Россия, Мурманская область, Кировск, улица Советской Конституции
Телефон:
+7 (815) 314-64- Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00приём граждан: ср 17:00-18:00
whatsapp telegram vk email

Алексей Петренко спустя 30 лет помирился с дочерью

Алексей Петренко: биография

Легендарный актёр, Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии России Алексей Петренко прославился талантливыми перевоплощениями и удивительно реалистичными образами в театре и кино. Он из той немногочисленной когорты отечественных звёзд кинематографа, которым по силам роли в самых разных жанрах и амплуа. Пётр Первый, Иосиф Сталин, аббат Фариа, Григорий Распутин, купец Мокий Пармёныч Кнуров – каждая роль этого замечательного актёра была точным попаданием в цель и навсегда запомнилась зрителям.

Алексей Петренко

Народный артист Алексей Петренко

Родился Алексей Васильевич Петренко 26 марта 1938 года в Украинской ССР, в селе Чемер Черниговской области. По не подтверждённым данным, в его паспорте стоит иная дата – 1 апреля 1938 года. Так случилось потому, что запись о рождении сына родители смогли сделать лишь спустя несколько дней после его появления на свет, ведь в Чемере сельсовета не было, и пришлось добираться до соседней деревни.

Алексей Петренко в молодости

Как и откуда у сельского паренька появилась мечта выйти на сцену – история умалчивает. Но после окончания школы Алексей Петренко отправился поступать в театральный вуз. Он выбрал Харьковский театральный институт, но стать его студентом парню удалось лишь с третьего раза.

После каждой неудачи Алексей отправлялся работать, чтобы «не сидеть на шее» у родителей. Почти три года он трудился в кузнице в Чернигове. И если бы третья попытка не увенчалась успехом, Петренко наверняка отправился бы в армию. А так как рост у него оказался исполинским – 190 сантиметров – то парня непременно взяли бы на флот, отсрочив начало его актёрской биографии на долгих четыре года.

Врачи, комментируя примирение Алексея Петренко с дочерью спустя три десятилетия, отмечают важность эмоционального здоровья в жизни человека. Психологи подчеркивают, что восстановление отношений может стать мощным источником поддержки и вдохновения. Они указывают на то, что такие события способствуют снижению стресса и улучшению общего самочувствия. Важно, что примирение может помочь обеим сторонам проработать прошлые обиды и начать новую главу в отношениях. Специалисты также добавляют, что подобные случаи подчеркивают значимость семьи и взаимопонимания, что в свою очередь положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии. Врачи призывают не забывать о том, что открытость и готовность к диалогу могут стать ключевыми факторами в восстановлении любых отношений.

Три БРАКА, БРОШЕННАЯ дочь и СЛОЖНЫЙ характер ВЕЛИКОГО актера Алексея Петренко.Три БРАКА, БРОШЕННАЯ дочь и СЛОЖНЫЙ характер ВЕЛИКОГО актера Алексея Петренко.

Детство и мечта о сцене

Друзья и близкие всегда поздравляли актера с днем рождения два раза. На свет появился 26 марта 1938 года в деревне Чемере (Черниговская обл., Украина). Зарегистрировать ребенка в сельсовете отец будущего актера смог через несколько дней. Может времени не было, а может быть праздновал рождение сына. Это, как говорится, святое.

Вот в свидетельстве и записали дату – 1 апреля. Надо отметить, что с чувством юмора у Петренко было всё отлично. Шутки и прибаутки ссыпались, как из ведра. Даже снобы не могли удержаться и смеялись от души.

Алексей Петренко в молодости. Фото: biographe.ru

Где-то в 1949-м году семья перебралась в город Чернигов (Украина), жили в небольшом домике на ул. Боровой. Родители Алеши — крестьяне, но это не мешало мальчику мечтать стать артистом. С удовольствием посещал драм. кружок, играл ведущие роли в постановках. А отец гневался, и даже просил преподавателя не допускать сына к сцене, просто выгнать. Поддерживала Алешку мама, и дала благословение, когда парень решил поступать в театральный ВУЗ.

Два года подряд Петренко проваливал экзамены в институт им. Карпенко-Карого. Деньги у родителей не просил, трудился кузнецом. На третий раз удача ему улыбнулась. Уехал в Харьков и поступил в театральный институт. Обучался на курсе замечательного педагога Ивана Марьяненко. Сам актер позже вспоминал: «Не стал бы студентом, так непременно призвали бы в армию. С моим то ростом, 190, мог бы служить где-то на корабле».

Театр

В 1961 году Алексей Петренко получил диплом Харьковского театрального вуза, успешно отучившись на курсе Народного артиста СССР Ивана Марьяненко. По распределению начинающий актёр попал в Запорожский музыкально-драматический театр имени Николая Щорса. На этой сцене он сыграл свои первые роли.

Алексей Петренко в спектакле «А чой-то ты во фраке?»

Через два года сменил подмостки запорожского театра на сцену Донецкого русского драмтеатра. Но и тут задержался лишь на год: перспективного и очень яркого молодого артиста заметил главный режиссёр и художественный руководитель Ленинградского театра имени Ленсовета Игорь Владимиров и приложил все усилия, чтобы переманить молодого человека к себе.

После нескольких успешных лет службы в театре имени Ленсовета Алексей Петренко отправился «в свободное плавание»: он часто менял подмостки, выбирая лишь те роли, которые ему нравились. Артист однажды признался, что всегда придерживался принципа «лучше немного и толково, нежели всеядно».

Алексей Петренко в спектакле «Острова в океане»

Вскоре Алексей Петренко появляется на сценах самых прославленных московских театров: с 1977 года он играл в драматическом театре на Малой Бронной, с 1978-го четыре года блистал на подмостках МХАТа. Позже зрители наблюдали за талантливой игрой артиста в столичном Театре «Школа современной пьесы» и Театре на Таганке.

Театралы в возрасте и сегодня помнят его гениально сыгранную роль Коки в постановке «Серсо» режиссёра Анатолия Васильева. Спектакль имел ошеломительный успех и шёл четыре года кряду, до середины 80-х.

Позже Петренко блестяще перевоплотился в отчаянного Сатина из пьесы «На дне». Всего в театре и кино Алексей Петренко сыграл около 100 ролей.

Спустя три десятилетия разлуки, Алексей Петренко и его дочь наконец нашли путь к примирению. Это событие вызвало широкий резонанс в обществе. Многие вспоминают о том, как сложные отношения между родителями и детьми могут длиться годами, но всегда есть надежда на восстановление связей. Люди делятся своими мнениями о том, как важно прощение и понимание в семье. Некоторые отмечают, что подобные истории вдохновляют, показывая, что даже самые глубокие раны могут зажить. Другие же подчеркивают, что время — лучший лекарь, и иногда нужно просто дать друг другу шанс. В целом, история Петренко стала символом надежды для многих, кто сталкивается с подобными трудностями в личной жизни.

ДОЧЬ Алексея Петренко осталась без наследства #отношения #семья #судьба #актеры #жизненныеисторииДОЧЬ Алексея Петренко осталась без наследства #отношения #семья #судьба #актеры #жизненныеистории

Фильмы

С 1991 года Алексей Васильевич Петренко – штатный актёр Киностудии имени Максима Горького. Его кинематографическая биография не менее богата и насыщена, чем театральная. Но такова уж магия телевидения, что именно после появления на экране артист становится широко известным.

Алексей Петренко в роли Сталина

Дебют Петренко на экране состоялся в 1967 году. Алексею Васильевичу предложили небольшую роль в мелодраме Виктора Соколова «День солнца и дождя»: он сыграл официанта-фарцовщика. Дебют оказался успешным, и вначале 70-х актёру предложили первые крупные роли. В чёрно-белом двухсерийном фильме режиссёра Григория Козинцева «Король Лир» по знаменитой шекспировской трагедии Алексей Петренко перевоплотился в Освальда.

Первой большой ролью Петренко стал Пётр Великий в культовой картине Александра Митты «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил». В исполнении актёра самодержец получился таким, каким его описывает большинство историков: суровым, но справедливым. В этой картине Алексей Петренко сыграл в удачном дуэте с Владимиром Высоцким, который появился в образе арапа Ибрагима Ганнибала.

Алексей Петренко в роли Петра I

Ещё одна звёздная роль была сыграна Алексеем Петренко в 1981 году в исторической драме Элема Климова «Агония». Артисту доверили главного персонажа – Григория Распутина. Права на фильм были проданы за рубеж: картину увидели во Франции, Италии и Америке, он получил множество наград, в том числе Гран-при «Золотой орёл».

На советский экран «Агония» вышла лишь в 1985 году. Кроме Петренко в нём сыграли ключевых персонажей Анатолий Ромашин, Алиса Фрейндлих и Леонид Броневой. Алексею Васильевичу удалось невероятно точно передать горячий, необузданный нрав Распутина.

Алексей Петренко в роли Григория Распутина

Позже Алексей Петренко неоднократно привлекался режиссёрами на роли, где требовалось сыграть сильные личности. Несколько раз он играл Сталина, перевоплощался в Ивана Грозного и атамана Платова. Но и слабых, отчаявшихся людей актёр играл ничуть не хуже: в этом можно убедиться, посмотрев социальную драму Динары Асановой «Беда», где он отлично сыграл деревенского алкоголика Кулигина.

Позже Алексей Петренко не раз доказывал свой невероятный талант к перевоплощению, играя самых разных героев. Он ставал то мерзким Свидригайловым в «Преступлении и наказании», то купцом Мокием Пармёнычем Кнуровым в «Жестоком романсе», то лётчиком Строгановым в драме Алексея Германа «Двадцать дней без войны».

Алексей Петренко в фильме “Идиот”

В новом веке Алексей Петренко тоже не потерялся и был одним из самых востребованных артистов отечественного кинематографа. В 2003 году на экраны вышла новая экранизация романа Фёдора Достоевского «Идиот». В одноимённом сериале Владимира Бортко Алексею Петренко достался образ генерала Иволгина, полубезумного спившегося человека, характер которого артист передал с потрясающей реалистичностью. Главных персонажей драмы сыграли Евгений Миронов, Владимир Машков и Лидия Вележева.

Поклонники снова увидели любимого актёра в 2006 году: Алексей Петренко появился в экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В одноимённом сериале режиссёра Александра Прошкина Алексей Васильевич сыграл Фаддея Казимировича, ещё раз доказав зрителям и кинокритикам, что перед ними истинный талант.

Алексей Петренко в фильме “12”

В 2007 году Петренко блестяще сыграл пятого присяжного, пенсионера и бывшего работника Метростроя в нашумевшем юридическом детективе Никиты Михалкова «12». В этом фильме было собрано созвездие артистов: Сергей Маковецкий, Валентин Гафт, Никита Михалков, Сергей Гармаш и многие другие, чьи имена давно известны любителям кинематографа.

Новый сюрприз от талантливого актёра зрители получили в 2009 году, когда на экраны вышла психологическая драма «Похороните меня за плинтусом», снятая по мотивам повести Павла Санаева. Алексей Петренко сыграл дедушку Саши.

Алексей Петренко в фильме “Похороните меня за плинтусом”

В том же году на телеканале «Россия» состоялась премьера исторического сериала «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Драматическая лента была тепло встречена как зрителями, так и кинокритиками и набрала высокие рейтинги. Алексей Петренко в который раз перевоплотился во всемогущего Иосифа Сталина.

2010-й ознаменовался премьерой военной драмы, дилогии Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Предстояние», но самый дорогостоящий российский фильм с бюджетом от 40 до 55 миллионов долларов ждал кассовый провал. В декабре 2011 года зрители посмотрели 13-серийную телеверсию картины, в которой они увидели Алексея Петренко в роли пожилого лейтенанта-бухгалтера. К работе артиста, как и ожидалось, не было ни единой претензии: по устоявшейся привычке он «выложился» на съёмочной площадке на полную силу.

Алексей Петренко с кинопремией «Золотой орел»

Снялся Алексей Петренко и в новогодней кинокомедии «Ёлки-2», появившейся в прокате в середине декабря 2011 года. В этой мелодраме он перевоплотился в Григория Павловича Земляникина, пилота и возлюбленного Юлии Снегирёвой. В 2012 и 2014 годах любимый миллионами актёр появился в сериалах «Петрович» и «Уходящая натура».

Критики и зрители, кроме названных ролей, как лучшие в исполнении Алексея Петренко отмечают образы Подколёсина в «Женитьбе», журналиста Пола Дика в «ТАСС уполномочен заявить» и аббата Фариа в «Узнике замка Иф». Фильмография артиста – это более 80 картин и сериалов.

Кроме актёрской деятельности артиста нередко привлекали к озвучиванию фильмов и аудиокниг. Особенно Алексей Петренко любил озвучивать русские сказки и в своё время записал 24-серийный «сказочный» цикл. Однажды он признался, что, когда уйдёт на пенсию, будет бесплатно ходить по детским садикам и читать детям сказки. В 2016 году голосом Петренко заговорил герой Коппелиус в кукольном мультфильме «Гофманиада».

Алексей Петренко в последние годы

Одной из последних киноработ артиста была франко-российская картина «Виктор», вышедшая на экраны в 2014 году. Ключевые роли в триллере достались Жерару Депардье и Элизабет Хёрли. Премьера фильма в Москве состоялась в начале сентября 2014 года, а в октябре её увидели в Нью-Йорке.

Алексей Петренко был человеком православным и глубоко верующим. Известно, что в июле 2010 года его избрали членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви.

Актерская карьера

После окончания института в 1961 году Петренко по распределению два года работал в Запорожском музыкально-драматическом театре им. Щорса. Затем последовал год работы в Донецком областном русском драмтеатре в городке Жданов.

Творческий путь Алексей Петренко начинал в провинциальном Жданове (ныне Мариуполь). Фото с театральной афиши тех лет

1964 году режиссер и педагог Игорь Владимиров, которому написали письмо работники Ждановского театра с просьбой забрать талантливого парня, пригласил Петренко в Ленинградский театр им. Ленсовета, где Алексей трудился следующие 13 лет.

Кадры с первой ролью Петренко в кино сегодня отыскать не так просто. В 1966 году актер снялся в фильме «Начальник Чукотки», в котором сыграл маленькую роль бандита. Но перед самой премьерой режиссеру Виталию Мельникову было приказано вырезать сцену разбоя, в которой появился Петренко (хотя в титрах фамилия актера осталась), так как сам факт «бандитизма» показался цензорам неприемлемым, позорящим советский строй.

Алексей Петренко в фильме «Женитьба»

А Алексей об этом и не догадывался. Он пригласил на премьеру своего хорошего друга и испытал огромную неловкость, когда не увидел себя в картине. Но режиссер Мельников чувствовал свою вину и десять лет спустя пригласил Петренко на роль Подколёсина в картину «Женитьба».

Год спустя зрители все же смогли оценить актерский талант 29-летнего Алексея, когда тот появился в небольшой роли в мелодраме «День солнца и дождя» Виктора Соколова и Эдварда Радзинского.

Алексей Петренко в роли Распутина («Агония»)

До 1974 года Петренко занимался, в основном, театром (в этот период выпущено несколько фильмов-спектаклей с его участием) и появлялся в маленьких ролях в кино. Поворотным моментом в кинокарьере Алексея стала главная роль в исторической драме Элема Климова «Агония», в которой актер сыграл Григория Распутина.

Интересно, что перед утверждением кандидатуры Петренко режиссер решил организовать встречу актера с главным светским предсказателем Вольфом Мессингом. Много лет спустя Алексей снялся в сериале, посвященному этому загадочному человеку, с которым он был знаком лично. Съемки «Агонии» отнимали немало сил и энергии – в итоге Алексея забрали на скорой со стенокардией. Однако драма стала визитной карточкой артиста и получила несколько престижных наград, хотя на советских экранах появилась лишь в 1985 году.

Алексей Петренко в образе Великого Петра в картине «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»

Работа с известным кинорежиссером привлекла внимание других мастеров к малоизвестному на тот момента актеру, которому было уже почти 40 лет. В 1976-1977 годах Петренко сыграл несколько запомнившихся зрителям ролей: в фильмах Динары Асановой «Ключ без права передачи» и «Беда», в исторической мелодраме Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (с Владимиром Высоцким) и комедии «Женитьба» по одноименной пьесе Гоголя (реж. Виталий Мельников).

Алексей Петренко и Олег Ефремов на сцене театра

В 1977 году Петренко перебрался в Москву. С момента переезда в столицу и до 1992 года актер успел поработать в Театре на Малой Бронной, Театре на Таганке, МХАТе, Московском «Театре-21» и «Школе современной пьесы».

Алексей Петренко и Алиса Фрейндлих в фильме «Жестокий романс»

В 1984 году Петренко досталась главная роль богатого купца Кнурова в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», в котором дебютировала Лариса Гузеева. Фильм вызвал оглушительный зрительский успех и получил несколько престижных наград. Кнуров в исполнении Петренко был не типичным меркантильным дельцом – он демонстрировал искреннее благоговение перед красотой Ларисы Огудаловой.

Юрий Соломин и Алексей Петренко в картине «ТАСС уполномочен заявить…»

На Алексея посыпались главные роли: «Лев Толстой» (реж. Сергей Герасимов), «ТАСС уполномочен заявить…» (реж. Владимир Фокин), «День гнева» (первый советский ужастик от режиссера Суламбека Мамилова), «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (реж. Юрий Кара) и др.

Роли Петренко не были однотипными: американский журналист, английский король Карл I, простой лесник, блаженный Лука, главарь банды, португальский монах и даже Иосиф Виссарионович Сталин и его двойник. Приглашали Алексея поработать и в заграничных проектах – во Франции, Болгарии, ФРГ. В театре он был задействован как в пьесах по Тургеневу, Чехову и Гоголю, так и по Вампилову, Достоевскому и Горькому.

К распаду СССР в его обширной фильмографии скопилось уже 50 ролей, еще больше появилось впоследствии. Их могло быть еще больше, но временами актер впадал в «минорное» настроение. Пропадало желание сниматься, играть. Если в такое время ему поступали новые предложения, он отказывался – душа не лежала к работе. Многие режиссеры принимали это за проявления «неуживчивого характера».

Алексей Петренко в фильме «Сибирский цирюльник»

После распада Союза Петренко снимался реже. Но всё вернулось на круги своя в 1998 году – с ролью разудалого генерала-пьяницы Радлова в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова. В 2000 году его утвердили сразу на несколько важных ролей. В частности, актер сыграл британского писателя Артура Конана Дойля в ставшем невероятно популярном сериале Игоря Масленникова «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным, появился в комедии Георгия Данелии «Фортуна» с Вахтангом Кикабидзе.

На седьмом десятке Алексей продолжал упорно работать: самыми его яркими работами в период с 2001 по 2008 годы можно назвать роли генерала Ардалиона Иволгина в экранизации романа Достоевского «Идиот» (реж. Владимир Бортко), главврача в сериале «Доктор Живаго» по произведению Бориса Пастернака, начальника Малкина в сериале «Гражданин начальник» и ветерана труда в детективе Никиты Михалкова «12».

Алексей Петренко в картине «Похороните меня за плинтусом»

В конце 2009 году на большие экраны вышел фильм Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом» по мотивам одноименной повести Павла Санаева. Пронзительная драма о сложных взаимоотношениях в семье, в которой Петренко сыграл дедушку главного героя, всю жизнь мирящегося с тираничной супругой (Светлана Крючкова), получил большой резонанс среди зрителей и критиков.

Алексей Петренко играл Сталина несколько раз

В этом же году Петренко дважды сыграл Сталина: в биографическом сериале «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» и британском фильме Тадеуша О’Салливэна «Навстречу шторму». Таким образом, за всю свою карьеру Алексей предстал в образе Генералиссимуса Советского Союза целых пять раз, включая образ двойника Иосифа Виссарионовича.

Алексей Петренко и Иван Ургант в «Елках»

В 2011 году Алексей снялся в главной роли пожилого влюбленного Григория Земляникина в популярной комедии «Елки-2», а в 2014 году сыграл советского писателя в мелодраматическом сериале «Уходящая натура», который был представлен на Первом канале. Последними работами Алексея в кино стала роль Григория Земляникина в продолжении новогодней комедии фильма «Елки-5» и роль ведущего в документальном фильме «Влюбленные учителя» (режиссер Азима Расулова).

Умер Алексей Петренко - народный артист РСФСР.Умер Алексей Петренко – народный артист РСФСР.

Личная жизнь

Артист был женат трижды. Первой супругой Алексея Петренко оказалась певица Алла Петренко, вместе с которой он прожил 19 лет. Долгое время жена была настоящей опорой мужу, делавшему карьеру на сцене и в кино. В этом браке родилась дочь Полина, но в 1979 году супруги расстались.

Алексей Петренко и его дочь Полина

Вскоре Алексей Петренко женился во второй раз: его супругой стала известная журналистка, в прошлом театральный обозреватель Галина Кожухова-Петренко. В этом браке общих детей не было, но у Алексея Васильевича наладились прекрасные отношения с пасынком Михаилом Кожуховым, ставшим, как и мама, журналистом и телеведущим. Какое-то время 15-летняя Полина жила с отцом и его новой семьёй, но после случившейся ссоры отношения Алексея Петренко с дочерью испортились. Полина уехала к матери и сегодня живёт в Германии.

Алексей Петренко с женой Азимой Абдумаминовой

В 2009 году Галина Кожухова умерла. Артист недолго оставался в одиночестве: спустя год его личная жизнь наладилась, он женился на журналистке Азиме Расуловне Абдумаминовой, этнической узбечке. Она переехала к любимому мужчине из Бишкека с двумя младшими дочерьми (всего у неё четверо детей). Существенная разница в возрасте – 32 года – не стала преградой для счастливой жизни супругов. Они часто появлялись вместе на публичных мероприятиях и премьерах фильмов, в которых играл артист.

Алексей Петренко спустя 30 лет помирился с дочерью

Любимый народом актер Алексей Петренко, блистательно сыгравший Распутина, Петра Первого и множество других ролей, вошедших в наш золотой фонд, не стремится к откровениям. Все знают, что последние годы он счастливо женат. А о том, что у актера была первая жена и дочь от этого брака, было неизвестно даже многим его коллегам. Мы узнали об этом случайно и сегодня рассказываем о том, как у этой давней истории появилось счастливое продолжение.

Звонок в редакцию

В редакцию «КП» позвонила наша давняя читательница и огорошила: «Я долго хранила эту тайну, но теперь решила впервые рассказать о ней вашей газете — у актера Алексея Петренко, с которым я многие годы дружила, есть дочь и внучка от первой жены! Они сегодня живут в Германии, но я вам подскажу, как их найти. Это очень трагическая и жертвенная история любви». Так я связалась с бывшей женой актера певицей Аллой Петренко, гражданкой Германии.

— Моя любовь к Алексею — роковая, сумасшедшая; мое счастье и наказание одновременно, — с грустью в голосе поведала первая супруга артиста Алла. — Первая наша встреча в Харькове состоялась в 1958 году. Я была такая боевая девочка, училась в консерватории. Мой друг актер пригласил на студенческий вечер в театральное училище, на котором я впервые увидела Петренко. Как сейчас помню: на нем были брюки морские широкие, черный свитер под шею. Исключительно сложен. А глаза! Я обалдела. Говорю: «Сережа, кто это? Познакомь меня с ним!» «Нет, я тебя знакомить не буду, не хочу». Но меня не остановишь. Я — музыкантам: «Ну-ка давайте танго!» Подошла и пригласила понравившегося мне паренька.

После этого вечера я пришла в свое общежитие, открыла широко дверь и сказала: «Девочки, я влюбилась, и он будет моим мужем!» Представляете, насколько я это все почувствовала!

И начались наши с Лешей встречи. К нему у меня было просто ослепительное чувство. Ужас! До сих пор оно еще есть, вот в чем дело!

Мы встречались больше года. На 5-м курсе 17 декабря 1960 года расписались. А в феврале 1962 года родилась наша дочка Полина. Полину он очень любил, возился с ней.

— А вы помните, как он вам в любви признался в первый раз?

— Все смешно. Вспоминаю, какая была наивная. Мне казалось, он такой своеобразный, и не удивилась, когда он в момент наших студенческих встреч сказал: «Давай устроим дружбу народов». В смысле еврейки и украинца. Он был очень молод, ему было 22 года всего. Я говорю: «Хорошо, я спрошу родителей — если разрешат, выйду за тебя замуж». Не он про замужество сказал, а я!

Жизнь — в работе

— Алексей — талантливый человек. Я, когда его увидела в спектакле, сразу сказала, что это его дело. Он всегда был заметный.

По распределению мы отправились в Запорожье. Потом случилось большое горе — повесился его брат, — у него была депрессия. Леша не пришел на спектакль, уехал проститься с братом, после чего из театра, где два года проработал, его уволили.

Вам в редакцию позвонила моя подруга Тамара, с которой мы познакомились как раз в тот период. Она — профессиональная переводчица, жила и работала в Германии, а тут приехала на Украину поднимать телевидение. Она нас с Лешей выручала. Когда были сложности с жильем — мы обитали в подвале, а я была беременна Полиной, — Тамара приютила нас в своей квартире, кормила, помогала. Потом я добилась — мы получили двухкомнатную квартиру. Тома стала крестной нашей с Лешей дочки. А когда Лешу уволили из театра, она подняла свои связи — ее подруга работала у Владимирова в театре «Ленсовет» и попросила режиссера посмотреть украинского актера. Владимиров дал шанс Петренко, но предложил ему позаниматься русским языком — убрать сильный украинский акцент. Я отдала дочку родителям и занималась обменом квартиры на Ленинград. Муж был в таких вопросах вообще неприспособленный. Владимиров это сразу понял и сказал, мол, если жена сможет поменять квартиру на Ленинград, я вас возьму в театр. У меня сложились хорошие отношения с Владимировым. Он верил в Петренко и не ошибся. Леша всего себя отдавал театру. А я крутилась — пела, преподавала, подрабатывала на нескольких работах, чтобы обеспечить семью, вещи закладывала в ломбарды. Муж мало получал, но я ему всегда говорила: «Ты будешь знаменитым!» Жила ради него, верой в его успех. В бытовых вопросах он — как ребенок. Всегда в творческом полете. Покупал бесконечно книги, они валялись на полу, пока я не пошла заказывать книжные шкафы. Знал только одно — театр и роли. Одержимый! Это мне и нравилось в нем. Я тоже мечтала о карьере вокалистки. Но сознательно отказалась от нее ради мужа. Дочка Полина и сейчас говорит: «Ты же лучшее всегда отдавала папе, а потом мне». Он постоянно дома учил роли. Все записывал на бумаге. Таскал с собой эти вечные книжечки, закрывался в комнате, чтобы мы не входили.

Приходил домой после спектакля и начинал говорить: «Я сегодня так ужасно играл». Все время был собой недоволен, чувствовал какую-то творческую неудовлетворенность. Жить с таким человеком сложно. Вечные гости были еще ко всему. А я в 6 утра должна встать, сделать обед, все купить!

Было время, он сильно болел. У него начались депрессии. Звонит моему директору в музучилище и говорит в отчаянии, что, если я сейчас к нему не приеду, перережет вены. Я брала машину на последние деньги, мчалась к нему из одного района в другой. Я его все время успокаивала: все будет хорошо, все пройдет. Он порой пребывал в таком состоянии, что ему трудно было выйти на улицу. У меня с Полиной то же самое было. Она на него так похожа. Но на сцене — он ЖИЛ! Настоящие актеры — они ведь нервную систему не берегут. Смоктуновский тоже был такой — тихий, но с депрессиями страшными. А Петренко еще и очень трудолюбивый. Если бы вы знали, как он учит роли! Всего трудом добивался.

— Но ведь — и огромным талантом! В «Агонии» у него такие безумные глаза!

— Еще какие безумные! Он — актер божьей милостью. А тогда еще и заболел. От работы и перегруза у него расшатались нервы. Я устраивала его в Институт Бехтерева, чтобы он попал в хорошие руки. Бегала к нему каждый день. Распутин — его роль-судьба. Недаром он ходил с Климовым к Мессингу, и тот сказал, что брать надо Петренко, справится.

Когда готовился к роли, уезжал на некоторое время, жил в одиночестве. На съемки меня режиссер Элем Климов позвал, чтобы я помогала мужу. Ему нужна была моя поддержка. Я все чувствовала и все переживала. У него случился на съемках инфаркт. Но вернулся к работе. Ему нравилась эта роль. Но очень уставал, много было затрачено сил. Вообще, когда он играл роли положительных героев, дома у нас воцарялось счастье. А когда трудные, драматические — в воздухе повисало ощущение тягости, тревоги. Он словно на мне свои эмоции отрабатывал.

…После съемок в «Агонии» ему подарили икону, на которой он в образе Бога, с нимбом над головой. Потом эту икону он куда-то унес…

— А у него был какой-нибудь амулет?

— Гвозди он любил положить в карман. Я посмотрела «Агонию» уже после нашего расставания. Он молодец. Он такой и есть. У него все в крови — и положительные качества, и отрицательные. Такой разный. В нем даже не два человека, а гораздо больше! Выход фильма «Агония» совпал с «агонией» наших с ним отношений.

О расставании

— Я чувствовала, что в Москву Алексея тянет не просто так, — говорит Алла. — Уехал в Москву жить, сказал, хочет там работать. Я с дочкой осталась в Ленинграде. Он рассказывал о Кожуховой, вроде как для работы ему нужно общение с ней, я верила.

Говорил, надо в столице прописываться. Я начала искать обмен — Леше квартира понравилась. Уже собиралась к нему переезжать в Москву, но тут все открылось. Сначала он дочке Полине все рассказал. Я как-то говорю Полине, мол, почему отец не звонит. Она мне: «Я знаю, где он». И позвонила Кожуховой. Он взял трубку и говорит: «А где мама?» «Она тут стоит, рядом». — «Ну ты даешь». Это было ночью. Тогда открылось. А скрывал он отношения с Кожуховой от меня два года. И разве я могла ехать к нему в Москву после этого?!

Сказала: «Поезжай, пусть она тебе все делает. Менять квартиру не буду, все кончено». Поэтому, наверное, он и обижен на меня.

Я поняла, что мне бороться бесполезно. Потому что на тот период она могла ему дать больше, чем я. Она много для него делала и делает. И сегодня ему помогает. Ему это нравится. А у меня уже не было сил, здоровье подорвала. Но я же хотела ему в жизни добра и сейчас хочу!

…Когда мы уже были в процессе развода, он доигрывал у Владимирова спектакли, однажды ко мне приходит в большую комнату (у него была маленькая комната, он там учил роли) и говорит: «Мне приснился сон — ты стояла возле машины с каким-то мужиком, разговаривала. Я подошел к тебе, бабахнул между бровями, и у тебя потекла кровь». Может быть, он подозревал, что я с кем-то встречаюсь и поэтому не хочу ехать в Москву?

— Ревновал вас?

— Еще как! Но я не гуляла. И все равно ревновал.

Кстати, я всегда носила обручальное кольцо, а он — нет. Незадолго до развода к нам влезли грабители. Его обручальное кольцо украли, и у меня тогда сердце екнуло: «Кольцо увели и его уведут». Предчувствие.

Об отношениях с дочкой

— Алексей и Кожухова хотели взять к себе Полину. Кожухова писала Полинке, мол, мы тебя выкрадем, если мама не отпустит. Петренко питал к дочке отцовские чувства. Он просил меня дать расписку, что я от дочери отказываюсь. Я ответила, что ей уже 15, если хочет, пусть едет. Полина бросила музыкальное училище и уехала к ним в Москву. Но они поссорились, и дочь вернулась ко мне. Леша на дочку сильно обиделся. Не простил ее отъезда, перестал общаться. Для меня это была трагедия. Ни алименты, ничего я не требовала от него. Он не давал о себе знать почти 30 лет.

Полина была сложным ребенком и в тот период нуждалась в отце. Мне пришлось одной вытаскивать Полину — она и курить тогда начала, и пропадать. Я добилась, чтобы она закончила музыкальное училище. Она очень способный и талантливый человек, снималась в кино. Мы переехали в Германию. У дочки родилась Настенька, моя внучка, названная в честь матери Петренко. И лишь недавно Алексей начал ей звонить. Они помирились.

Желаю ему спасительных ролей

— Развод с Петренко был в 1979 году, и с тех пор я не общаюсь с Алексеем, — говорит Алла. — Обида осталась — ошиблась в человеке. Не того выбрала.

А ведь всегда говорила: если бы меня спросили, в кого стрелять — в него или в меня, — я бы сказала, лучше в меня. Такая ненормальная какая-то любовь. Думаю, и его нынешней жене вряд ли с ним легко. С творческими людьми вообще сложно. Когда уходил, сказал мне фразу: «Я тебя разлюбил, а я ее полюбил», — ударение на «бил». А я ему сказала: «Нет, ты меня никогда не любил и никого не любишь, кроме своей сцены».

Этот человек — тайна, которую я разгадала. Его секрет в том, что он все чувства отдает работе. Он ОДЕРЖИМ. Из-за этого ему очень тяжело жить. И я это все понимаю.

Он всегда жил своей жизнью. Говорил, что одинок. И вместе с тем не может без женщины, которая бы для него все делала.

После него у меня все закончилось. Мне было 43 тогда. Мне все уже было противно, все мужики, которые за мной ухаживали. Замуж больше не хотела. Дочь Полина его до сих пор любит и думает о нем.

Все было, и все пережито. Но я не хочу, чтобы он болел; надо, чтобы за ним ухаживали, чтобы был кто-то, кто о нем позаботится, накормит. Чтобы он был не один, чтобы его спасали. И чтобы он играл роли. Пока он живет и дышит, пусть играет свои роли и успокаивается. Потому что, мне кажется, только работа его спасает.

Смерть

Алексей Петренко, несмотря на своё крепкое телосложение и внушительный рост, не блистал хорошим здоровьем. Во время съёмок драмы «Агония» в начале 70-х он был впервые госпитализирован с приступом стенокардии. Сердечные приступы, с которыми он попадал в больницу, случались в 2006 и 2011 годах. В 2012-м он сломал лодыжку, но и тогда всё обошлось – актёр быстро поправился и снова с головой окунулся в работу.

Алексей Петренко

Алексей Петренко умер

скоропостижно: смерть настигла его 22 февраля 2021 года, за несколько недель до 79-го дня рождения. Причина смерти пока не установлена, известно лишь то, что актёр умер, не приходя в сознание.

Смерть великого артиста оказалась неожиданной для всех, ведь он был бодр и полон планов, за две недели до кончины ездил в Центр подготовки космонавтов в Звёздном городке, где снимался клип на песню лидера группы Motor-Roller Ильяса Аутова «Ты помнишь, брат, как это было?». Алексею Петренко в этом клипе досталась роль космонавта, прилетевшего на орбиту с апельсинами.

Вопрос-ответ

Как поделили наследство Алексея Петренко?

Алексей Петренко Прошло больше года, а споры за его наследство не утихают, поэтому на имущество и счета наложен арест . На наследство претендуют дочь актера от первого брака Полина, его вдова (она третья жена Петренко) и ее дочь Мелания (в суде оспаривается родство девочки с Петренко).

Чем болел Алексей Петренко?

Алексей Васильевич прожил 78 лет и умер 22 февраля 2017 года – у него оторвался тромб.

Где похоронен артист Алексей Петренко?

Скончался 22 февраля 2017 года в Москве на 79-м году жизни. Церемония прощания состоялась в Московском Доме кино 27 февраля 2017 года. Похоронен на Никольском кладбище (микрорайон Салтыковка, г. Балашиха), рядом с могилой своих родителей.

Сколько отсидел Петренко?

Несколько месяцев провёл в следственном изоляторе «Матросская тишина», ещё несколько — в «Бутырке», год и девять месяцев — в психиатрической лечебнице, летом 1995 года отпущен на свободу до суда. В 1997 году приговорён к восьми годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года.

Советы

СОВЕТ №1

Постарайтесь наладить отношения с близкими. Если у вас есть конфликты с родственниками, не бойтесь сделать первый шаг к примирению. Открытое общение может помочь снять напряжение и восстановить утраченные связи.

СОВЕТ №2

Не забывайте о важности прощения. Прощение — это не только акт доброты к другим, но и способ освободить себя от негативных эмоций. Попробуйте понять точку зрения другого человека и отпустить обиды.

СОВЕТ №3

Уделяйте время своим близким. В современном мире мы часто забываем о важности общения. Найдите время для встреч и разговоров с теми, кто вам дорог, чтобы укрепить ваши отношения и создать новые воспоминания.

СОВЕТ №4

Обращайтесь за помощью, если необходимо. Если ваши отношения с близкими очень сложные, не стесняйтесь обращаться к психологу или консультанту. Профессиональная помощь может дать вам новые инструменты для разрешения конфликтов.

Ссылка на основную публикацию
Похожее