Россия, Мурманская область, Кировск, улица Советской Конституции
Телефон:
+7 (815) 314-64- Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00приём граждан: ср 17:00-18:00
whatsapp telegram vk email

Советские актрисы: Лилита Озолиня

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Озолиня.

Лилита Озолиня
Lilita Ozoliņa
Имя при рождении: Лилита Арвидовна Озолиня
Дата рождения: 30 ноября 1947(1947-11-30) (73 года)
Место рождения: Рига, Латвийская ССР, СССР
Гражданство: СССР СССР → Латвия Латвия
Профессия: актриса
Награды:

Ли́лита О́золиня

(латыш. Lilita Ozoliņa; род. 19 ноября 1947) — советская и латвийская актриса театра и кино.

Биография

Лилита Озолиня родилась в Риге. До войны Альбертина, мать Лилиты, работала помощником режиссёра на немецкой киностудии, отец Арвид был лётчиком-испытателем.

Ещё в десятилетнем возрасте Лилита Озолиня пробовалась на роль в фильме «Эхо» на роль пастушки, но её не взяли. Вместо этого, спустя 8 лет, Лилита была принята в Народную студию киноактёра при Рижской киностудии, куда она за компанию пошла на конкурс.

Однако первоначально свою судьбу Лилита связывала с медициной и параллельно с учёбой в средней школе она проходила профессиональное обучение в медицинском училище и практиковалась в качестве медсестры в Республиканской Детской клинической больнице в Риге, на ул. Виенибас гатве[1].

Однако театр оказался сильнее: режиссёр Петерис Петерсонс вывел её на большую сцену. С 1966 года она начала работать в Художественном театре имени Яна Райниса.

В 1969 году Лилита окончила студию киноактёра, а в 1971 — актёрский факультет Латвийской государственной консерватории имени Я. Витола.

Первой её ролью в кино стала роль Велты в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно» (1967), который снимал один из преподавателей студии, режиссёр Алоиз Бренч.

После дебюта последовали другие работы в кино, но славу ей принесла роль Марты в фильме «Долгая дорога в дюнах» (1980), снятого открывшим её когда-то Алоизом Бренчем.

После успеха последовали многочисленные предложения ролей. Она снималась в мюзикле «Краткое наставление в любви», в комедии «Личная жизнь Деда Мороза» (1982), в политическом детективе «Двойной капкан» (1985) и других.

Актриса занималась общественной деятельностью: она избиралась в Верховный Совет Латвийской ССР. Член КПСС с 1975 года[2].

После распада СССР не стало работы на Рижской киностудии, но остался театр. Лилита Озолиня играет в театре Дайлес (до 1989 года — Художественный академический театр имени Я. Райниса[3]) и Рижском театре русской драмы.

С 1994 года Лилита Озолиня принимала участие в работе Международного фестиваля актеров кино «Балтийская жемчужина»: в 1994 году она была членом жюри под председательством народной артистки СССР Вии Артмане, в 1997-м — председателем жюри. В 2000 году она была удостоена премии Вии Ар, которую на фестивале учредил Trasta Komercbanka.

Лилита Озолиня живёт в Риге. У неё есть дочь Лилиана Озолиня (латыш. Liliāna Ozoliņa), которая в своё время была директором телеканала MTV Latvija.

Лилита Озолиня, советская актриса, оставила значительный след в истории кино и театра. Врачи, изучающие влияние искусства на психоэмоциональное состояние людей, отмечают, что её работы способствовали формированию позитивного восприятия жизни у зрителей. Актриса обладала уникальной способностью передавать эмоции, что позволяло аудитории сопереживать её персонажам.

Специалисты в области психологии утверждают, что такие яркие образы, как те, что создавала Озолиня, могут служить источником вдохновения и поддерживать моральный дух. Врачи также подчеркивают, что искусство, представленное через актёрское мастерство, может оказывать терапевтический эффект, помогая людям справляться с трудностями. Таким образом, Лилита Озолиня не только развлекала, но и вносила вклад в общее благополучие общества, что делает её наследие особенно ценным.

Лилита Озолиня, прощание с актрисой, 12 06 2023Лилита Озолиня, прощание с актрисой, 12 06 2023

Фильмы

Кинематографическая биография Лилиты Озолини началась в студенческие годы. Артистка дебютировала в кино, когда училась в «Народной студии». Первым режиссёром, доверившим Лилите роль, оказался её преподаватель Алоиз Бренч. Тот самый, который через 13 лет снимет «Долгую дорогу в дюнах». Наверное, символично, что именно у Бренча началось восхождение Лилиты Озолини по карьерной лестнице. В его картине «Когда дождь и ветер стучат в окно», вышедшей на экраны в 1967 году, молодая актриса снялась в роли Велты.

Лилита Озолиня в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно»

Лилита Озолиня в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно»

Успешный кинодебют у Бренча открыл новую актрису для других режиссёров. Вскоре Озолиня появилась в картинах «За поворотом – поворот», «Шах королеве бриллантов», «Лучи в стекле» и «Олег и Айна». Нужно заметить, что во всех названных проектах Лилита в основном появлялась в образе женственной и романтичной блондинки. Разрушить этот шаблон и показать рижанку в ином амплуа удалось режисеру Гунару Цилинскому, пригласившему Озолиню в свой проект «Соната над озером».

Лилита Озолиня в фильме «Олег и Айна»

Лилита Озолиня в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно»Здесь поклонники таланта белокурой актрисы увидели её непривычной и новой. Лилита Озолиня продемонстрировала на экране взрывной темперамент и была вполне органичной в образе негативной героини со всеми пороками и тёмными сторонами характера. Накал страстей, бушевавший в «Сонате над озером», на протяжении всего фильма держал зрителей в напряжении. В этой картине Озолиня сумела убедительно продемонстрировать, что может сниматься в разных жанрах и амплуа.

Лилита Озолиня в фильме «Соната над озером»

Но проснуться знаменитой и мега-популярной во всём Советском Союзе Лолите Озолине удалось всё-таки именно после драматической мелодрамы «Долгая дорога в дюнах». Алоиз Бренч снял актрису в том амплуа, в котором её больше всего любили и знали зрители: нежной и женственной Марты Озолс. Героини, которая, несмотря на свою кажущуюся беззащитность, сумела не сломаться и не предать, пронеся через всю жизнь свою верность и любовь.

Лилита Озолиня в фильме «Долгая дорога в дюнах»

После выхода мини-сериала в 1980 году зрители со всего Союза завалили Рижскую киностудию письмами. Лилиту Озолиню боготворили. Она вмиг превратилась в легенду. Её именем называли дочерей. Фотографии и плакаты с лицом актрисы раскупались мгновенно. Под её героиню стриглись и одевались. За роль Марты артистка получила Государственную премию. Поклонники называли Лилиту не иначе, как «латышское солнце».

Лилита Озолиня в фильме «Личная жизнь Деда Мороза»

Успех в мелодраме Бренча сделал рижскую актрису ещё более востребованной у режиссёров. Озолиня появилась во множестве картин, самыми яркими из которых можно назвать мюзикл «Краткое наставление в любви», комедию «Личная жизнь Деда Мороза» и политический детектив «Двойной капкан».

Лилита Озолиня в фильме «Двойной капкан»

Все эти проекты вышли на экраны в середине и конце 1990-ых. А дальше на Рижской киностудии, как и на всех других в развалившемся СССР, начался упадок. Лилита Озолиня почти не снималась, играя лишь на театральной сцене. Её можно было увидеть в родном Художественном театре и в Рижском театре русской драмы. Несколько позже Озолиня принимает участие в постановках театра «Дайлес».

Лилита Озолиня в фильме «Герой»

В 2014 году, когда Лилите Арвидовне Озолине исполнилось 67 лет, она сыграла возлюбленную Пабло Пикассо в постановке «Женщины Пикассо». Артистка появилась в образе Ольги Хохловой, бывшей балерины труппы Дягилева и дочери царского генерала.

Критики отметили потрясающую и многогранную игру Лилиты Арвидовны, сумевшей передать сложные чувства своей героини к гениальному художнику – неослабевающую страсть и одновременную ненависть. Сейчас Лилита Озолиня живёт в Риге и продолжает работать на театральной сцене. Её рабочий день расписан по часам.

Фильмография

  1. 1967 — Когда дождь и ветер стучат в окно — Велта
  2. 1968 — За поворотом — поворот — Инга
  3. 1969 — Лучи в стекле — Ася Ритум
  4. 1970 — Насыпь — Дзидра
  5. 1970 — Клав — сын Мартина — Ласма
  6. 1971 — Прогулка — Лилита
  7. 1972 — Петерс — Настя
  8. 1973 — Шах королеве бриллиантов — Майга Страута, доктор
  9. 1973 — Афера Цеплиса — гостья на свадьбе
  10. 1973 — Олег и Айна — Айна
  11. 1974 — Не бойся, не отдам! — Дезия
  12. 1975 — В клешнях чёрного рака — Мара
  13. 1976 — Сын председателя — Марина
  14. 1976 — Соната над озером — Вия
  15. 1979 — Ночь без птиц — Илзе
  16. 1979 — Незаконченный ужин — Соня
  17. 1980 — Жаворонки — Визма
  18. 1980 — Долгая дорога в дюнах — Марта
  19. 1982 — Личная жизнь Деда Мороза — Ольга Карповна
  20. 1983 — Краткое наставление в любви — Анна
  21. 1984 — Аплодисменты, аплодисменты… — гостья на вечеринке
  22. 1985 — Двойной капкан — Эва
  23. 1985 — Встретимся в метро — Наташа
  24. 1985 — Дороги Анны Фирлинг — Иветта
  25. 1985 — Фронт в отчем доме — Элга
  26. 1986 — Двойник — Нина
  27. 1986 — Он, она и дети — Валерия Снежкова
  28. 1990 — Майя и Пайя
  29. 1990 — Семья Зитаров — Алвина
  30. 1996 — Анна
  31. 2000 — Билет до Риги
  32. 2002 — Прогулка
  33. 2004 — Красная капелла — мадам Маер
  34. 2016 — Герой — Елизавета Ивановна Езерская

Лилита Озолиня — одна из ярчайших актрис советского кино, оставившая неизгладимый след в сердцах зрителей. Многие вспоминают её за харизму и талант, которые она привнесла в каждую роль. Зрители отмечают, что её игра была искренней и глубокой, что позволяло легко сопереживать персонажам. Критики подчеркивают, что Лилита умела передать сложные эмоции, делая свои образы многослойными и запоминающимися.

Её участие в культовых фильмах стало знаковым для целого поколения, и даже спустя годы после окончания карьеры, её работы продолжают вдохновлять молодых актёров. В социальных сетях можно встретить множество восторженных отзывов о её таланте, а также обсуждения о влиянии, которое она оказала на развитие советского кинематографа. Лилита Озолиня остаётся символом той эпохи, когда кино было настоящим искусством, а актёры — настоящими звёздами.

ЛИЛИТА ОЗОЛИНЯ. ТАЛАНТЛИВАЯ и ОБАЯТЕЛЬНАЯ. НАЕДИНЕ со ВСЕМИ. ЛЮБИМАЯ АКТРИСА СОВЕТСКОГО КИНО. 234.ЛИЛИТА ОЗОЛИНЯ. ТАЛАНТЛИВАЯ и ОБАЯТЕЛЬНАЯ. НАЕДИНЕ со ВСЕМИ. ЛЮБИМАЯ АКТРИСА СОВЕТСКОГО КИНО. 234.

Одна роль, но какая!

Свою судьбу Лилита Озолиня считает счастливой. Хотя по гамбургскому счету… Киноролей, которые можно было бы поставить в один ряд с Мартой из «Долгой дороги в дюнах», актрисе больше не предлагали. Спасал театр: тут и постановки были интересные, и премиями Лилиту не обделяли. В 2009 году Озолиня получила высшую награду Латвии: Орден Трех звезд IV степени. В какой-то момент решила заняться бизнесом и, освоив азы бухгалтерии и менеджмента, открыла салон красоты. Потом переключилась на собственную студию актерского мастерства. Все лучше, чем ждать предложений от режиссеров.

Не испытывала Озолиня и недостатка в любви: для нее это одна из составляющих счастья. Даром что личная жизнь в интервью — тема запретная. Известно только, что Лилита не однажды выходила замуж, вырастила дочь. А вот романов с актерами, сыгравшими в «Долгой дороге…» Артура и Рихарда, у нее не было. Ни бурных. Ни мимолетных. Как ни хотелось бы этого полюбившим ее зрительницам…

Примечания

  1. [istoriya-kino.ru/kinematograf/item/f00/s03/e0003648/index.shtml ОЗОЛИНЬ Лилита Арвидовна] Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.
ЛИЛИТА ОЗОЛИНЯ ЧИТАЕТ СТИХ- ЛЮБЛЮ ТЕБЯ...ЛИЛИТА ОЗОЛИНЯ ЧИТАЕТ СТИХ- ЛЮБЛЮ ТЕБЯ…

Отрывок, характеризующий Озолиня, Лилита Арвидовна

«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил. Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно. «Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами. – Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение. – От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам. – Ну, хорошо, спасибо, ступай! Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись. – Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности. Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу. «Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня». Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним. С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения. На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк. Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне. Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем. – Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания. Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.

Вопрос-ответ

Какую роль сыграла Лилита Озолиня в советском кино?

Лилита Озолиня запомнилась зрителям благодаря своим ярким и запоминающимся ролям в таких фильмах, как “Светлый путь” и “Звезда пленительного счастья”. Ее актерская игра отличалась глубиной и эмоциональностью, что сделало ее одной из самых любимых актрис своего времени.

Какова была карьера Лилиты Озолини в театре?

Лилита Озолиня начала свою карьеру в театре, где проявила себя как талантливая актриса. Она работала в различных театрах, включая Театр имени Вахтангова, и участвовала в постановках, которые получили признание как у зрителей, так и у критиков. Ее театральные работы стали основой для дальнейшего успеха в кино.

Какие награды и признания получила Лилита Озолиня за свою работу?

На протяжении своей карьеры Лилита Озолиня была удостоена нескольких наград, включая звание Заслуженной артистки РСФСР. Ее вклад в искусство был отмечен не только наградами, но и любовью зрителей, что сделало ее культовой фигурой в советском кинематографе.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите биографию Лилиты Озолиня, чтобы лучше понять её вклад в советское кино и театральное искусство. Это поможет вам оценить её работы в контексте времени и культурных изменений.

СОВЕТ №2

Посмотрите фильмы с участием Лилиты Озолиня, чтобы увидеть её актерское мастерство в действии. Обратите внимание на разнообразие её ролей и то, как она передавала эмоции и характеры своих персонажей.

СОВЕТ №3

Исследуйте отзывы и критические статьи о её работах. Это даст вам представление о том, как её творчество воспринималось современниками и как оно влияет на современное искусство.

СОВЕТ №4

Посетите выставки или мероприятия, посвященные советскому кино, чтобы узнать больше о контексте, в котором работала Лилита Озолиня, и познакомиться с другими выдающимися актерами и актрисами того времени.

Ссылка на основную публикацию
Похожее