Детство и юность
Налич родился в Москве. Мать певца Валентина Марковна и отец Андрей Захидович — профессиональные архитекторы, но при этом отец Петра также имеет влечение к музыке, особенно к казачьим и цыганским песням. С самого детства маленький Петя занимается музыкой. За его плечами детская музыкальная школа им. Мясковского, а в средней школе Петр Налич становится основателем группы, играющей в стиле хард-рок.
Певец Петр Налич
После школы Петр продолжает династию архитекторов и поступает в Московский архитектурный институт. Наличу удается при этом совмещать учёбу и занятия в музыкальной студии «Орфей», и в музыкальном училище при Московской консерватории. Благодаря обучению в училище Петр осознал, что его вокал далек от идеального и что ему есть чему поучиться. Окончив музыкальное училище, Налич пробовал поступить в Московскую консерваторию, но сделать этого так и не смог.
Пётр Налич, известный певец и композитор, подчеркивает важность понимания его творчества для слушателей. Врачи, как специалисты в области здоровья и психологии, отмечают, что музыка играет значительную роль в эмоциональном состоянии человека. Они считают, что тексты песен, которые затрагивают личные и социальные темы, могут способствовать лучшему восприятию и пониманию окружающего мира. Пётр стремится создать связь с аудиторией, что, по мнению врачей, может помочь людям справляться с эмоциональными трудностями и находить утешение в музыке. Таким образом, его желание, чтобы слушатели понимали и чувствовали его песни, имеет не только художественное, но и терапевтическое значение. Врачи уверены, что такая искренность в творчестве может вдохновлять и поддерживать людей в их жизненных испытаниях.
Детство, юность, семья
Петр родился весной 1981 года в семье москвичей Андрея и Валентины Наличей, где уже подрастал старший сын Павел, впоследствии известный художник-оформитель. Андрей Захидович и Валентина Марковна – архитекторы, отец также занимается скульптурой. Его «Лента Мебиуса» расположена у кинотеатра «Горизонт», спортивный приз «Слава» – также его работа. Позже в творческом союзе с младшим сыном, а также Александром и Сергеем Цигалями создал памятник «Сочувствие», посвященный гуманному обращению с бродячими животными и памяти пса по кличке Мальчик, обитавшего в подземном переходе. Именно отец приобщил сыновей к футболу. Несмотря на то, что Петр в детстве был вполне азартным мальчишкой и любил лазать по крышам, кататься с горки, никаким спортом он особо не увлекался, как и брат. И, когда младшему сыну было примерно 11-12 лет, Андрей Захидович решил всерьез заняться его и Павла физическим развитием. Каждую неделю он сажал их в машину, в другую садились двоюродные братья со своими отцами, и всей компанией ехали на станцию Университет. В то время там была неплохая футбольная площадка, на которой они могли гонять мяч бесплатно. Эту традицию, но уже со своими детьми, Петр продолжает и сейчас.
Петр Налич в детстве
В одном из интервью Налич рассказывал и о своем дедушке-боснийце, у которого был ангажемент в оперном театре Белграда. Во время войны Захид Омерович попал в нацистский лагерь, где ему сломали гортань. Чудом выжив, он переехал в СССР и стал работать на радио. Больше он не пел, но унаследовал любовь к музыке детям, и отец Петра любил исполнять цыганские и русские романсы.
Однажды родители спросили у мальчика, какой подарок он хотел бы получить к 14 дню рождения: гитару или конструктор «Лего-Техникс». Последним он просто грезил, его и попросил. Но папа и мама подарили Пете и гитару тоже. Это во многом определило дальнейший жизненный путь Налича. Еще в школе он создал хард-рок-группу, в которой с удовольствием пел. Петр постоянно занимался музыкой: сначала в детской музыкальной школе имени Николая Мясковского, затем в музыкальном училище при Московской консерватории. Поступив в архитектурный институт, он стал заниматься вокалом в студии «Орфей» у педагога Ирины Мухиной. Окончив МАРХИ, Петр решил продолжить музыкальное образование и в 2010 году пошел учиться оперному пению:
Музыка
После окончания МАрхИ Петр пытается работать по специальности, добиваясь неплохих результатов в сфере архитектуры. Но генетическая расположенность к музыке берет свое – Налич отдает песням всё свое время. Позже певец окончательно бросает работу архитектора.
Петр Налич на сцене
Чтобы делиться своими песнями с народом, Налич открывает официальный сайт, где размещает свои треки и снятые к ним на любительскую камеру клипы. В 2007 году случился переломный момент в творческой биографии певца. Клип на песню «Guitar», который Петр загрузил на YouTube, начинает в короткие сроки набирать огромное число просмотров. За месяц клип посмотрели больше 70 тысяч человек. Это и стало началом настоящей музыкальной карьеры Налича.
Первый концерт Петр Налич отыграл в московском клубе «Апшу» в ноябре 2007 года. На тот момент у певца было более четырёх десятков песен, которые можно было свободно скачать с его сайта. Билеты на первый концерт новой звезды были раскуплены в первый же день начала продаж. Ажиотаж, с которым люди стремились попасть на концерт Налича, был сравним с ажиотажем на концерты мировых знаменитостей.
На следующий день после выступления российский Интернет взорвался восторженными отзывами об исполнителе. Песня «Guitar» была признана лучшей песней Рунета в 2007 году. В 2008 году певец объединяет вокруг себя группу талантливых музыкантов, с которыми он отправляется в большой гастрольный тур. Новая группа, получившая название «Музыкальный коллектив Петра Налича» (сокращенно «МКПН»), дала несколько десятков концертов в крупных городах России, каждый раз собирая полные залы.
Музыкальный коллектив Петра Налича
В этом же году «МКПН» становится официальной музыкальной поддержкой российской сборной на Олимпиаде в Китае. Дебютный альбом «Радость простых мелодий» коллектив выпускает в 2009 году. Особенной любовью у слушателей пользуются треки «Guitar» и лиричный трек «Где тропа за рекой запорошена». Позднее успех «МКПН» выходит за рамки России – группу приглашают на фестиваль «Sfincs». В 2010 у коллектива выходит сингл «Море».
Пётр Налич — это не просто певец, а настоящий поэт, который стремится донести до слушателей свои мысли и чувства. Его музыка наполнена искренностью и глубокими размышлениями о жизни, любви и человеческих отношениях. Многие отмечают, что его песни заставляют задуматься, вызывают эмоции и резонируют с личными переживаниями. Пётр считает важным, чтобы его творчество находило отклик в сердцах людей, и именно поэтому он уделяет внимание текстам, стараясь сделать их понятными и близкими. Слушатели ценят его за умение говорить о сложных вещах простым языком, что делает его музыку доступной и актуальной для широкой аудитории. В этом и заключается его магия — в способности соединять людей через музыку и слова.
Первый успех: Guitar
В 2007 году Петр создал сайт и стал выкладывать сочиненные им композиции, а любительский клип с песней Guitar загрузил на YouTube. Певец признавался, что сам не ожидал столь бурной реакции в интернете. На тот момент у него на сайте было порядка сорока композиций, которые мог скачать кто угодно, но лишь после успеха клипа «Guitar» с цыганскими мотивами и красивым голосом Петра (он пел на английском с сильным русским акцентом, который, впрочем, песне шел лишь на пользу) люди стали интересоваться его творчеством.
Петр Налич – Guitar Осенью того же года состоялся первый сольный концерт певца в столичном клубе «Апшу». Билеты на выступление были раскуплены моментально, ажиотаж вокруг его персоны стоял небывалый. Счастливчики, побывавшие на концерте, тут же выложили в интернет восторженные отклики. В конце года Рунет признал композицию Guitar лучшей за 2007.
Один из первых концертов Петра Налича
Творческая карьера продолжилась созданием «Музыкального коллектива Петра Налича», который для краткости называли МКПН. 2008 год группа посвятила гастролям по России. Тогда же она стала официальным музыкальным сопроводителем российских спортсменов на пекинской Олимпиаде.
Петр Налич в начале карьеры
Налич вместе с МКПН выпустил первый альбом «Радость простых мелодий». Затем группа стала участником антверпенского фестиваля Sfincs. В репертуаре коллектива звучали композиции «Медовый, аметистовый», «Взгляд твоих черных очей» и другие.
«Евровидение»
Важным пунктом в череде побед «МКПН» стало «Евровидение-2010», на котором коллектив выступил с композицией «Lost and Forgotten», заняв в финале конкурса 11 место. После «Евровидения» Петр Налич ведет работу в жанре классической оперы и романса. В 2010 году у «МКПН» выходит сборник песен «Веселые Бабури». В 2012 году Налич издаёт пластинку «Золотая рыбка». В неё также вошел бонус-трек «Крылья». На песню «Сахарный пакет», входящей в альбом, «МКПН» снял очередной клип.
В 2015 году Петр Налич дебютировал в роли композитора в спектакле «Северная Одиссея». Позже саундтрек из спектакля вошел в очередной список композиций нового диска. В этом году Налич написал музыку и для спектакля «Питер Пэн». Премьера постановки состоялась 26 декабря 2015 года в театре им.Вахтангова.
Петр Налич на «Евровидении»
Петр Налич становится востребованным композитором. В феврале 2016 года выходит спектакль «Обыкновенное чудо», в который Петра в качестве автора музыки лично пригласил режиссер Максим Соколов. В апреле того же года певец презентует программу, которая посвящена юбилею со дня рождения Леонида Утесова.
Фото из спектакля «Обыкновенное чудо»
Состав группы «МКПН» в 2021 поменялся. Налич постарался собрать музыкантов, которые способны играть новые сложные мелодии. Первый концерт «Музыкального коллектива Петра Налича» в новом составе состоялся в клубе «16 тонн» в столице, а после этого он записывает новый альбом «Паровоз». Певец продолжает также и работу в оперном жанре. Налич в ноябре 2021 становится исполнителем партии Тамино в опере «Волшебная флейта» Моцарта.
Евровидение и новый стиль
В 2010 году Налич с коллективом отправился в Осло, представлять Россию на «Евровидении». Лирическая баллада «Lost and Forgotten», спетая им на конкурсе Евровидения, не принесла призового места (он занял 11-е), но была тепло принята публикой. Петр Налич на Евровидении-2010 2010 год также был отмечен выпуском нового альбома «Веселые Бабури», а еще через два года был записан диск «Золотая рыбка». На композицию «Сахарный пакет» был снят клип. Параллельно Петр начал исполнять партии в операх. Спектакли «Богема» и «Евгений Онегин», где Налич соответственно пел партии Рудольфа и Ленского, шли в театре-студии оперы при Академии. Петр Налич – Ария Ленского В 2013 году вышел следующий альбом «Песни о любви и Родине», записанный в сопровождении оркестра Юрия Башмета. Следом Петр записал диск «Кухня» на выдуманном языке бабурси, созданном внутри МКПН, спел партию Германа в опере «Пиковая дама», которая прошла в Государственном музее Александра Пушкина, и принял участие в театрализованных онлайн-чтениях «Анна Каренина. Живое издание».
Петр Налич в постановке «Пиковая дама»
В 2015 году Налич распустил коллектив и объявил для него бессрочный отпуск, а сам занялся написанием музыки для спектаклей «Северная Одиссея» и «Питер Пен». Как композитор Налич получил приглашение от Пермского ТЮЗа. Он создал музыку для постановки «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Петр Налич в «Школе злословия» (2011) Затем Петр удивил поклонников новой программой «Утесов и не только…», которую исполнял в сопровождении эстрадно-симфонического бэнда. Впоследствии артист кардинально поменял состав собственного коллектива, пригласив в него музыкантов, способных на высоком профессиональном уровне исполнять совершенно новые ритмы и мелодии. Также он записал новый альбом «Паровоз», а затем выступил с новым репертуаром в клубе «16 тонн». Пётр Налич о «Гитар», Евровидении и «заказухе» Не напрасно Налич назвал себя в одном из интервью «троякодышащей рыбой». В 2021 году разноплановый творческий человек снова стал студентом – Петр поступил в Гнесинку на композиторский факультет, вздыхая в интервью, что надо бы уже как-то определиться, кто он есть, иначе как-то нелепо. И тут же добавлял: Параллельно с учебой на композиторском отделении в его оперном репертуаре появилась партия Тамино в «Волшебной флейте». Композиторская копилка самого Петра пополнилась музыкой к спектаклю «Тина», а следом к постановке «Горячее сердце», премьера которой состоялась на большой сцене театра имени Евгения Вахтангова. Расширился и оперный репертуар: Налич появился на разных театральных сценах в образах Неморино («Любовный напиток»), Альфреда Жермона («Травиатта»), Луиджи («Плащ»). Пётр Налич и Анна Нечаева – «Застольная» из оперы «Травиата» Благодаря собранным на краудфандинговой платформе Planeta средствам, был выпущен очередной альбом «Отражения в лужах». С певицей Женей Любич Петр записал яркую песню «Дежавю», а следом вышел новый диск, посвященный царской семье Romanovs100. Этот проект принес Наличу премию Original Music 2021 New York Festival TV&Film Awards. Еще одна премия – «Онегин» в номинации «Событие года» досталась опере-променаду «Пиковая дама», где Петр исполнил партию Германа.
Петр Налич сейчас
Значимым культурным событием 2021 года в Москве стало открытие нового театра – «Московского оперного дома». Его открытие сопровождалось премьерой спектакля «Иоланта». Партия Водемона в исполнении Налича была, как всегда, безупречна. Конец года принес Наличу заслуженную награду: он стал лауреатом Первой премии Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура времени». Диплом был ему вручен в номинации «Сочинение для голоса и фортепиано».
Личная жизнь
Чем больше становился известным Петр Налич, тем чаще поклонники интересовались его личной жизнью. Продолжительное время певец грамотно уходил от вопросов журналистов о его отношениях с девушками. Только после «Евровидения» Налич рассказал, что сейчас находится в официальных отношениях во второй раз.
Петр Налич и жена Наталья с дочкой
Первой супругой певца стала его однокурсница из МАрхИ Екатерина Бархиева. В этом союзе появился первенец Петра — сын Александр. Нынешняя жена Налича — это подруга Екатерины, бывшая студентка МАрхИ Наталья Штырхунова. В 2009 году у пары родилась на свет дочка Варвара.
Пётр Налич скрывает жену и дочь
Первая брачная ночь музыканта прошла в палатке
Пётр НАЛИЧ с женой Натальей и дочкой Варей |
Первая брачная ночь музыканта прошла в палатке
Петр НАЛИЧ на «Евровидение» приехал не один — его поддерживают жена Наталья и маленькая дочь Варенька. Однако представлять общественности своих близких он не спешит — напротив, едва завидев объективы фотокамер, супруги тут же стараются сбежать.
Жена сопровождает Петра на все мероприятия, однако всеми силами старается не попадаться на глаза журналистам. Затея странная, учитывая, что внимание прессы, естественно, приковано к русскому участнику. Так, на грузинской вечеринке Наташа только было пригубила красное вино, но завидела нацеленный объектив, подхватила дочь и сбежала, словно трепетная лань от охотника.
Спустя час можно было наблюдать не менее захватывающую картину. Петр, возвращаясь с тусовки, вез пустую коляску, но, только его попытались сфотографировать, отбросил ее прочь! Вроде он «не при делах» и коляска не имеет к нему никакого отношения.
Подобные странности продолжились и во время любительского футбольного матча, где наши продули молдаванам со счетом 3:5. Наталья с Варей старательно прятались за спины товарищей и за кустами. Со стороны это, конечно, казалось смешным. Хотя, возможно, Налич просто хотел оградить семью от внимания посторонних?
Некоторые говорят, что Петя не хочет афишировать жену и дочь, отказывает в домашней фотосъемке глянцевым изданиям, боясь ранить семью предыдущую. У певца это второй брак, от предыдущей супруги у него подрастает шестилетний сын Саша. Он трогательно относится к своему первенцу, недавно брал его с собой на отдых в Венецию. Налич с удовольствием покупает ему навороченные машинки, а на Новый год сам смастерил ему из дерева меч.
Хотя не исключено, что Наталья сама не хочет светиться, потому что не заморачивается насчет макияжа и прически. Даже на вечеринках она появлялась по-домашнему: с закрученными в пучок волосами, в спортивных трениках и без косметики.
Вторая жена Налича — как и первая — архитектор. Как человек, неординарный во всем, Петр и свадьбу сыграл необычную — цыганскую! Рядом со своей подмосковной дачей в Щелковском районе поставил шатры — в поле на берегу реки. Хромовые сапоги жених купил в магазине обуви для танцев, а просторную рубашку с гигантскими рукавами ему сшили из трех женских блузок. Первую брачную ночь молодые провели в палатке по одной простой причине — в доме было слишком много гостей, и жениху с невестой места там просто не хватило.
Петр Налич сейчас
Сегодня Петр Налич продолжает играть в составе группы «МКПН» и писать музыку для спектаклей. В мае 2021 вышла в свет музыкальная постановка «Тина», которая была написана по произведению А.П. Чехова. Композитором в этом спектакле стал Налич. Петр счастлив в браке и поддерживает отношения с первым сыном.
Петр Налич в 2017 году
В мае текущего года Петр представил своим зрителям песню «Чудовищные монстры», которую написал специально для своих детей. В августе 2021 Петр Налич крайне отрицательно высказался в адрес современного российского телевидения. Певца всерьез беспокоит, что на экранах в последнее время слишком много жестокости. Но больше всего Петр расстроен тем, что руководство телеканалов не видит в этом никакой проблемы.
Петька Налич и его музыкальный коллектив
12 ноября я решил сам себе сделать подарок и сходить на концерт Петьки Налича и его музыкального бэнда.
Где-то 2,5 года назад я уже ходил на концерт этой группы. Воспоминания остались приятными, поэтому решил их немного обновить.
Фанаты были всё те же: милые, добрые, интеллигентные люди разных возрастов и сословий. Но вот зал был заполнен лишь процентов на 70. То ли цены сильно кусаются по нижегородским любителям музыки, то ли эффект от Евровидения перестал работать на группу.
Перед самым концертом со мной и Яной произошла забавная история. Мы вышли на улицу и где-то через минуту к нам подходит странного вида мужичок.
— Тоже на концерт пришли… на этого…как его… Налича? — гнусаво-неприятным голосом спросил он. -Да, — ответили мы. -Водку пить будешь? — гнусаво-неприятным голосом сказал он, обращаясь уже явно ко мне. — Нет, я не пью, — честно ответил я. Мы решили не испытывать судьбу и быстро удалились в дебри ЦКЗ Юпитер.
Такой публики было мало, это скорее стандартное исключение из правил — подобные мудаки всегда и везде находятся. Эт сродни тёте-моте, которая решилась петь и танцевать под шансон на юбилейном литвечере ЛитКульта.
Перейду к самому концерту. Что мне понравилось:
1) Пётр умеет работать с залом. Он заполняет общением паузы между песнями. Это создаёт тёплую атмосферу, почти квартирной близости с артистом.
2) Пётр не просто поёт, а ещё играет на других музыкальных инструментах. Также по ходу концерта другие участники группы активно меняются гитарами и меняют свои инструменты (с дудки на саксофон -к примеру). МКПН — настоящий современный коллектив мультиинструменталистов. Они умеют зажигать зал, при этом получают сами огромное удовольствие от своей игры.
3) Очень граммотно и чётко составлена музыкальная программа вечера. Совсем старые хиты группы перемешиваются с новыми песнями, медленные с быстрыми. Всё очень гармонично и плавно идёт. Зрителю остаётся только плыть по течению МКПН. Они открывают нам свой мир, показывая всю его многогранность.
4) МКПН продолжают экспериментировать. Их новые песни не похожи на первые хиты. То есть группы не останавливается в своём развитии, не стоит на месте.
5) В плюс можно добавить уникальный голос вокалиста. Налич может петь совершенно разные песни. Это даёт широту для группы.
Теперь отмечу два серьёзных недостатка: 1) Мне не понравился звук на концерте. Не всегда было чётко слышно Петра Налича. 7 музыкантов на сцене просто приглушали его пение.
2) Почему не продавалась атрибутика для фанатов? На концерте присутствовало 600 человек (как минимум) — многие бы приобрели для себя что-нибудь.
Петра Налича многие и так знают в лицо. Поэтому отмечу других музыкантов.
Сергей Соколов
— домра, вокал, гитара, клавиши. На концерте играл на диковинном инструменте.
Юрий Костенко — духовые , вокалы, перкуссии. Юрий просто отжигал на своём саксофоне. Настоящие мультиинструменталист. Душа МКПН.
Константин Швецов — гитары . Постоянные посетители и авторы ЛитКульта должны увидеть явное сходство Швецова и Твиста. Очередная актуальная фотография.
Музыканты явно получают кайф от своей работы.
Налич и его команда. В полном составе. На сцене играли сразу 8 музыкантов!
А на последок добавлю видео с концерта, снятое одной из фанаток и любезно выложенное для всех на Youtube:
Подробный фотоотчёт с концерта МКПН
Петр Налич — первый российский поющий интернет-феномен
рассказывает Борис Барабанов
Уже больше месяца, как компьютеры пользователей Рунета, преимущественно столичных, страдают от вируса. Спастись от него — никакой возможности, не помогает никакой Касперский. Люди сами, добровольно подвергают себя болезнетворному воздействию. Вирус называется «Gitar», вопреки английскому правописанию, именно так, без «u». Словом «Gitar» озаглавлен видеоролик, ссылку на который кидают друг другу с тем же энтузиазмом, с каким лет пять назад обменивались очередными сюжетами из жизни Масяни, а позже, уже в эпоху YouTube, открывали для себя волшебную силу «кока-колы» в которую добавили Mentos. Люди пишут в блогах: «Эта песня ест мой мозг».
Чудо «Gitar» сложилось из нескольких ингредиентов, смешанных в не менее взрывоопасной пропорции. Забавный главный герой, с одной стороны, явно пародирует клипы героев MTV, с другой — лицедействует с такой искренней простотой, что сравнения с Боратом в исполнении Саши Коэна не могут не прийти на ум. Он исполняет песню, которая застревает в мозгу после первого же прослушивания, к тому же не скупится на мелодии. В «Gitar» мелодических крючков целых три, в то время как в большинстве современных поп-хитов едва наберется один. «Gitar» — это нечто на стыке цыганского романса, Тонино Каротоне и колумбийского певца Хуанеса с его радиобоевиком «La Camisa Negra». Поется по-английски, но с совершенно боратовским акцентом, и это, конечно, тоже покоряет зрителей. Исполнитель выводит куплеты уверенным тенором на таком плохом языке, что слова понимают даже те, кто ограничился школьным курсом: «Gitar, gitar, gitar, gitar, come to my buduar» или «Jump to my yaguar». Роль «ягуара» в клипе исполняет старая «копейка». Она весь клип стоит на месте, а «эффект движения» создают мелькающие березки, пририсованные позже при помощи компьютера. Персонаж переключает скорости недвижимых «Жигулей» с достоинством, свойственным самым колоритным персонажам из фильмов Эмира Кустурицы. Посмотреть клип иным способом, кроме как в маленьком окошке YouTube, нет никакой возможности, он выглядит как снятый на кинопленку, и у большинства юзеров в итоге сложилась примерно такая версия относительно нового интернет-героя: парень откуда-то с Балкан, в жизни вряд ли намного богаче своего героя и, скорее всего, станет новой звездой цыганского панка. Законченной картину делает имя героя. Его зовут Петр Налич.
В реальности дела обстоят следующим образом. Петр Налич — 26-летний разведенный москвич с одной четвертой боснийской крови. Его боснийский дед был оперным певцом. Дальше своей дачи господин Налич выезжает редко, у него даже нет загранпаспорта. Любит ранние записи «Мумий Тролля» и не любит The White Stripes. В детстве окончил музыкальную школу им. Мясковского, в школе пел в хард-роковой группе, после школы поступил в МАрхИ — вуз, известный своими музыкальными традициями, в частности тем, что именно там учился Андрей Макаревич. В МАрхИ принимал участие в постановке любительских музыкальных спектаклей на основе пьес «утопического», как говорит сам Петр Налич, содержания. На четвертом-пятом курсе сконцентрировался на архитектуре:
— Пару лет поработал по специальности, и довольно тоскливо мне было этим заниматься, может, потому, что приходилось в подвале работать. Спроектировал пару коттеджей, но ничего исторического не построил.
Отсидев два года среди кульманов, Петр Налич вернулся к музыке.
— Однажды на вечеринке я выпил и спел непоставленным, но громким голосом арию Ленского. Моя знакомая, которая окончила консерваторию, сказала, что у меня тенор, и отвела к бабуле, которая учит вокалу. Постепенно я втянулся и сейчас занимаюсь шесть раз в неделю. Пытался и в консерваторию поступить, но я для них слишком старый оказался. Поступил в Мерзляковское училище при консерватории, там в данный момент и учусь.
Сочинительские предпочтения Петра Налича сложились из интереса к блюзу и увлечения его отца романсами, цыганскими и казачьими песнями. Со временем организовал домашнюю студию. Но большая часть из пятидесяти с лишним песен, авторство которых принадлежит Петру Наличу,— зарисовки и скетчи. Номеров же, которые он считает законченными,— не более десяти. «Для того чтобы долго работать над песней, мне всегда не хватало усидчивости и куража»,— говорит Налич.
Песню «Gitar» Петр Налич сочинил четыре года назад.
— Она рождалась примерно месяц, в процессе живого общения. Я сочинил рефрен. Потом мы сидели с товарищем, я говорю: «I put on my pijamas», он говорит: «and go to Bahamas». Этой весной я записал ее заново, добавив пару гармонических усложнений.
Тогда же, весной, был снят и ролик. Петр Налич и его товарищи снимали клип на даче, где стояла старая «копейка».
— Снимали только что не на телефон — на цифровую камеру, которая пишет на DVD. Компьютерные эффекты добавили в Sony Vegas, такая для ламеров программа.
Клип Петр Налич выложил у себя на сайте. В YouTube он попал в апреле, но настоящий взрыв произошел в сентябре:
— Он просто лежал-лежал, а потом вдруг смотрим: вчера было триста просмотров, сегодня четыреста.
Усилиями российских блоггеров к концу октября трехминутный «Gitar» набрал около 80 тысяч просмотров, больше, чем, например, последний ролик Земфиры, и почти столько же, сколько новое видео «ВИА Гры».
Аккомпанирующего состава у Петра Налича нет. Его единственный концерт состоялся год назад, в «Клубе на Брестской», где ему на гитаре подыгрывал товарищ.
— Были друзья по институту, девочки кричали, а когда девочки кричат, всегда кажется, что людей больше, чем на самом деле.
Теперь Петру Наличу волей-неволей придется собирать группу. Все говорит о том, что песня «Gitar» станет хитом новогодних корпоративных вечеринок. Зайдите в любой офис Москвы — на перекурах там поют «Gitar». Однако седлать, так сказать, гастрольного коня с одним-единственным хитом певец абсолютно не собирается.
— Я боюсь заформатиться. Не хочу, чтобы говорили: «Петя — это «Guitar»». Не хочется, чтобы на концертах меня просили одеваться цыганом. А если я начну на этой теме ездить, то это будет неизбежно. Нет, мне нужно закончить обучение вокалу, это еще два года. Там, где я учусь, я ничего про свои прочие занятия не рассказываю. Чаще, чем раз в неделю, выступать не буду, а лучше — раз в две недели. Не хочу набить оскомину. Несмотря на то что «Gitar» — это, в общем-то, пародия, все же для нее требуется особенное настроение, его ведь тоже надо как-то «отрендерить». Хочется выбрать такой ритм, чтобы осталось время и на учебу, и на то, чтобы по улицам слоняться, и на прочие рефлексии. Иначе будет какая-то каторга.
Амбиции у Петра Налича пока весьма скромные. Однако это первый поп-музыкант в России, чья популярность основана целиком на активности его поклонников в интернете. Успехи рэп-проектов «Кровосток» и «Кач» не в счет — это специфический, узкий жанр и особая, хоть и немалочисленная, публика. «Gitar» же — настоящий, общедоступный поп-хит, и только язык исполнения, хоть и весьма условный, может помешать его попаданию на массовые FM-частоты.
Среди самых ярких зарубежных примеров такого рода — чикагская группа OK Go, чье первое видео «A Million Ways» стоимостью $10 за год посмотрели в интернете 9 миллионов человек, а ролик «Here It Goes Again», в котором музыканты демонстрировали чудеса хореографии на беговых дорожках из фитнес-центра, был прокручен в YouTube 21 миллион раз. Успехи OK Go можно было списать на поддержку рекорд-лейбла Capitol, с которым у группы контракт с 2001 года. Однако другой музыкальный феномен YouTube, английский проект The Schema, работающий в жанре «яхт-рок», получил 250 тысяч просмотров ролика «Those Rules» (стоимость — 500 фунтов) всего за один августовский уикенд, принципиально не пользуясь поддержкой индустрии звукозаписи. Его продюсер, музыкальный журналист Родри Марсден, культивирует идеологию «do it yourself», характерную для панк-рока 70-х, на новом витке развития технологий и регулярно отчитывается на своем сайте о тратах на промоушн музыки, неизменно мизерных. Тут же можно вспомнить и сетевую активность фанатов увенчанных множеством музыкальных наград Arctic Monkeys, и многотысячную армию «френдов», которая вознесла в топы Лили Аллен. Петр Налич честно признается, что эти имена для него — пустой звук. Однако его история разворачивается по похожему сценарию, и, кстати, каким бы смешным ни казался «пиджин-инглиш» господина Налича, именно благодаря этому понятному всем языку мигрантов и гастарбайтеров у «Gitar» есть все шансы «пробить» западных пользователей интернета.
В общем и целом с «Gitar» все ясно, это одна из главных песен музыкального года, и скромный господин Налич, лишенный каких-либо симптомов звездной болезни,— один из главных его героев. Дальнейший ход событий будет зависеть от того, сможет ли музыкант отшлифовать прочие песни до состояния, близкого «Gitar», или же так и останется «one-hit-wonder» — чудом одной песни. Захватывающая интрига момента как раз и заключена в том, что перед нами — талантливый музыкант перед выбором. Его уже хотят видеть на корпоративных вечеринках, его песню растаскивают на рингтоны, сам же он, похоже, не совсем уверен, хочет ли окончательно уйти в поп-звезды. Похоже, у него достаточно силы воли, чтобы предпочесть карьеру классического музыканта и рассматривать успех «Gitar» как забавный эпизод, не более. В следующем сингле он точно не хочет выглядеть в той же степени клоуном, что в «Gitar».
— Эта история — отличный сюжет для комедии,— говорит Петр Налич,— хулиганская, дурацкая песня, которая неожиданно оказалась всем нужна. Это хорошая история, ее можно продолжать, главное — не потерять кураж.
Лекарства от одиночества
Петра Налича одни любят за душевные, мудрые или ободряющие композиции, другие — за уверенный дебют на оперной сцене, третьи — за то, что своим замечательным тенором он возвращает новым поколениям творчество Леонида Утесова, Александра Вертинского, песни военных лет.
Каждый год этот артист, представлявший Россию и на «Евровидении», давал свой Большой весенний концерт на самых престижных сценах. Теперь перенес его на 9 апреля в интернет. А во время подготовки к своей очередной премьере, где прозвучат и песни из свежего альбома «Морра», Петр Налич рассказал обозревателю «РГ» о том, как изменилась его жизнь в самоизоляции: что помогла понять, чему научила, какие неожиданные радости принесла.
Сейчас много говорят о том, что пандемия коронавируса меняет людей и после того, как эта беда отступит, мы и мир станем другими. Как думаете: мы станем лучше и добрее, или — наоборот?
Петр Налич: Все важные события меняют нас. И это — тоже изменит. Но не всех, а тех, для кого оно окажется важным, и кто привык задумываться. В том числе и о том, что нынешняя ситуация, сопряженная с возможностью смерти для многих людей — это повод поразмышлять о высоком и настоящем. Задуматься об этом в противовес обычным суетным карьерным делам — и возможно, да, хоть немного измениться.
Какие радости вы нашли для себя в этот период вынужденной самоизоляции, и, может, теперь научились чему-то новому?
Петр Налич: Вначале было непривычно и поэтому немного не по себе. Но потом вырисовалось большое количество плюсов: можно было никуда не бежать и посмотреть со стороны на все, что происходит вокруг. А главное, я стал доделывать песни, которые постоянно откладывать из-за концертов и гастролей — разные музыкальные штуки для альбома и учебы в Гнесинке.
И вообще это ощущение, что весь мир подвешен на ниточке, хорошо влияет на мозги. Это заставляет о многом задуматься. Я, например, снова много времени провожу с семьей, и хочу делать это еще больше. Снова много читаю: «Доктора Живаго» Бориса Пастернака, книги Аввы Дорофея (христианский святой, знаменитый и своим литературным наследием. Его труды считаются классикой аскетической духовной литературы и как правило повествуют о движениях души христианина, — Прим. Ред.).
Перестаешь отвлекаться на ерунду, на успех, а просто делаешь все так, как считаешь максимально нужным. Например, готовясь к концерту в интернете, мы с музыкантами решили в концовке обязательно сыграть и веселый джем. Я давно хотел это сделать, но думал: «Зачем, ведь можно выступить и с обычным концертом — так ведь и проще, и привычней.» Но теперь наш оркестр готовится, и я вместе с ребятами жду от этого концерта много всего необычного, эмоционального и интересного.
Ведь всегда когда ты выходишь на сцену, а перед тобой в зале много людей, я, как, наверное, недостаточно смелый музыкальный боец, всегда невольно думаю: «Что они обо мне сейчас подумают? Вон, кто-то даже ушел, а я это заметил и расстраиваюсь…». А здесь, в интернете, ты сидишь и играешь, можно сказать, у себя на кухне. И ты не знаешь, кто к тебе присоединяется, и кто отсоединяется — ты просто не в курсе. И это, как мне кажется, очень хорошая степень свободы. Максимальной — в творчестве и независимости от привычек. Именно ее ищут все музыканты. И я уверен, что на этом концерте нам ее удастся обрести. А заодно найти для себя и новые горизонты…
Здесь, в интернете, ты сидишь и играешь, можно сказать, у себя на кухне
«Большой весенний концерт» вы даете ежегодно и всегда удивляете переменами: дебютировав с ироничной песней Guitar, вы собрали Музыкальный коллектив Петра Налича, с которым исполняли неунывающие песни, на которых могли зарабатывать в клубах всю жизнь. Съездили на «Евровидение»… Но потом внезапно распустили группу и с тех пор — то дебютировали как оперный певец, то выступали с оркестрами, то записали программу военных песен, диск Леонида Утесова… Постоянно ищете для себя новый вызов или вам все быстро надоедает?
Петр Налич: Если посмотреть на эти направления более широко, то можно выделить три музыкальных линии, по которым я иду. Ни с одной из них пока не свернул (улыбается). А написание и исполнение эстрадных и не очень эстрадных песен — только одна и них. Наверное, на данный момент она самое востребованное из того, что я делаю.
Хотя вторая линия — здесь я проявляю себя как композитор, ныне тоже востребована. В спектакле РАМТ «Северная Одиссея» я впервые смог выйти за рамки жанра песни. Там были и хоровые стилизации под русскую народную музыку и странные психоделические композиции, и эмбиент, много музыки разных жанров… С тех пор я много работаю именно как композитор. Поэтому два года назад поступил в Гнесинку, на композиторский факультет. И это — еще одна плата музыкальной жизни, которую я разрабатываю.
А третье направление — это исполнительство. Тут и военные песни и Утесов и академический репертуар, опера. Сам-то я считаю это направление наименее важным для себя. Но знаю лично людей, которые ценят меня не как сочинителя, а именно как певца.
Поклонники ждут от вас премьеры из альбома «Морра», над которым вы сейчас работаете. А что вам сейчас интереснее и важнее всего записывать?
Петр Налич: Тот материал, который у меня есть на данный момент. Сейчас это мрачная баллада про одиночество Морры. Но почти одновременно я сочинил и легкомысленную песенку про Леди Медведь. Впрочем, у меня всегда такой винегрет выходит…
Кстати
«Большой весенний концерт» Петра Налича состоится в четверг, 9 апреля, — в YouTube и социальной сети ВКонтакте. Начало 20.00.
А еще два интересных онлайн-концерта пройдут в прямом эфире мультимедийного сервиса Okko. В 19.00 в пятницу, 3 апреля, в формате душевного «квартирника» выступит группа «Сплин». А на следующий день в 17.00 свои новые и лучшие песни исполнит певец Emin, в том числе и ворвавшийся в хит-парады трек «Камин», записанный с модным хип-хоп исполнителем Jony.
Вопрос-ответ
Как Пётр Налич выбирает темы для своих песен?
Пётр Налич выбирает темы для своих песен, опираясь на личные переживания и социальные вопросы, которые волнуют общество. Он стремится создавать музыку, которая будет резонировать с людьми и отражать их чувства и мысли.
Что для Петра Налича значит понимание его творчества слушателями?
Для Петра Налича понимание его творчества слушателями является важным аспектом, так как он хочет, чтобы его песни не просто звучали, а вызывали эмоции и мысли. Он надеется, что его тексты смогут затронуть сердца людей и стать для них близкими и понятными.
Как Пётр Налич относится к критике своего творчества?
Пётр Налич воспринимает критику как часть творческого процесса. Он считает, что конструктивная критика может помочь ему расти и развиваться как артисту, а также улучшать свои песни и подход к музыке.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на тексты песен. Пётр Налич уделяет большое внимание смыслу своих произведений, поэтому старайтесь не просто слушать музыку, но и анализировать слова, чтобы лучше понять его послание.
СОВЕТ №2
Посетите концерты и мероприятия с его участием. Живое исполнение позволяет глубже ощутить эмоции и атмосферу, которые Пётр вкладывает в свои песни, а также дает возможность задать вопросы и пообщаться с артистом.
СОВЕТ №3
Исследуйте музыкальные жанры, в которых работает Пётр. Его творчество охватывает различные стили, и знакомство с ними поможет вам лучше понять его музыкальные корни и вдохновение.
СОВЕТ №4
Обсуждайте его творчество с друзьями и знакомыми. Это поможет вам обменяться мнениями и взглядами на песни, а также углубить ваше понимание и восприятие музыки Петра Налича.