Детство
Джордж появился на свет 26 сентября 1898 года. Это произошло в Америке, в Нью-Йоркском районе Бруклине. Имя, которое он получил при рождении, – Яков.
Его родители имели еврейское происхождение, и ещё задолго до появления детей эмигрировали в Америку. Папу Джорджа звали Мойше Гершовиц, переехав в США ему пришлось поменять имя на Моррис Гершвин, он эмигрировал из Санкт-Петербурга в 1890 году. Работал Моррис сапожником на фабрике по производству женской обуви. Мама Джорджа, Роза Брускина (дочь скорняка), переехала в Америку из Одессы чуть раньше своего будущего мужа.
Всего в семье Гершвинов родилось четверо детей, Джордж был вторым. Жили они небогато, в небольшой квартирке в деревянном доме. По сравнению с другими детьми, Джордж был совершенно несносный и капризный. Когда начал обучение в школе, то к знаниям особо не тянулся, чем сильно расстраивал мать, которая мечтала видеть своих детей учителями.
Зато во дворе он лучше всех мальчишек катался на коньках, даже получил звание чемпиона улицы. Но друзья часто замечали такие моменты, когда Джордж как будто переставал замечать всё, что происходит вокруг, уходил в себя. Причиною этому была музыка. Он мог услышать красивую мелодию и замереть прямо посреди катка.
В 8-летнем возрасте Джорджа глубоко впечатлил во время школьного концерта игравший «Юмореску» Марк Розенцвейг, который в будущем стал известным в Америке скрипачом. Маленький Гершвин полтора часа ждал музыканта под проливным дождём, а когда узнал, что тот давно ушёл через другой ход, побежал к Розенцвейгу домой.
Джордж подружился с Марком, стал бывать у него дома, где больше всего его привлекло фортепиано. Именно Марк открыл для Джорджа таинственный мир музыки; бывая у него в гостях, мальчик слушал много произведений, больше всего ему нравились классика и джаз. Гершвин сам обучался игре на музыкальном инструменте, подбирая по слуху популярные мелодии.
К тому времени старший брат Джорджа Айра уже учился в музыкальной школе. Но каково было удивление родителей, когда они обнаружили, насколько младший сын преуспел в самостоятельном овладении фортепиано, что оставил позади старшего. Тогда они поняли, что отдавать в музыкальную школу надо и Джорджа.
Джордж Гершвин, родившийся в 1898 году в Бруклине, стал одним из самых влиятельных композиторов XX века. Его музыкальный талант проявился с раннего возраста, когда он начал играть на пианино и сочинять мелодии. В 1919 году Гершвин написал свою первую большую работу — оперу “Трямбл”, но настоящую славу ему принесла опера “Порги и Бесс”, которая сочетала элементы классической музыки и джаза.
Гершвин также известен своими популярными произведениями, такими как “Рапсодия в блюзовых тонах” и “Концерт для пиано с оркестром”. Его музыка, полная ярких мелодий и ритмов, оказала значительное влияние на развитие американской музыкальной культуры. К сожалению, жизнь композитора была короткой: он скончался в 1937 году от опухоли мозга, оставив после себя богатое наследие, которое продолжает вдохновлять музыкантов и слушателей по всему миру.
Детские годы
Родился великий композитор Гершвин в Бруклине в Нью-Йорке в 1898 году. Известно, что его отец, еврейский иммигрант Мойша Гиршович, за 8 лет до появления первенца на свет покинул российскую столицу. Обосновавшись в Нью-Йорке, он женился на уроженке Одессы Розалии Брусникиной и устроился на обувной завод грузчиком. В семье родилось четверо детей, причём известного композитора Джорджа первоначально звали Яковом. Малыш имел крутой нрав, не хотел учиться, часто ввязывался в драки, имел все шансы и наклонности стать гангстером.
В детстве Джордж увлекался:
Однако жизнь мальчишки круто изменилась, когда он услышал молодого скрипача Макса Розена. Заворожённый Гершвин под дождём прождал виртуоза полтора часа и вскоре подружился с ним. Именно новый товарищ и познакомил Гершвина с музыкой, и будущий композитор стал учиться играть на пианино, делая свои первые шаги в сочинении музыки. Джордж поступил в музыкальную школу, однако, проучившись там несколько лет, понял, что в плане профессионального роста тут он ничего не получит.
В юном возрасте в биографии Гершвина значится работа репетитором, также он играл на пианино в ресторанах Нью-Йорка. В этой работе молодой человек добился известности и успеха, его гонорары существенно возросли. Гершвин смог кормить семью, которая более ни в чём не нуждалась и не голодала. При этом юноша относился к своим концертам не только как к возможности заработать деньги, но и играл собственные композиции, которые на бис принимала публика.
Начало творческого пути
Но с музыкальными школами у юного Гершвина дружба не ладилась. Все эти гаммы и сольфеджио, нудные систематические занятия ему совсем не нравились. Джордж сменил несколько школ, сначала его педагогами были престарелые дамочки, следующий учитель имел свою собственную систему обучения, при которой совсем не уделял внимания технике игре на фортепиано, а ученика воспитывал на оперных попурри. Ни одну из музыкальных школ Гершвин так и не окончил.
Тогда в 1914 году родители записали сына в коммерческую школу, но коммерсанта из него тоже не получилось. Судьбою юноше был уготован совершенно иной путь.
В 1915 году произошло значимое для Джорджа знакомство с музыкантом Чарльзом Хамбицером. На удивление Чарльз быстро нашёл общий язык с юным Гершвином. Он давал ему уроки игры на фортепиано, а также порекомендовал хороших педагогов по гармони и оркестровке.
В семнадцатилетнем возрасте Джордж уже в совершенстве владел музыкальной грамотностью, очень хорошо играл на фортепиано и сочинял свою музыку. Он с усердием изучал классику, но больше всё-таки его увлекала популярная музыка. В таком юном возрасте он уже был представлен в музыкальном издательстве Джерома Ремика, где получил работу пианиста-популяризатора и зарплату 15 долларов еженедельно.
Гершвин аккомпанировал, подрабатывал в ресторанах и писал музыку. Уже в 1916 году вышло в свет одно из его первых музыкальных произведений «Когда вы захотите». Особенно популярной эта композиция не стала, но обратила внимание на молодого талантливого композитора многих продюсеров и режиссёров с Бродвея.
Песня Джорджа заинтересовала одну из модных в то время певиц ─ Софи Такер. Она её исполнила, причём довольно успешно, и постепенно к Гершвину в музыкальных кругах Бродвея начала приходить популярность. Его имя стало мелькать в газетах и журналах, а музыку Гершвина включил в своё ревью Зигмунд Ромберг. Вскоре многие бродвейские мюзиклы ставились на сочинениях Джорджа, а один известный в Америке композитор сказал о нём: «Молодой человек имеет искру гениальности. Когда-нибудь Америка будет им гордиться».
Джордж Гершвин — одна из самых ярких фигур в мире музыки XX века. Его творчество оставило глубокий след в классической и популярной музыке. Многие отмечают уникальное сочетание джаза и классики в его произведениях, что сделало его музыку доступной и понятной широкой аудитории. Люди восхищаются такими шедеврами, как “Рапсодия в блюз” и опера “Порги и Бесс”, которые демонстрируют не только мастерство композитора, но и его способность передавать эмоции и атмосферу времени. Гершвин также был новатором, который смело экспериментировал с формами и стилями, что вдохновило многих последующих музыкантов. Его жизнь, полная творческих исканий и стремления к совершенству, служит примером для будущих поколений. Взгляды на его наследие варьируются от восхищения до глубокого анализа, но одно остается неизменным: музыка Гершвина продолжает жить и вдохновлять.
Творчество
С 1918 года Гершвин больше не нуждался в ресторанных подработках, отпала нужда в частных уроках, он занимался тем, что ему нравилось, и получал за это деньги – Джордж писал музыку для бродвейских мюзиклов. Он работал в качестве композитора с джаз-бэндом Пола Уайтмена. За год он писал до 10 мюзиклов, многие из песен приобретали огромную популярность.
Так появилась «Рапсодия в блюзовых тонах». В феврале 1924 года на премьеру пришла слишком разномастная публика, в первом ряду сидели именитые люди в мире музыки: Рахманинов, Годовский, Стравинский. Успех был ошеломительный, рапсодия нокаутировала зрителей, а к Гершвину пришла настоящая слава.
А там, где слава, там и материальное благосостояние. Семья Гершвинов купила на 103-авеню дом в 5 этажей и отправилась в трёхлетнее путешествие по Европе. Джордж сам продумал весь маршрут, поездка началась с Лондона, потом был Париж, и закончилось путешествие в Вене.
По возвращении из Европы у Гершвина на руках уже была набросана симфоническая поэма «Американец в Париже».
Премьера прошла в филармоническом обществе Нью-Йорка. А через три года «Американец в Париже» звучал в Куинс-холле в Лондоне. Успех был грандиозным, после чего симфоническая поэма вошла в постоянный репертуар многих мировых оркестров.
Музыка и стиль композитора Джорджа Гершвина сочетает в себе сразу многое:
- симфоническую классику;
- современные негритянские ритмы;
- народный фольклор;
- оригинальную мелодию;
- экспрессию;
- резкие ритмы.
С приобретением мировой известности Джордж предложил своему старшему брату Айре стать соавтором его мюзиклов и песен. Айра с удовольствием согласился, но взял себе псевдоним Артур Фрэнсис (это два имени их младшеньких брата и сестры), он считал, что Гершвин в мировой музыке должен быть один – Джордж.
Их творческий союз получился очень плодотворным, братья создали около 20 мюзиклов для Бродвея и кино. Более востребованного дуэта в то время не было. Особенно триумфальным получился мюзикл «Lady, Be Good», одну композицию из него назвали лучшей любовной балладой ХХ века.
Музыка
Джордж Гершвин – автор более 300 песен, 9 мюзиклов, 2 опер и ряда произведений для пианино. Наиболее популярны опера «Порги и Бесс» и «Рапсодия в стиле блюз» (также известная как «Рапсодия в блюзовых тонах»).
Джордж Гершвин — «Рапсодия в стиле блюз»
О создании рапсодии есть такая легенда: «джазовый император» Пол Уайтмен захотел симфонизировать любимый музыкальный стиль и попросил Гершвина написать серьезное классическое произведение для своего оркестра. Композитор скептически отнесся к предложению джазмена, но когда Пол разрекламировал будущий шедевр в газетах, был вынужден меньше чем за месяц создать знаменитую мелодию.
Мюзикл «Американец в Париже» Гершвин написал, находясь под впечатлением от трехлетнего вояжа по Европе. В произведении проявилось новаторство музыканта, смело объединяющего классику и песню, джаз и фольклор.
Джордж Гершвин — «Колыбельная Клары» («Summertime»)
«Порги и Бесс» — первый американский спектакль, на котором имели право присутствовать зрители различных рас. Впечатленный романом Дюбоза Хейварда о жизни афроамериканцев, Гершвин более чем на полтора года заточил себя в маленьком негритянском поселке в штате Южная Каролина и, наблюдая за жизнью обитателей, творил свой шедевр. После премьеры овации гремели 15 минут.
«Колыбельная Клары», четырежды звучащая в опере и известная как композиция «Summertime», признана самой популярной мелодией 20 века. По числу кавер-версий она обогнала даже битловскую «Вчера». Имеется версия, что на создание шлягера Гершвина подтолкнула не только музыка афроамериканцев, но и украинская колыбельная «Ой ходить сон коло вікон», услышанная им во время гастролей малороссийского вокального коллектива в США.
«Порги и Бесс»
Однажды ночью, мучаясь от бессонницы, Джордж решил почитать, и ему в руки попался роман Дюбоза Хейуорда «Порги». Созданные автором поэтические образы настолько увлекли композитора, что у него тут же в голове начались зарождаться мелодии. Джордж уже забыл о сне, читал до самого утра, а потом написал автору произведения письмо, в котором рассказал, что ему очень бы хотелось написать оперу на «Порги». Это был 1926 год.
Автор романа ответил согласием, но так как Гершвин был очень занят другими сочинениями и дирижёрской работой, приступить к созданию оперы «Порги и Бесс» получилось лишь в 1934 году. Композитор уехал из Нью-Йорка в маленький рыбацкий посёлок в Южной Каролине, чтобы полностью проникнуться духом произведения. Он напряжённо работал над оперой 20 месяцев.
Это произведение стало самым значительным и популярным из всех, созданных Джорджем Гершвином. Получился настоящий музыкальный шедевр, в котором переплелись джазовые импровизации, фольклор и симфонические мелодии. В 1935 году состоялась премьера в Америке, произошло это в Бостоне в «Колониел-театре». Успех был головокружительный, четверть часа не стихали аплодисменты и восторженные возгласы публики. В истории США «Порги и Бесс» стало первым представлением, на которое пускали людей разных рас.
С января 1936 года опера поехала в гастрольный тур по американским городам, в Европу добралась лишь после 1945 года, а в 1956 «Порги и Бесс» была показана негритянской труппой в Москве и Ленинграде.
Сотни постановок пережила эта опера и вошла в мировой музыкальный золотой фонд.
Смерть
Великолепный творческий союз братьев Гершвинов, популярность, слава, деньги – всё оборвалось в один миг трагически и неожиданно.
Джордж настолько усиленно работал над «Порги и Бесс», что подвергся колоссальному нервному перенапряжению, его силы были истощены. Дошло до того, что он не мог ни кушать, ни спать. Врачи в один голос утверждали, что композитору необходимо поменять климат и временно оставить музыку. Первый совет Гершвин воспринял с удовольствием, но вот остаться без музыки он не мог ни на один миг.
Внешний вид Джорджа практически не изменился, но внутренне он был крайне раздражён и чувствовал себя невероятно уставшим. В начале 1937 года медики обнаружили у Гершвина симптомы онкологического заболевания, у него была опухоль головного мозга. Назначили лечение, затем в клинике «Седарс Синай» ему удалили опухоль, но композитору уже ничего не могло помочь, он умер 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции. Джордж совсем немного не дожил до 39 лет, самый расцвет сил и множество творческих планов были впереди у музыканта.
При жизни Джордж был настоящим Казановой, очень много на его счету любовных романов с самыми красивыми женщинами того времени. Одной из сильнейших его влюблённостей стал ученица Гершвина Александра Белых. Но семья у него так и не появилась, жены и детей не было. Всё наследие, которое досталось потомкам от композитора Джорджа Гершвина, – это его бесценная музыка.
Последние годы
Насыщенная жизнь и творчество Гершвина не оставили места для семьи: он не был официально женат и не имел детей.
Еще в детстве у Джорджа замечались странные отключения, когда мальчик на какое-то время полностью отключался от внешнего мира, однако семья никогда о них не распространялась. Вероятно, они стали причиной развития опухоли головного мозга, который у Гершвина диагностировали в возрасте 38 лет. Композитору провели операцию, после которой он, не приходя в сознание, скончался 11 июля 1937 года.
Источник
[Всего голосов: 1 Средний: 4/5]
Вопрос-ответ
Какое влияние оказала музыка Джорджа Гершвина на американскую культуру?
Музыка Джорджа Гершвина оказала значительное влияние на американскую культуру, сочетая элементы классической музыки с джазом и популярными мелодиями. Его произведения, такие как “Рапсодия в блюз” и “Порги и Бесс”, стали символами американской музыкальной идентичности и способствовали популяризации джаза как жанра.
В каком возрасте Джордж Гершвин начал заниматься музыкой и как это повлияло на его карьеру?
Джордж Гершвин начал заниматься музыкой в раннем возрасте, обучаясь игре на пианино с 10 лет. Это раннее увлечение музыкой позволило ему развить свои навыки и в дальнейшем создать уникальный стиль, который сочетал классические и популярные музыкальные формы, что стало основой для его успешной карьеры композитора.
Какие основные произведения Джорджа Гершвина считаются его шедеврами?
Среди основных произведений Джорджа Гершвина выделяются “Рапсодия в блюз”, “Порги и Бесс”, а также “Концерт для пиано с оркестром”. Эти произведения не только стали классикой, но и оказали влияние на развитие музыкального языка XX века, сочетая элементы разных жанров и стилей.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите контекст времени, в котором жил и творил Джордж Гершвин. Понимание исторических и культурных событий начала 20 века поможет вам лучше осознать влияние его музыки на общество и другие жанры.
СОВЕТ №2
Послушайте основные произведения Гершвина, такие как “Рапсодия в блюз” и “Порги и Бесс”. Это даст вам возможность оценить его уникальный стиль и вклад в музыку, а также понять, как его работы отражают его жизненный путь.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на влияние Гершвина на других композиторов и музыкантов. Исследуйте, как его инновации в музыке повлияли на развитие джаза и классической музыки, а также на современное музыкальное искусство.