Регина Збарская: биография
В современном мире принято считать, что жизнь в советском союзе была строго регламентированной и расставленной по ранжиру, что страна не преуспела ни в каких видах культурной жизни, кроме кинематографа и балета. Жизнь и творческий путь знаменитой манекенщицы Регины Збарской доказывает обратное. Эта эффектная женщина, несмотря на советский паспорт, смогла выйти в один ряд с мировыми звездами подиума, была на короткой ноге с такими легендами мира моды, как Пьер Карден и Кристиан Диор.
Модель Регина Збарская
Но Регина Збарская не только манекенщица-звезда, но и женщина-загадка. Ее жизнь окутана тайнами и слухами – начиная от места рождения и заканчивая обстоятельствами смерти. По официальной версии, она родилась в Ленинграде в семье цирковых артистов, которые разбились, выполняя сложный акробатический трюк под куполом цирка. Девочку отдали в детский приют, где она и жила до 17 лет. По другой версии, рассказанной якобы ее одноклассницей, Регина родом из Вологды, а ее родители – служащие государственных учреждений, мать – бухгалтер, а отец-отставной офицер.
Регина Збарская в молодости
Проясняться биография Регины Збарской начинает в 1953 году, когда по окончании средней школы она приезжает в Москву и поступает во Всероссийский государственный институт кинематографии. Правда, на актерский факультет девушка не попала и стала учиться на экономическом. Но ВГИК есть ВГИК: юная красавица все равно ходит на кинопробы, впрочем, безуспешно. Также она часто появляется на светских вечеринках и раутах. На одном из таких собраний богемы Збарская знакомится с достаточно известной в те времена художником-модельером Верой Араловой, которая приглашает девушку поучаствовать в демонстрации ее новой коллекции одежды. С этого и началось восхождение Регины в модельном бизнесе.
Регина Збарская, известная как королева советского подиума, оставила яркий след в мире моды, но её история полна контрастов. Врачи, изучающие влияние стиля и имиджа на психическое здоровье, отмечают, что жизнь в свете софитов и постоянное внимание публики могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на личность. С одной стороны, успех и признание способствовали повышению самооценки Збарской, с другой — постоянное давление и ожидания общества могли привести к внутренним конфликтам и стрессу. Врачи подчеркивают, что такие противоречия часто встречаются у людей, находящихся на вершине славы, и важно находить баланс между публичной жизнью и личным благополучием. История Регины служит напоминанием о том, что за блеском подиума скрываются сложные человеческие переживания.
Материалы по теме
00:02 — 10 января 2020
«Ты пожалеешь, тебя уничтожат»
Лучшая модель СССР лишилась всего из-за советской власти. И все равно обрела мировую славу
На старших курсах ей это почти удалось. Режиссер Исидор Анненский, известный своими экранизациями рассказов Чехова, снимал музыкальную комедию «Матрос с «Кометы»» о фестивале молодежи и студентов 1957 года. Регине предложили эпизодическую роль итальянской певицы Сильванны. Главную героиню сыграла однокашница Колесниковой по ВГИКу Татьяна Бестаева. Она-то и сделала кинокарьеру, пиком которой стали съемки в фильме Параджанова «Тени забытых предков». А для Регины Колесниковой Сильванна осталась единственной ролью в кино, хотя она по-прежнему ездила на «Мосфильм» на пробы.
На «Мосфильме» или на какой-то вечеринке киношников (без всякой лишней драмы с ночевкой в милиции, придуманной сценаристами сериала «Красная королева») Колесникова познакомилась с художницей по костюмам и дизайнеркой Верой Араловой. Аралова по достоинству оценила внешние данные и стройную фигуру будущей супермодели и предложила Регине работу в знаменитом Общесоюзном доме моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту. Колесникова согласилась: очевидно, она понимала, что головокружительная экранная карьера ей не светит. Зато ее ждали подиумы, и не только советские.
Вера Аралова была главной художницей-модельером цеха легкой одежды Дома моделей, признанной, как сейчас бы сказали, «лидеркой индустрии». Еще в 1959 году, задолго до Зайцева и тем более Юдашкина, она показывала свои коллекции в Париже. Ее покровительство сделало карьеру Колесниковой-Збарской — разумеется, вместе с красотой и обаянием самой манекенщицы.
Регина, что называется, умела себя подать, подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. Так, многие коллеги считали, что ее ноги не вполне совершенны. «Один иностранный фотограф задался целью ей подгадить, выставить недостаток напоказ, — рассказывала в интервью Айя Семынина, которая работала в «Журнале мод», издании Дома моделей. — Уже не помню, в какой это было стране, но Регина рассказывала, что он ходил за ней по пятам и фотографировал только снизу, а потом опубликовал ее снимки в журнале под заголовком: «И это ноги самой знаменитой советской модели!» Но скандал раздуть не удалось».
Выезд за пределы СССР был сопряжен с множеством бюрократических формальностей и беседами с представителями КГБ. Тем не менее за границу, главным образом в соцстраны, Збарская выезжала нередко. Однако не так часто, как ее конкурентка, блондинка Мила Романовская, которая, в отличие от брюнетки Регины, больше соответствовала расхожему образу «русской красавицы». Однако сплетничать о том, что именно Збарская — «стукачка КГБ», начали еще во время ее работы в Доме моделей.
Журнал «Модели сезона», выпуск 1970 года
Изображение: журнал «Модели сезона»
«В поведении Регины были странности, которые при желании можно объяснить особой выучкой и принадлежностью к спецслужбам, — вспоминала Айя Семынина. — Например, мы не знали никаких подробностей о прошлом Регины. Вроде бы из простой семьи, выросла в провинции, а вела себя как девушка из общества с изысканным вкусом и манерами». По словам журналистки, Збарская постоянно меняла дорогие наряды, не рассказывая коллегам, где она их достает, а также свободно говорила по-французски и по-английски, что в 1960-е годы в СССР было большой редкостью.
Стиль Регины, в частности ее прически, задавали тон во всем СССР. Далеко не все манекенщицы были фотомоделями: многим не хватало пластики, умения принять нужную позу в кадре, банальной фотогеничности. У Збарской этого было в избытке. Она сама выбирала, с какой прической ей позировать для журнала. Ее высокий пучок (так называемый домик), а позже короткую стрижку боб копировали девушки по всей стране — от Ленинграда до Камчатки.
Регина Збарская — яркая фигура советского модельного бизнеса, олицетворяющая контраст между роскошью и бедностью. В её карьере переплетались блеск подиумов и тени личных трагедий. С одной стороны, она была лицом моды, представляя отечественные бренды на международных показах, с другой — сталкивалась с трудностями, характерными для многих женщин того времени. Публика восхищалась её грацией и стилем, но за кулисами скрывались сложные отношения с индустрией, где успех часто зависел от случайностей и знакомств. Збарская стала символом эпохи, показывая, что за внешним блеском может скрываться настоящая борьба за признание и место в мире моды. Её история вдохновляет и заставляет задуматься о том, как тонка грань между успехом и неудачей.
Манекенщица
Регина Збарская много лет выходила на подиум, участвуя в показах Веры Араловой, Вячеслава Зайцева и многих других советских модельеров. Кстати, именно Регина была первой в мире манекенщицей, которая продемонстрировала женские сапожки с молнией во всю длину голенища. Этот формат обуви, который сейчас является чуть ли не стандартным, был придуман и разработан в Союзе как раз Верой Араловой. Но так как понятия патент тогда модельеры не слишком придерживались, то изобретение у нее увели из-под носа.
Регина Збарская и Вячеслав Зайцев
В начале 60-х о Регине Збарской знал уже весь свет, включая столицу моды – Париж. Французы называли ее «самым красивым оружием Кремля», а когда Зайцев в очередной раз продемонстрировал свой нестандартный творческий взгляд и подстриг манекенщицу под пажа, у нее появилось новое прозвище — «советская Софи Лорен».
Еще одним именем, хотя уже с негативным налетом, называли Регину коллеги-модели – «Снежная Королева». Видимо, они считали ее слишком высокомерной, слишком западной, слишком индивидуальной. Регина и не стремилась наладить каких-то дружеских контактов, всегда оставаясь замкнутой в себе, и настоящую ее видели только самые близкие люди.
Регина Збарская и ведущие манекенщицы СССР
Но, к сожалению, в одночасье заблиставшая карьера манекенщицы также мгновенно и угасла. После серьезных осложнений, связанных с личной жизнью, Збарская не могла обходиться без антидепрессантов. Лекарства помогали ей не сойти с ума, но закрыли для Регины выход на профессиональный подиум. Некоторое время ей пришлось поработать уборщицей в Доме Моды, а затем бывшая звезда совсем исчезла из виду.
Дальнейшее развитие карьеры
На родине Збарскую считали настоящей звездой модельной индустрии. Мужчины сходили с ума от ее красоты, а девушки хотели быть на нее похожими.
Фотографии Регины печатались в ленинградском журнале «Мода», который выходил тиражом в несколько тысяч экземпляров. Данное издание раскупали за считаные дни.
В 1967 году Москва принимала первый международный фестиваль мод. Сюда съехались лучшие западные модельеры и фотографы. К этому событию был издан специальный выпуск журнала «Мода» с Региной Збарской на обложке. А на развороте известная манекенщица предстала в роскошном платье, выполненном по мотивам русской иконописи. Специальный номер журнала был отправлен во многие страны. Благодаря этому советская красавица получила всемирную известность. А ее прекрасное лицо стало «визитной карточкой» СССР.
Вскоре манекенщица Регина Збарская начала сотрудничать с модельером Вячеславом Зайцевым. Он долго и настойчиво уговаривал ее поменять прическу. В один из дней красавица согласилась. Зайцев постриг Регину под пажа.
Получился милый и притягательный образ – эдакая итальянская сеньорита. Короткая стрижка великолепно подходила к ее бледному личику и миндалевидным глазам. После того как великий Феллини увидел Регину в таком образе и в красном платье, то стал называть ее «советской Софи Лорен». Ее природной красотой восхищались Ив Монтан, Пьер Карден и даже кубинский лидер Фидель Кастро.
Личная жизнь
Как и в случае с местом рождения, неразбериха и недосказанность существует и в информации о личной жизни Регины Збарской. Считается, что единственным ее мужем был знаменитый советский художник-иллюстратор и мультипликатор Лев Збарский, сын того самого Бориса Збарского, который бальзамировал тело В. И. Ленина. Но ходят слухи, что у Регины был еще первый муж, чье имя она не раскрывала, так как он происходил не из того слоя общества.
Регина Збарская с мужем
Со Львом Борисовичем манекенщица прожила достаточно долго и вначале очень счастливо. Он даже называл Регину своей музой. Но затем отношения стали портиться. Збарский завел роман с актрисой Марианной Вертинской, были у него и другие увлечения. Но Регина терпела все измены и не собиралась расставаться даже после того, как муж заставил ее сделать аборт.
Впрочем, вскоре он сам ушел из семьи и женился на актрисе Людмиле Максаковой, которая родила ему сына. Узнав, что бывший муж стал отцом в новой семье, тогда как ей самой он не позволил быть матерью, Регина Збарская испытала сильнейшее потрясение, начала принимать транквилизаторы, а позднее попала в психиатрическую больницу с признаками сильнейшей депрессии.
Регина Збарская
Через некоторое время у манекенщицы появился новый возлюбленный — югославский журналист. Их бурные романтические отношения окончились новым предательством: молодой человек уехал в Германию, где издал книгу «Сто ночей с Региной Збарской», в которой живописно рассказывал не только о своей связи со знаменитой манекенщицей, но и об ее сотрудничестве с КГБ, доносах на коллег и антисоветском мнении Регины.
Смерть
Изданная югославом книга практически сразу была изъята из продаж, но Збарскую ждал настоящий политический скандал, после чего она дважды пыталась покончить с собой, но оба раза безуспешно. Последние дни легенда подиума провела в психиатрической больнице и, по словам обслуживающего персонала, чувствовала сильнейшую вину за то, что так плохо отзывалась о своей стране и знакомых людях.
Третья попытка самоубийства оказалась последней. Регина Збарская выпила большую дозу снотворного и скончалась 15 ноября 1987 года. По официальной версии она сумела отравиться в больнице, где пребывала последнее время, по другим данным женщина приняла лекарство дома и начала обзванивать знакомых с целью извиниться за написанные когда-то доносы. На похоронах Регины Николаевны не присутствовал никто из бывших коллег. Тело легендарной манекенщицы было кремировано, но до сих пор неизвестно, где она похоронена.
Ксения Лукьянчикова в роли Регины Збарской
О жизни, карьере и гибели Регины Збарской был снят художественный фильм «Красная королева», где роль прославленной женщины исполнила начинающая актриса Ксения Лукьянчикова. Помимо этого, телезрители могли видеть документальное расследование о последних днях Збарской из серии передач «Следствие вели…», которое проводил бессменный ведущий Леонид Каневский.
Вопрос-ответ
Что на самом деле случилось с Региной Збарской?
Смерть После политического скандала Збарская трижды пыталась покончить с собой, с третьей попытки ей это удалось — она умерла, отравившись снотворным, 15 ноября 1987 года в возрасте 52 лет.
Какой диагноз был у Регины Збарской?
Подозревали, что у Збарской шизофрения, — но точно никто ничего не знал. В советское время этот диагноз ставили сплошь и рядом, в том числе и разным «неудобным» людям, диссидентам. Как бы то ни было, Регину подлечили.
Как Регина Збарская стала моделью?
Однажды ее заметила модельер Вера Аралова — художница-модельер цеха легкой одежды Дома моделей. Именно с этой встречи началась модельная карьера Регины. Казалось, что Регина была рождена для подиума!
Советы
СОВЕТ №1
Изучите контекст времени, в котором жила Регина Збарская. Понимание исторических и культурных условий СССР поможет вам лучше оценить ее достижения и трудности, с которыми она сталкивалась на пути к успеху.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на влияние Регины Збарской на моду и стиль в Советском Союзе. Исследуйте, как ее работы и образы формировали представления о красоте и женственности в то время.
СОВЕТ №3
Не забывайте о личной жизни Регины Збарской. Ее биография полна драматических событий, которые могут дать дополнительное понимание ее личности и мотивации, а также показать, как личные испытания влияли на ее карьеру.
СОВЕТ №4
Посмотрите документальные фильмы или прочитайте книги о моде в СССР, чтобы получить более полное представление о том, как Регина Збарская вписывается в более широкий контекст советской культуры и искусства.