщиной, которая значит так мало». Возможно, так же мало для него значили и другие пассии: англичанка Клер Шеридан — скульптор, которая приезжала в советскую Россию с одной лишь целью: вылепить бюст героя Октября. Работа над бюстом тогда вызвала двусмысленные толки. Или Лариса Рейснер, написавшая поэму «Свияжск», после того как провела летний месяц 1918 года на Восточном фронте под Свияжском в обществе неутомимого революционера[10].
«Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой» — писал Троцкий в одном из любовных писем к Кало[11]:
Ты возвратила мне молодость и отняла рассудок. С тобой я, 60-летний старик, чувствую себя 17-летним мальчишкой. Я хочу слиться с твоими мыслями и чувствами. О, моя любовь, мой грех и моя жертва! Осыпаю поцелуями каждую клеточку твоего тела[12].
Это письмо сохранилось в книгах Риверы и Кало.
Троцкий поселился в доме, любезно предоставленном Риверой. Семьи жили почти по соседству, ежедневно навещали друг друга, вели бесконечные беседы о политике и искусстве, коммунизме и философии марксизма… И тут-то 58-летний Лев Давидович, измотанный недавним припадком эпилепсии, положил, что называется, глаз на 29-летнюю Фриду. Яркая, энергичная мексиканка с манерами светской дамы поощрительно улыбалась, слыша его приветствия: «О лав, май лав!» («О любовь, моя любовь!»). И Троцкий, по определению историка Н.Васецкого, ударился в галантность.
Некоторые из встреч Фриды и Троцкого проходили в доме который Диего купил для неё, вместе с комплектом красной кожаной мебели[13] (Троцкий говорил, что едет туда собирать кактусы):
7 июля 1937 года, поплакавшись на усталость, Троцкий уехал на фазенду Сан Мигель Регла, что в 130 километрах от Мехико. Фазенду эту арендовал для него все тот же щедрый Ривера. Жену Лев Давидович с собой не пригласил. Вскоре на фазенду прибыла Фрида, и тоже без сопровождения…
Прогнал ли Диего Ривера своего гостя, застукав его с женой, неизвестно, но факт в том, что Троцкий был вынужден съехать и переехал к правительственному чиновнику Ландеро, тоже другу Риверы:
Если Диего Ривера долгое время ни о чем не подозревал, то Наталья Седова, жена Троцкого, догадывалась о том, что между Львом и Фридой что-то происходит. Когда роман для всех перестал быть тайным, Троцкому с женой пришлось покинуть дом Диего Риверы[14].
На некоторое время Седова оставила Троцкого, но позднее тот написал ей примирительное письмо и они восстановили отношения.
Узнав обо всём, Ривера страшно заревновал («черной неблагодарностью возмутился Диего. Два года продолжалась его дружба с дорогим гостем, а тут враз кончилась.»). Поговаривали, что если бы не ледоруб Меркадера, Троцкий бы умер от руки Диего, но это вряд ли: так как и позднее Троцкий навещал Фриду, как и она его; Диего, как и Седовой, пришлось с этим смириться:
Когда Диего узнал о романе, это стало для него страшным ударом, тем более, что он считал Троцкого другом. Лев Давыдович был вынужден покинуть дом художников[15].
Фрида Кало навестила любовника в его новом убежище, но роман закончился и 19 июля 1937 года Троцкий написал Седовой письмо, чтобы та его простила, и что «Она для меня — никто. Ты для меня — всё»[16].
После этого, Троцкий всё равно приходил к Диего и Фриде в гости, якобы забрать «его письма, адресованные ей», и под другими предлогами, из чего можно сделать вывод, что Диего либо не был ревнив, либо был очень наивен, и продолжал верить своему другу, считая что Троцкий и Кало прекратили отношения. В ноябре 1937 года Фрида вернула Троцкому все его письма и подарила на память автопортрет «Между портьерами» с надписью «Льву Троцкому с глубокой любовью я посвящаю эту работу»[17].
Автопортрет («Я посвящаю эту картину Льву Троцкому, со всей моей любовью, 7 ноября 1937 года. Фрида Кало, Сан-Анхель, Мехико») Троцкий не забрал, как думают, чтобы не гневить свою жену Седову, либо потому что вообще не интересовался картинами Фриды, а возможно, чтобы иметь повод снова навестить художницу.
Вряд ли Троцкий действительно влюбился в Кало как утверждают («без памяти влюбился в молодую художницу»), возможно из-за её болезни он рассматривал эту связь просто как секс. Гораздо большее значение для него имела Седова, соратник в его политической работе. Любила ли Троцкого Фрида спорный вопрос, некоторые полагают, что нет, и что просто муж был холоден с Фридой к тому времени, и Троцкий показался ей более пламенным любовником в сексуальном плане («она с ним развлекалась»[18]), а для Троцкого Фрида была моложе и привлекательней Седовой. Но с другой стороны, темпераментная и романтичная Фрида могла и влюбиться, недаром ведь она написала «Троцкому с глубокой любовью».
Много лет спустя Фрида написала свой автопортрет с лицом Льва Давидовича у себя на груди и ликом жены Натальи Седовой во лбу.
После смерти Троцкого Ривера и Фрида расстались (по другим данным, развелись ещё в 1939 году).
Противники Троцкого используют эту его любовную тягу к жене приютившего друга для того, чтобы обвинить Льва Давидовича в вероломстве, неблагодарности, беспринципности, похотливости и т. д. («Дон Жуан революции вскоре нашёл своеобразный способ отблагодарить своего благодетеля: вступил в связь с женой мексиканца, тоже художницей Фридой Кало»[19]):
А Троцкий «отблагодарил» гостеприимного хозяина тем, что наставил ему рога, отбил у него любимую женщину, Фриду Кало. Заодно «отблагодарил» таким способом и свою супругу, которая всюду сопровождала его в изгнании[20].
Однако, скорее Троцкий настолько проникся благодарностью к приютившим его людям, что это чувство переросло в любовь помимо его воли. Наверняка, Троцкий искренне переживал о случившемся. Наоборот, его несчастная страсть ко Фриде, принесла ему страдания, и заслуживает уважения и сочувствия к этой простительной слабости великого гения. С другой стороны, возможно, Троцкий не считал, что делает что-то плохое, пологая, что тем самым разрушает буржуазную семью, видя в адюльтере коммунизм и общность жён; по этой версии, «Кало, ее муж Диего Ривера и Троцкий живут вместе, чуть ли не семьей, пропагандируя свободную любовь», но вряд ли это было так, иначе зачем было Ривере просить Троцкого переехать:
Диего Ривера, как всякий обманутый муж, узнал об измене последним и «жившие в Голубом доме вскоре заметили нотку отчуждения», — как осторожно описывает это драматическое событие Исаак Дойчер в своей книге «Троцкий в изгнании», — «между обеими женщинами и слабое охлаждение между их мужьями»[21].
Но вполне вероятно, что Фрида могла оправдываться перед мужем, сказав ему когда всё выяснилось, что «революционная любовь должна быть выше буржуазных предрассудков»[22]. Ривера согласился, признал свою неправоту, простил и Троцкого и жену, несмотря на то, что его «связь Фриды с Троцким задела. В нем взыграло незнакомое прежде чувство ревности». Как бы то ни было, Троцкий переселился на виллу друга Риверы[23], разрываясь между Фридой и Седовой, но и после воссоединения с Седовой, которая летом 1937 года жила отдельно от Троцкого, жившего с Фридой, продолжил встречи с Ривера для политических бесед и с его женой якобы для написания портретов, да и Фрида приезжала к Троцкому, жившему теперь на гасиенде правительственного чиновника Ландеро.
Через некоторое время Ривера и Кало расстались:
Если Троцкий так и не решился оставить жену, то между Диего и Фридой произошел разрыв[24].
В апреле, начале мая или летом 1939 года уставший от такой ситуации Ривера вынудил Троцкого и Седову покинуть «Синий дом» («Голубой дом»), но это не спасло его брак и в ноябре 1939 года Ривера и Кало развелись[25]:
Но после смерти Троцкого снова воссоединились: уже в 1940 году Ривера и Кало повторно заключили брак. Надо ещё отметить, что Ривера оказался в числе подозреваемых в причастности в убийстве Троцкого из-за ревности.
Это наводит на мысль, что роман с Фридой у Троцкого вовсе не завершился в ноябре или тем более летом 1937 года, а фактически продолжался до смерти Троцкого, после чего Фрида и Диего снова поженились:
С января 1937 года по апрель 1939 года Троцкий и его жена жили в районе Койоакан в Мехико в Ла Каса Азул («Голубой дом»), в доме художника Диего Ривера и его жены и соратницы Фриды Кало, с которой у Троцкого был роман[26].
И действительно, Диего и Фрида жили в двух особняках в поселке Сан Анжель, бывали у Троцкого почти ежедневно, тем более что в «Голубом Доме» находилась творческая мастерская (и рядом с ней спальня) Фриды[27]. А если учитывать, что «именно увлечение Троцкого художницей заставило его покинуть дом Риверы», «когда роман для всех перестал быть тайным, Троцкому с женой пришлось покинуть дом Диего Риверы», то невольно приходит в голову, что в 1939 году Ривера не выгнал бы Троцкого из дома, если бы роман того с его женой бы закончился. К тому же вскоре Кало и Ривера развелись:
Первые два года эмиграции Лев Троцкий со своей второй женой Натальей Седовой гостил в «Синем доме», который принадлежал родителям Фриды Кало. После того, как в революционных кругах Мексики поползли слухи о романтической связи Фриды и Троцкого, он был вынужден по настоянию своей жены покинуть этот дом[28].
Сторонники версии, что роман с Фридой у Троцкого длился всего несколько месяцев ссылаются на подаренной Троцкому Фридой автопортрет с надписью «Я посвящаю эту картину Льву Троцкому, со всей моей любовью, 7 ноября 1937 года», считая это прощальным подарком. Между тем, в этом нет ничего прощального, это подарок на день рождение Троцкого (7 ноября); кроме того, женщина решившая расстаться с мужчиной не станет писать ему слова «с любовью». Поэтому, возможно роман продлился до 1939 года, когда Ривера понял, что Фрида хочет развода:
С января 1937 года по апрель 1939 года супруги жили в семейном доме Фрида Кало под названием «La Casa Azul» («Голубой дом»), который расположен в районе Койоакан Мехико. Однако к 1939 году у Диего Ривера и Леона Троцкого произошел разлад. В некоторых историях говорится, что это было по идеологическим причим и жесткой критики со стороны Диего о работах Троцкого. Хотя другие утверждали, что Троцкий закрутил роман с женой Диего Фридой. Возможно, что идеалогия стала поводом придраться к любовнику жены. Так или иначе Диего выгнал Троцкого. Троцкий затем перебрались в дом на улице Вены в том же районе в апреле 1939 года, недалеко от «Голубого дома»[29].
Видимо, хотя у Фриды и её мужа было общее увлечение — живопись и коммунизм, но роман с Троцким и развод с мужем в 1939 году ясно говорит о неблагополучии в интимной сфере. Фрида была слишком страстной женщиной для Риверо. Он был для неё, как она сама пишет в дневнике «Диего = мой муж. Диего = мой друг. Диего = моя мать. Диего = мой отец. Диего = мой сын. Диего = я. Диего = Вселенная», но любовником она его не называет. Фрида писала в письме, что с Троцкими они «предавались страсти»[30]:
Фрида встретила Троцкого, влюбилась в него и год изменяла Диего. Но после смерти Троцкого все возвращается на круги своя. Диего и Фрида начинают новый виток жизни[31].
Поэтому более правдаподобна версия, что Троцкий и Кало встречались до апреля 1938 года[32], то есть год, в январе 1939 года Троцкий провожал Кало во Францию[33]. 6 ноября 1939 года Кало и Риверо официально развелись, уже давно не живя друг с другом. 21 августа 1940 года Троцкий был убит. 8 декабря 1940 года Риверо и Кало снова поженились. Если это не совпадение, то очевидно именно Троцкий мешал Риверо и Кало быть вместе, этим объясняется и изгнание Троцкого Риверой в 1939 году, совпавшее с разрывом Риверы с Кало:
В 1937—1939 годах они (Троцкий и Седова) жили в столичном богемном районе Койоакан у Фриды Кало и Диего Риверы в их «синем доме», в котором ныне расположен Дом-музей Фриды Кало. Однако, ввиду политических разногласий (а еще говорят, что из-за неравдодушного отношения к Фриде) Троцкий переселился в дом на соседней улице, на углу Рио Чурубуско и Виена[34].
Также:
Безумный огонь вспыхнул в его душе. Фрида и Троцкий стали любовниками. Они даже не думали скрываться и часто проводили выходные в горах, наслаждаясь друг другом, как будто чувствуя: это – последнее настоящее счастье. Наталья Седова делала вид, что ничего, собственно говоря, не происходит, но Ривера просто кипел от негодования. Да, он постоянно изменял жене, но чтобы она решилась на такое… В его доме! Он же мужчина в конце концов! Он не позволит продолжаться этому безобразию! Буквально через два дня Троцкий и Седова покинули дом Риверы. Троцкий уезжал навстречу смерти. Не прошло и года, как человек, которому он безоглядно доверял, Рамон Меркадер, загнал в его голову ледоруб[35].
Также:
Ривера, как это часто бывает, узнал о романе жены одним из последних. После нескольких лет бурных скандалов, обид и взаимных упреков Диего и Фрида в 1939 году приняли решение развестись[36].
В 1939 году выгнал Троцкого из-за его связи с Фридой[37][38]. «Диего Ривера почему-то обиделся на неверность жены и своего гостя, и выгнал Троцкого»[39].
Если связь с Троцким у Фриды продолжалась по 1939 год, почему говориться о недолгом их романе в 1937 году? Думается, что не в последнюю очередь это связано со страхом Риверы быть обвинёнными в участии в убийстве Троцкого на почве ревности. С другой стороны, Ривера и Фрида возможно не желали «порочить» имя Троцкого и решили скрыть его увлечение женой товарища. Да и сама по себе история измены жены не могла льстить Ривере, да и самой Фриде, поэтому, вероятно, они пытались скрывать эту историю.
Конечно, многие могут недоумевать, почему Троцкий вместо того, чтобы устроить революцию в Мексике, которая была для этого вполне готова, занимался женой своего товарища. Может быть Троцкий как раз с помощью этого романа пытался понять страну, чтобы затем начать революцию, но Сталин помешал ему.
Так или иначе, это был вроде бы последний известный историкам роман Троцкого. Хотя есть и другое мнение, что Троцкий после Фриды увлёкся некой другой молодой особой[40]:
Вскоре после Фриды у Троцкого было еще одно недолгое любовное приключение, с еще одной молодой женщиной, имя которой история не сохранила[41].
Вопрос-ответ
Какие основные темы затрагиваются в творчестве Фриды Кало?
Фрида Кало часто исследовала темы идентичности, боли, женственности и мексиканской культуры. Ее картины отражают личные переживания, включая физическую боль и эмоциональные страдания, а также социальные и политические вопросы, такие как феминизм и национальная идентичность.
Каковы ключевые события в жизни Фриды Кало, повлиявшие на ее творчество?
Одним из самых значительных событий стала автокатастрофа в 18 лет, после которой Фрида страдала от хронической боли и перенесла множество операций. Этот опыт глубоко повлиял на ее искусство, заставив ее исследовать темы страдания и уязвимости. Также важным моментом была ее tumultuous связь с художником Диего Риверой, которая оказала влияние на ее личную жизнь и творчество.
Как Фрида Кало повлияла на современное искусство и культуру?
Фрида Кало стала иконой феминизма и мексиканской культуры, вдохновляя множество художников и активистов. Ее уникальный стиль и откровенные темы привлекли внимание к вопросам гендера и идентичности, что сделало ее важной фигурой в современном искусстве и культуре, а также символом силы и стойкости женщин.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Фриды Кало более подробно, чтобы понять, как её личные переживания и страдания влияли на её творчество. Это поможет вам глубже осознать смысл её работ и контекст, в котором они были созданы.
СОВЕТ №2
Посетите выставки или музеи, где представлены работы Фриды Кало. Наблюдение за её картинами вживую может дать вам уникальное восприятие её искусства и эмоциональной нагрузки, которую она вкладывала в каждую работу.
СОВЕТ №3
Погрузитесь в культурный контекст Мексики, в котором жила Фрида. Изучение мексиканской истории, фольклора и традиций поможет вам лучше понять символику и темы, присутствующие в её творчестве.
СОВЕТ №4
Попробуйте создать собственное произведение искусства, вдохновившись стилем и темами Фриды Кало. Это может быть как живопись, так и коллаж, что позволит вам выразить свои эмоции и переживания, подобно тому, как это делала она.