Россия, Мурманская область, Кировск, улица Советской Конституции
Телефон:
+7 (815) 314-64- Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00приём граждан: ср 17:00-18:00
whatsapp telegram vk email

Анастасия Вертинская — звезда к/ф «Алые паруса» и «Человек-амфибия», биография

Родители

Её отец, Вертинский Александр Николаевич, 1889 года рождения, был эстрадным артистом, певцом и поэтом, композитором и киноактёром. К нему даже нельзя применить слово «популярный», это был великий шансонье, кумир эстрады первой половины ХХ века. Он был невероятно красив, тонкий и высокий, с гладко зачёсанными назад волосами и аристократичным профилем римского патриция.

Мама, Лидия Владимировна Циргвава, 1923 года рождения, художник и актриса, известная зрителям по ролям волшебной птицы Феникс в «Садко» и Анидаг в «Королевстве кривых зеркал». Она имела русско-грузинские корни, что отразилось на её безумной красоте. Невысокая, с точёной фигурой, пышными тёмными волосами и с резкими, слегка восточными чертами лица: яркие дугообразные брови, очень чувственный рот и огромные зелёные глаза.

Отец был старше мамы на 34 года. Они познакомились в 1940 году в Шанхае, сюда добрался Вертинский, эмигрировав из России после революции и объездив уже Америку, Польшу, Францию, Германию. Вертинского в Шанхае знала вся русская колония, он выступал в дорогих ресторанах, завораживая публику своими движениями рук и пронзительными песнями.

После знакомства между Александром Николаевичем и семнадцатилетней Лидией сразу начался бурный роман. В 1942 году они обвенчались на чужбине, но по православному обряду. Летом 1943 года у супругов родилась дочь Марианна (старшая сестра Анастасии). К этому времени душа Вертинского настолько истосковалась по родине, что он написал письмо Молотову с просьбой разрешить ему приехать в Советский Союз, чтобы провести там остаток жизни. Его прошение удовлетворили, и семья с трёхмесячной дочкой начала долгий путь возвращения домой. Ехали через Японию, Сибирь и Забайкалье, попутно Александр Николаевич давал концерты.

В Москве Вертинских поселили в шикарной гостинице «Метрополь», где 19 декабря 1944 года у них родилась вторая дочь Анастасия.

Анастасия Вертинская, известная благодаря своим ролям в культовых фильмах, таких как «Алые паруса» и «Человек-амфибия», оставила заметный след в истории советского кино. Вертинская, обладая яркой харизмой и талантом, смогла создать образы, которые запомнились многим поколениям зрителей. Врачи, наблюдая за её карьерой, отмечают, что актрисы такого уровня часто сталкиваются с высокими эмоциональными нагрузками, что может негативно сказываться на здоровье. Однако Вертинская, несмотря на трудности, всегда сохраняла оптимизм и внутреннюю силу. Её биография — это пример того, как можно преодолевать преграды и оставаться верным своему делу. Врачи подчеркивают важность психоэмоционального состояния для долгожительства в профессии, и Вертинская является ярким примером этого.

Анастасия Вертинская [биография и личная жизнь]Анастасия Вертинская [биография и личная жизнь]

Чем Анастасия Вертинская занимается сейчас

В начале 90-х Вертинская основала фонд помощи русским актерам. Он оказывает поддержку и начинающим актерам, и тем, кто уже вышел на пенсию. Так же Анастасия возрождает память об отце, не без ее участия восстановлено большое количество старых записей песен Вертинского. В ближайшее время будет опубликован и сборник его стихов. Сын Степан у актрисы единственный. Он подарил Анастасии четверых внуков – Василия, Петра, Александру и Луку. В 2021 году у Анастасии появился первый правнук – Федор. Все свое свободное время Вертинская проводит с ними. Внуки называют бабушку «Нана» и никак иначе. В число увлечений Анастасии входит сейчас и кухня. Степан владеет несколькими ресторанами в Москве, и пригласил маму курировать поваров. Так же Анастасия разрабатывает меню для ресторанов своего сына, на основе сибирской и грузинской кухни и находит в этом истинное удовольствие.

Детские годы

Настя всегда говорила, что у них с сестрой было счастливое детство. Мама с папой приложили все усилия, чтобы дать дочерям самое лучшее образование, при этом основной акцент они делали на иностранные языки, музыку и литературу.

Однажды супруги Вертинские спохватились, что воспитывают дочерей не очень «по-советски», а словно тургеневских барышень. Решили тогда отправить девчонок в обычный пионерский лагерь. У них было два больших красивых чемодана немецкого производства, сделанных из натуральной кожи. Мама сложила в них много разных продуктов, кучу одежды и сестёр отвезли туда, где они должны были провести настоящие советские каникулы.

Только результат оказался шокирующим. Вместо двух кожаных чемоданов девочки привезли домой один фибровый, в котором лежали сатиновые трусы с биркой «отряд № 4» и чья-то застиранная майка с вышитой надписью «Коля К.» Они с порога направились прямиком на кухню, где немытыми руками начали запихивать в рот котлеты. В рассказах родителям о том, как они голодали в лагере, то и дело проскакивали матерные слова. А головы Насти и Марианны были до крови искусаны вшами. Отец в ужасе ушёл в свой кабинет. Мама долго, но напрасно старалась вывести у дочек вшей. В итоге девочек обрили наголо, а потом вся семья отправилась на курорт. Больше Анастасия и Марианна в пионерские лагеря не ездили.

У отца был уникальный метод воспитания дочерей. Он никогда не спрашивал, сделали ли они уроки и какие оценки принесли в дневнике. Вертинский просто однажды сказал Насте и Маше (так в семье называли старшую Марианну), что, если девочки позволят себе шалить или плохо учиться, он будет от этого сильно страдать. И малышки лезли из кожи вон, сдерживали в руках свои капризы, старались приносить из школы только «пятёрки», лишь бы папа не страдал. Больше всего Александра Николаевича радовало, если девочки получали о по пению, другие школьные предметы его не так сильно волновали.

У Насти с отцом была не просто сумасшедшая любовь, а даже какая-то мистическая связь. Девочка как будто чувствовала, что его скоро не станет, и она не успеет насладиться общением с папой. Малышка безумно ревновала его и к маме, и к сестре. Воспоминания о нём навсегда остались для Анастасии слишком болезненными.

Она до сих пор отчётливо помнит тот пронзительный телефонный звонок мартовским промозглым вечером. Девочка уже заснула, но тревожная трель разбудила её. Босиком и в ночной рубашке она выскочила в коридор, где мама держала в руках телефонную трубку, ожидая соединения с Ленинградом. В этот город уехал на гастроли отец. Настя тихо спросила: «Мама, что с папой? Он умер?» Мама подняла брови в недоумении и удивлённо посмотрела на дочь. В эту минуту соединили с Ленинградом и сообщили, что внезапно скончался Александр Николаевич Вертинский. Маме было 34 года, когда она осталась вдовой, в её жизни больше не было мужчин, Лидия Владимировна полностью посвятила себя дочерям.

Анастасия Вертинская — одна из самых ярких актрис советского и российского кино, оставившая неизгладимый след в сердцах зрителей. Ее роль в фильме «Алые паруса» стала культовой, а образ Ассоль до сих пор вдохновляет поколения. Вертинская также запомнилась зрителям благодаря фильму «Человек-амфибия», где она сыграла загадочную и притягательную героиню.

Многие отмечают, что Анастасия обладает уникальной харизмой и талантом, что делает ее выступления незабываемыми. В интервью актриса делится, что всегда стремилась к самовыражению и искренности в своих ролях. Ее биография полна интересных событий: она не только актриса, но и художница, а также писательница.

Поклонники ценят Вертинскую за ее умение передавать эмоции и создавать глубокие образы. Она остается символом эпохи, и ее творчество продолжает вдохновлять новых артистов.

19 декабря 1944 года родилась Анастасия Вертинская, советская и российская актриса19 декабря 1944 года родилась Анастасия Вертинская, советская и российская актриса

Никита Михалков

Брак Анастасии Вертинской и Никиты Михалкова закончился из-за их желания строить карьеру
Вслед за сестрой Анастасия поступила в «Щуку», мечтая стать профессиональной актрисой. Марианна рассказала родственнице и о своем романе с Андреем Кончаловским, упомянув, что у него есть обаятельный младший брат Никита Михалков.

«Они познакомились, Никита боялся ухаживать за Настей. Помню, мы открывали дверь, а там для нее лежал сверток, открываем — там цветочек и духи», — вспоминала Марианна Вертинская.

не пропуститеНикита Михалков о романе с Анастасией Вертинской: «С Настей мне попросту снесло крышу»

Михалков понял, что девушка была избалована мужским вниманием, и твердо решил добиться ее расположения. Часами он стоял под окнами Анастасии с букетом в надежде на случайную встречу. Неожиданно на одной из студенческих тусовок Вертинская сама подошла к Никите Михалкову, взяла его за руку и увела из компании. С первым страстным поцелуем начались их незабываемые отношения. В 1966-м влюбленные сыграли свадьбу.

«Жениться в 20 лет — совсем не рано. Мама сама в этом возрасте вышла замуж. Я была очень влюблена в Никиту, — делилась Анастасия. — Меньше всего мы задумывались о том, где нам жить, как зарабатывать деньги, да и жизнь тогда была дешевой. Вначале мы жили у Андрона, брата Никиты, потом у Никитиных родителей, затем на даче».

Анастасия Вертинская с сыном и внуками
Супругов называли самой красивой парой советского кинематографа. У них родился сын Степан, и окружающие были уверены, что крепкая семья никогда не распадется. Но спустя три года артисты решили разойтись.

не пропуститеАнастасия Вертинская не может простить себе развод с Михалковым

«Развод стал ужасной трагедией. Встретились два сильных человека в период своего формирования. Я по натуре — не жена гения, не могу нигде быть вторым человеком, только первой. Таким людям, как мы, ужиться было очень трудно. У Никиты должна быть жена, которая полностью живет его жизнью. Я достаточно рано поняла, что мне вообще не надо было выходить замуж», — заключила Вертинская.

Расставание прошло интеллигентно, без скандалов и лишних слов. Анастасия никогда не говорила Степану, что его папа в чем-то провинился или повел себя недостойно. По словам Никиты Сергеевича, встречаясь с бывшей женой, он до сих пор испытывает чувство светлой ностальгии.

Первые успехи в кино

В детстве Насте хотелось заниматься балетом, но в группу её не взяли по причине того, что девочка была слишком крупной. Тогда она решила заняться иностранными языками и готовилась к поступлению в институт. Но её жизненный путь повернул совсем в другое направление.

В 1960 году мастер сказочного жанра в советском кино Александр Птушко собрался снимать фильм по произведению А. Грина «Алые паруса». К съёмкам готовились долго, так как не могли найти актрису на главную роль Ассоль. В конце концов, режиссёр утвердил молдавскую актрису Маркач, но оператору Виктору Якушеву с профессиональной точки зрения она не очень нравилась. И тут произошёл абсолютно счастливый случай: на улице Горького Виктор неожиданно встретил свою давнюю знакомую Лидию Вертинскую с дочерьми. Он только глянул на Настю и ахнул: перед ним стояла юная Ассоль.

Пятнадцатилетнюю девушку привели к режиссёру картины. Сначала Александр Птушко хотел отказать в пробах девочке-подростку в спортивном костюме и с короткой стрижкой. Но как только на Настю надели парик и платье, режиссёр сразу увидел в ней утончённую лирическую героиню. Сделали несколько профессиональных снимков, ещё раз оценили её выразительную внешность и утвердили Вертинскую на роль Ассоль.

Эти первые в жизни съёмки доставляли Насте сплошное удовольствие. Да, она не знала толком, как двигаться, что говорить и делать перед камерой, но все взрослые постоянно старались ей помочь и смотрели на юную красавицу с улыбкой. Анастасия быстро стала фавориткой съёмочной группы, ей прощали испорченные кадры и забытый текст, и мужчины, и женщины буквально таяли, глядя в её искристые магические глаза.

Фильм вышел на экраны в 1961 году и сразу же произвёл фурор. За первый год его посмотрели 23 миллиона зрителей. Анастасия Вертинская в один миг стала знаменитой на весь Советский Союз.

Как раз в это время советские режиссёры Владимир Чеботарёв и Геннадий Казанский задумали снимать фантастический фильм по произведению Александра Беляева «Человек-амфибия». По всей стране они искали актёров на главные роли. Установка ассистентам была дана такая: «У Ихтиандра в глазах должно быть море, у Гуттиэре – небо». Такому критерию удовлетворили начинающий актёр Владимир Коренев и только что взорвавшая советские экраны юная Ассоль в лице Анастасии Вертинской. На роли их утвердили сразу же.

Съёмки проходили в Крыму (Ялта, Алупка, Коктебель), в грузинской Пицунде и столице Азербайджана Баку. Настя настолько загорелась этой ролью, что научилась отлично плавать. Юная актриса отказалась от дублёров и всё выполняла сама – от плавания в ледяной воде до ныряния без акваланга на глубину, где могла находиться достаточно долгое время.

В 1962 году фильм «Человек-амфибия» вышел на советские экраны и стал лидером проката. 65 миллионов зрителей посмотрели картину. А на Международном фестивале фантастического кино в Триесте фильм получил премию «Серебряный астероид». Все газетные издания пестрели заголовками о восходящей звезде советского кинематографа Анастасии Вертинской.

Человек - Амфибия.Человек – Амфибия.

Профессиональный рост актрисы

С тех пор практически каждый год выходили все новые и новые фильмы с участием героини нашего биографического очерка. Так, с 1969 по 1991 год (когда распался Советский Союз) Анастасия Вертинская сыграла почти в двадцати кинолентах. На сегодняшний день фильмография звезды отечественного кино насчитывает более 25 картин. Назовем самые выдающиеся среди них:

  • В 1970 году она сыграла роль в кино «Случай с Полыниным». Уже знаменитая на тот момент Анастасия смогла, по сути, сыграть саму себя. Она предстала перед зрителями как двадцатисемилетняя артистка московского театра Галина Прокофьева, возлюбленная полковника Полынина, которого сыграл Олег Ефремов, учитель Насти по театральному мастерству в реальной жизни.
  • Советский двухсерийный телевизионный фильм, экранизация рассказа Д. Лондона – «Кража», где героиня нашей статьи предстала в образе мисс Маргарет Челмерс.
  • Легендарная экранизация гениального романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в которой актрисе вновь досталась главная роль (год выхода фильма – 1994-й).

Нельзя не вспомнить музыкальную кинокомедию, дебютный режиссерский проект Александра Абдулова – «Бременские музыканты & Co» (2000 год). В нем российская актриса театра и кино примерила на себя экстравагантный образ Атаманши.

Это был последний проект в отечественном кинематографе, где была задействована Анастасия Александровна Вертинская. Сегодня она больше не участвует в съемках, так как кардинально сменила сферу деятельности и стала специалистом по национальной кухне. Вертинская курирует деятельность шеф-поваров, которых нанимает для работы в сети своих ресторанов ее сын Степан Михалков. Кроме того, она занимается благотворительностью.

Рекомендуем: Светлана Дружинина: биография и личная жизнь

Хотя новости кино больше не освещали актерские достижения нашей героини, ее можно было увидеть на российских телеэкранах в роли ведущей собственных авторских проектов – программ «Другие берега» (транслировалась на ОРТ) и «Золотое сечение». К тому же сама Анастасия не исключает своего возвращения в мир кино, если ей поступит «достойное предложение».

Творческий путь в кино

Триумф двух первых фильмов в жизни Насти способствовал тому, что её без всякого театрального образования в 1962 году зачислили в труппу столичного театра имени Пушкина.

В следующем 1963 году Вертинская стала студенткой высшего театрального училища имени Щукина. Правда, вступительные экзамены она провалила, но из уважения к её работам в кино Насте разрешили переэкзаменовку. Ей помогала готовить вступительный репертуар подружка сестры Людмила Максакова. Вторая попытка оказалась успешной, Настя поступила, на одном курсе с ней учились такие будущие звёзды отечественного кино, как Николай Бурляев и Никита Михалков.

Студентка Вертинская пришла в училище уже звездой, поэтому внимание к ней было повышенное, но Настя всегда вела себя сдержанно и достойно. Во время учёбы она продолжала сниматься в кино. Причём это были роли, навсегда вошедшие в Золотой фонд советского кинематографа:

  • Офелия в «Гамлете»;
  • Кити Щербацкая в «Анне Карениной»;
  • Лиза Болконская в картине «Война и мир»;
  • Таня в мелодраме «Влюблённые»;
  • Мэри Цинцадзе в комедии «Не горюй!»;
  • актриса Галина Прокофьева в военной драме «Случай с Полыниным».

«Гамлет» был признан лучшим среди отечественных фильмов в 1964 году, удостоился специальных призов I Всесоюзного кинофестиваля, международного кинофестиваля в Лиме, Венецианского кинофестиваля. Вертинская после яркой и впечатляющей роли Офелии получила мировое признание, её называли «советской Вивьен Ли», «самым талантливым сердцем советского кино».

Переход от ролей юных героинь к зрелым женщинам актриса пережила спокойно, её персонажи, как и прежде, были безупречны:

  • Мона в «Безымянной звезде»;
  • Джемма в «Оводе»;
  • Маргарет Старкуэтер в «Краже»;
  • Лиза Пальцева в картине «Дни и годы Николая Батыгина»;
  • герцогиня в «Житие Дон Кихота и Санчо»;
  • Дуня Фомкина в комедии «В городе Сочи тёмные ночи».

После распада СССР Анастасия снялась всего в четырёх картинах. В 1994 году у Юрия Кары в «Мастере и Маргарите» Настя играла главную героиню. В 2000 году в мюзикле «Бременские музыканты и Ко» Вертинской досталась роль атаманши. Ещё в двух фильмах «Шизофрения» и «Казус Белли» у неё были второстепенные персонажи.

В 1980-х годах Вертинскую приглашали для озвучивания анимационных фильмов, её голосом говорят три лисички в мультиках: «Волчище – серый хвост», «Влюбчивая ворона» и «Медведь – липовая нога».

LiveInternetLiveInternet

Ссылка: Источник здесь

Анастасия Вертинская — представительница славной художественно-артистической династии Вертинских. Ее отец, Вертинский Александр Николаевич, великий русский шансонье, композитор, поэт, киноактер, один из родоначальников отечественного жанра авторской песни. Мать — Вертинская (Циргвава) Лидия Владимировна, художница и актриса.

Старшая сестра Анастасии Вертинской — Марианна Александровна Вертинская (1943) — является актрисой Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.

Настя Вертинская

Своим дочерям Вертинские стремились дать возможно лучшее образование, особое внимание, обращая на занятия музыкой и изучение иностранных языков. Анастасия Вертинская вспоминает о своем отце: «Он старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными».

Как-то спохватившись и решив, что они воспитывают детей не так, «не по-советски», Вертинские снарядили Настю и Марианну в пионерский лагерь. Собрали два кожаных немецких чемодана, наложили туда теплой одежды и всяческих продуктов и отправили дочерей туда, где из них должны были сделать настоящих советских гражданок. «О, это был опыт, действительно! Ничего не помню об этом лагере, кроме дикого чувства голода», — вспоминает Анастасия. Когда они вернулись домой, у них был один фибровый чемодан на двоих, в котором лежала застиранная майка с вышитым «Коля К.» и сатиновые трусы, с надписью «4 отряд». С диким матом на все буквы алфавита, расчесывая вшивые волосы до крови, сестры ввалились в квартиру. Не поздоровавшись с родителями, они рванули на кухню и стали руками есть котлеты, продолжая материться. Остолбенелый отец долго стоял в прихожей, а потом в растерянности ушел в свой кабинет. После напрасных стараний вывести вши, девочек обрили наголо, а затем отправили на курорт — отдыхать после лагеря.

Первые роли в кино

В 1961 году, еще школьницей, Анастасия дебютировала в кино, сыграв главную роль Ассоль в фильме Александра Птушко «Алые паруса» по одноименной повести Александра Грина, где также были заняты многие настоящие и будущие звезды советского кино, в том числе Василий Лановой, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Олег Анофриев. Незаурядная внешность, искренность в исполнении помогли юной актрисе завоевать симпатии зрителей. Правда говорит Ассоль в фильме голосом актрисы Нины Гуляевой. «Насте было 15 лет, и она не смогла профессионально озвучить свою героиню, — рассказывает Нина Гуляева. — Поэтому режиссер пригласил на озвучание меня». Сама Анастасия Вертинская неохотно вспоминает свою Ассоль, и говорит, что позже, став известной актрисой, возненавидела свою первую роль: «Я тогда толком не знала, что делать перед камерой, как двигаться и что говорить».

Вторая сыгранная ей роль принесла еще большую известность — Вертинская исполнила роль Гуттиэре в фантастической ленте Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева «Человек-амфибия», поставленной по книге Александра Беляева.

Кадр из к/ф «Человек-амфибия»

В 1962 году Вертинскую в возрасте восемнадцати лет приняли в труппу Московского театра имени Пушкина. Юная актриса много гастролировала, в составе актерских бригад объездила всю страну.

Роли мирового масштаба

Юная Анастасия Вертинская была уже на гребне успеха и в лучах зрительской любви, когда судьба подарила ей встречу с принцем Датским — Иннокентием Смоктуновским. Ее, восемнадцатилетнюю непрофессиональную актрису, пригласил режиссер Григорий Козинцев на роль Офелии в экранизации Шекспировского «Гамлета», роль мирового репертуара. Трудно было ожидать от непрофессиональной и, естественно, неопытной артистки глубинного погружения в образ, но Вертинская справилась, проникнуть в образ во многом ей помогла гениальная музыка Шостаковича. Через год после постановки «Гамлета» Козинцев во вступительной лекции «О режиссуре» напишет: «У нее были реальные восемнадцать лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные — хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения. Но ее духовное содержание, мягко говоря, было не так уж велико. Может быть, она пострадает в жизни и ее духовное существо разовьется, но тогда, когда я начал работать с ней, оно было крохотным, и образ нужно было лепить. Все было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает». Сама Вертинская говорила тогда: «Такую роль, говорят, сыграть — и умереть. А если всего девятнадцать лет, и надо жить, надо работать и работой каждый день доказывать, что «чудо» не было чудом, что ты можешь стать актрисой?»

Анастасия Вертинская с Иннокентием Смоктуновским

Офелия стала этапной ролью для Анастасии Вертинской. Она впервые поняла, что хочет стать актрисой. Г. Козинцев, присутствие И.М. Смоктуновского, Шекспир, атмосфера, подход к материалу — все соединилось в профессию, которая не только ремесло, но и таинство.

После «Гамлета» Вертинская становится одной из самых востребованных актрис. Будучи студенткой театрального училища имени Б.В.Щукина, она была приглашена на роль Лизы Болконской в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» (1966-1967). «Режиссер Сергей Бондарчук предложил смелую и неожиданную трактовку образа, при котором «маленькая княгиня» становилась трагической фигурой, — вспоминает А.Вертинская. — Недалекая, неумная, ограниченная женщина. Прелестная, хорошенькая, уютная. Возможно, останься она жива, мы не полюбили бы ее. Ведь она была женой князя Андрея, а что она рядом с ним?.. Думаю, их пути все равно разошлись бы, слишком разными они были. Но Лиза умерла. А в душе князя Андрея на всю жизнь остался этот немой трагический вопрос: «Зачем? За что? За что погиб человек?» Мне кажется, Толстой предостерегает здесь от той роковой ошибки, которую мы иной раз совершаем, не замечая любви ближнего. Снимаясь в «Войне и мире», я поняла, что можно, не играя трагедии, создать образ трагического звучания».

Никита Михалков и Анастасия Вертинская

Брак

В 1966 году Вертинская вышла замуж за Никиту Сергеевича Михалкова, впоследствии выдающегося актера и кинорежиссера. В том же году у них родился сын Степан. Их брак продолжался неполных четыре года. Анастасия была к тому времени уже знаменита, да и Никита снялся в своих первых фильмах. Вокруг них была круговерть поклонников и поклонниц, а у Никиты уже тогда сложилась определенная формула жены: она должна сидеть в усадьбе, то бишь на даче, рожать детей, варить варенье и ждать мужа. Анастасия теоретически была согласна с этой формулой, но сама под нее, увы, не подходила. Разойдясь с Никитой, она сохранила к нему уважение, никогда не сказала сыну ни одного дурного слова про отца.

Анастасия Вертинская и Александр Градский

Впоследствии Анастасия вышла второй раз замуж — за певца Александра Градского. Но и этот брак постигла та же участь. Этот опыт усилил неприязнь актрисы к браку, и замуж она больше не выходила.

Княгиня Кити

В 1967 Анастасия Вертинская окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина. Следом за «Войной и миром» Вертинская снялась в роли Кити Щербацкой в еще одной экранизации Льва Толстого «Анна Каренина» (1968). Она была очаровательна в сценах беременности толстовских героинь. Ее маленькая княгиня Кити несли в себе таинство, перед которым преклонялся великий писатель.

Анастасия Вертинская в к/ф «Анна Каренина»

Сыграв в таком юном возрасте роли в экранизациях вершин мировой классической литературы, Вертинская достигла необыкновенной популярности.

Театр
С 1968 года Анастасия Вертинская — актриса ведущих московских театров: театра имени Пушкина, имени Евгения Вахтангова, «Современник», позднее играла в театре драмы и комедии на Таганке, МХАТе (1980-1989).

«Кино не давало необходимой уверенности, — говорит Вертинская, — Надо признаться, я вызревала очень медленно. И только перейдя из «Современника» во МХАТ, оказалась на необходимом и адекватном себе уровне профессионализма».

Среди ее работ в театре — Нина Заречная («Чайка» А.П.Чехова), Елена Андреевна («Дядя Ваня» А.П.Чехова), Лиза («Живой труп» Л.Н.Толстого), Эльмира («Тартюф» Мольера), Дотти («Прекрасное воскресенье для пикника» Т.Уильямса), а также ведущие роли в спектаклях «Покой нам только снится», «12-я ночь», «Валентин и Валентина». В уникальном театральном эксперименте Анатолия Эфроса — постановке «Бури» У.Шекспира Анастасия Вертинская сыграла сразу две роли — Просперо и Ариэля.

И на экране, и на сцене Анастасия Вертинская воплощает образы литературных героинь из произведений самых разных форм и жанров, сочиненных писателями самых разных эпох и направлений. Она — актриса утонченной психологической глубины и, по словам выдающегося режиссера Анатолия Эфроса, «столь физически естественна и обладает такой изысканной актерской грацией, что это кажется порой невероятным».

В 1989 году российские зрители смогли увидеть ее необыкновенное исполнение роли своего отца в задуманном и поставленном ею самой спектакле «Мираж, или Дорога русского Пьеро», приуроченном к 100-летию Александра Вертинского. Пьеса написана Анастасией Вертинской по книге воспоминаний отца.

Популярная актриса
Одновременно с работой в театре Анастасия Вертинская продолжает много сниматься. За «Анной Карениной» последовали картины: «Влюбленные» (1969), «Не горюй!» (режиссер Г.Данелия, по роману французского писателя Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен», 1969), «Случай с Полыниным» (по повести К.Симонова, 1971), «Преждевременный человек» (режиссер А.Роом, по незавершенной повести М.Горького «Яков Богомолов»), «Человек на своем месте»…

Анастасия Вертинская в к/ф «Преждевременный человек»

Почти одновременно с работой в картине по повести М.Горького Анастасия Вертинская снялась в фильме по сказке Шварца «Тень». В 1978 году Михаил Козаков снял телевизионный фильм «Безымянная звезда» по одноименной пьесе румынского писателя Михаила Себастиана с Анастасией Вертинской в главной роли. Роль Моны была для Вертинской органичной, а потому удачной, о которой актриса всегда вспоминает с нежностью.

В 1979 году режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич пригласил Анастасию Вертинскую озвучивать роль Констанции Бонасье, которую сыграла Ирина Алферова. Как утверждает режиссер: «Сделала она это просто великолепно, таким дрожащим голосом. Потому что сама была влюблена — после «Безымянной звезды» у нее был роман с Мишей Козаковым, который озвучивал кардинала. Может быть, им обоим об этом неприятно вспоминать. Но пусть они меня простят, потому что это было просто великолепно и очень красиво».

Родившись советской девочкой, Вертинская так и не стала советской актрисой. Было время, когда в кинематографе ей просто нечего было играть — снимались стандартные идеологические советские фильмы. Как утверждает актриса: «Не жалею ни об одной отвергнутой мною роли. Наоборот — только о тех, что дав слабину, к сожалению сыграла. Но вскоре поняла, что сниматься часто — не значит быть в обойме или стать более популярной и знаменитой».

Фотопроба к фильму «Овод»

Анастасия Вертинская не раз снималась с красивыми и талантливыми актерами. В телесериале «Овод» (1980) по роману английской писательницы Этель Лилиан Войнич, где она играла Джемму, в роли Артура дебютировал Андрей Харитонов. В вышедшем вслед за «Оводом» фильме «Кража» по пьесе Джека Лондона вновь состоялся дуэт Анастасии Вертинской и Иннокентия Смоктуновского. В 1980 году Анастасия Вертинская была удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР», а в 1988 году — «Народная артистка РСФСР». В 1988 году на экран вышли сразу две картины с участием Анастасии Вертинской — «Ждите Дон Кихота и Санчо» (по роману Сервантеса) и «Новые приключения янки при дворе короля Артура. Фантазии на тему Марка Твена». В этих фильмах Анастасия Вертинская сыграла два «отрицательных» персонажа: герцогиню и королеву Моргану. В 1991 году она снялась в режиссерском дебюте Андрея Харитонова «Жажда страсти» по мотивам прозы Валерия Брюсова «Земная ось. Рассказы и драматические сцены (1901-1906)»: «В зеркале. Из архива психиатра», «Теперь, когда я проснулся. Записки психопата», «Мраморная головка. Рассказ бродяги» и др. В этом фильме актриса блестяще создает образ изысканной аристократки «бель эпок», обуреваемую страстями. Среди последних работ Анастасии Вертинской — роль в картине «В городе Сочи темные ночи» (режиссер В. Пичул), Маргарита в фильме «Мастер и Маргарита» (1994, режиссер Ю.Кара) по роману М.Булгакова и Атаманша в картине Александра Абдулова «Бременские музыканты» (1999). На роль Маргариты в экранизации знаменитого Булгаковского романа претендовали много актрис: Елена Майорова, Анна Самохина, Вера Сотникова, Ирина Алферова… Однако Юрий Кара предпочел вечно молодую Вертинскую: «У нее масса достоинств. Во-первых, прекрасная актриса, во-вторых — благородство, порода. Кровь — как говорит Коровьев. Ну, в общем-то, она стала фавориткой продюсеров. Хотя многие из актрис хорошо показались и были достойны быть Маргаритой». К сожалению, в силу ряда причин, фильм так и не вышел на экран.

Преподавательская деятельность
В течение ряда лет вместе с Александром Калягиным Анастасия Вертинская преподавала актерское мастерство в Оксфорде, в Париже (с театром «Комеди Франсез», в Чеховской школе), в Швейцарии (в европейской киношколе). На сцене парижского театра «Nanterre des Amandiers» вместе с учениками поставили спектакль «Чехов. Акт III», куда вошли третьи акты из «Дяди Вани», «Трех сестер» и «Вишневого сада». Самые кульминационные чеховские акты, собранные в одном спектакле, помогли создать и ощутить некий образ нашего времени.

Благотворительность

В последние годы увидеть Анастасию Вертинскую на сцене или на экране не просто. Актриса считает, что сейчас она востребована временем в ином качестве: не только как творец на сцене и экране, но и как творец в жизни — творец идеи. В 1991 году она создала и возглавляет Благотворительный фонд русских актеров (с 1996 года — Благотворительный фонд актеров). Эта идея родилась из осознания трагичности ситуации, в которой оказалось российское театральное искусство. Помимо оказания благотворительной помощи наиболее нуждающимся ветеранам театра и кино фонд призван поддерживать инициативные начинания и молодых актеров, режиссеров, драматургов, педагогов. Под руководством Анастасии Вертинской и при ее личном участии фонд оказывает поддержку дому-музею Бориса Пастернака в Переделкине, музею Чехова, Российской государственной библиотеке по искусству, храму Успения Богородицы в Путинках, театру слепых и слабовидящих детей и др. Благодаря усилиям Анастасии Вертинской были установлены памятники актерам О.Борисову и В.Капустиной, мемориальная доска на доме, где жил Марк Бернес. При ее непосредственном участии во Франции и в России были отреставрированы и выпущены компакт-диски с записями Александра Вертинского «Alezandre Vertinsky», «Песни любви», «Легенды века».

Телевидение

Анастасия Вертинская является автором телепрограмм «Золотое сечение» и «Другие берега» (по жанру: что-то вроде литературно-музыкально-философской композиции «о душе»! выходивших на канале ОРТ.

Просто Настя

При всей своей популярности, Анастасия Вертинская всегда держалась как бы чуть отстраненно от общества. Она любит уют, комфорт. Обладает необычайными кулинарными талантами, особенно любит сибирскую, грузинскую и китайскую кухню. Вечерами пишет новеллы, сценарии, дневники. В настоящее время Вертинская живет и работает в Москве. Она и сейчас выглядит на тридцать пять! У людей, подобных Вертинской, счетчик возраста после сорока начинает крутиться в обратную сторону. Она словно бы принимает мифическое «средство Макропулоса». Практически никто не называет Вертинскую Анастасией Александровной, для всех она по-прежнему просто Настя. Внуки зовут ее ласково Нана.

Отдав всю жизнь театру и кино, в семейной жизни она себя не нашла: «Я была одержима профессией. Ясно было, что мое призвание — это театр. И предлагать мне формулу «женщине главное быть женой…» было бессмысленно. Бессмысленно это и сейчас. Я совершенно от этого не страдаю, у меня нет никакого комплекса одинокой женщины. Более того, мне было бы ужасно тяжело жить в браке — это бесконечная привязанность к мужу, к обстоятельствам его жизни. Брак — это аскеза. И я не готова на нее пойти. У меня и так семья многодетная, мне хватает опек и забот, но меня никто ни к чему не принуждает. Сын самостоятелен, у внуков есть родители, няни, и я могу ехать куда и когда хочу. Другое дело, я их обожаю, я к ним рвусь и если в субботу — воскресенье их не тискаю, то очень скучаю». Сын Анастасии Вертинской (от брака с актером и режиссером Никитой Михалковым), Степан Никитович Михалков (1966), работает в рекламном бизнесе, по профессии — режиссер, основатель и организатор фестиваля видеоклипов «Поколение». У него растет сын Василий, внук Анастасии Вертинской.

Театр

После училища Настя два года проработала в театре имени Вахтангова. Затем ушла в театр «Современник», где выходила на сцену до 1980 года. Из «Современника» Вертинская вслед за своим учителем, руководителем и любимым мужчиной Олегом Ефремовым перешла в МХАТ. Пластичная, утончённая актриса считает, что именно на театральной сцене она сыграла свои ключевые роли:

  • Раневскую в «Вишнёвом саду»;
  • фрейлину в «Голом короле»;
  • Оливию в «Двенадцатой ночи»;
  • Нину Заречную в «Чайке»;
  • Викторию в «Провинциальных анекдотах»;
  • Эльмиру в «Тартюфе»;
  • Лизу в «Живом трупе»;
  • Елену Андреевну в «Дяде Ване».

За свои творческие достижения актриса Вертинская награждена орденом Почёта в 2005 году, орденом Дружбы в 2010 году, а также почётными званиями Заслуженной артистки РСФСР (1981) и Народной артистки РСФСР (1988).

Личная жизнь

Во время учёбы в театральном училище Настя познакомилась с Никитой Михалковым, за которого вышла замуж в 1966 году. К моменту женитьбы их ребёнку Степану было уже полгода. Брак оказался недолгим, супруги расстались через три года, так как каждый был талантливой личностью и хотел построить карьеру в кино. По мнению Никиты, жена должна сидеть дома и варить борщи, для Насти такой вариант был неприемлем.

Следующие её браки были гражданскими – с певцом Александром Градским, художественным руководителем театра балета Борисом Эйфманом, актёром и режиссёром Михаилом Козаковым, композитором и руководителем ВИА «Весёлые ребята» Павлом Слободкиным.

Самый длительный роман в жизни Насти был с актёром Олегом Ефремовым. Сейчас Вертинская полностью посвятила себя внукам и общему семейному делу – ресторанному бизнесу.

Вопрос-ответ

Сколько лет было Вертинской в фильме “Человек-амфибия”?

. Актрисе было только 18 лет.

Что случилось с лицом Анастасии Вертинской?

Блефаропластика, которую Вертинская сделала, чтобы убрать нависшие века, кардинально изменила форму её глаз, а лицо потеряло свою индивидуальность. Актриса действительно стала выглядеть моложе, но лишилась «изюминки».

Сколько лет Вертинской в Алых парусах?

В 1961 году девушка снялась в фильме «Алые паруса» у режиссёра Александра Птушко, где исполнила роль Ассоль. К моменту начала съемок ей было пятнадцать лет. На пробы актрису привел главный художник картины Леван Шенгелия. После премьеры, фильм посмотрели больше 20 миллионов человек.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите биографию Анастасии Вертинской, чтобы лучше понять ее творческий путь и влияние на советское кино. Это поможет вам оценить ее роли в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия» в контексте времени и культуры.

СОВЕТ №2

Посмотрите фильмы с участием Анастасии Вертинской, чтобы увидеть, как она воплощает разные образы и эмоции. Обратите внимание на ее актерскую игру и то, как она передает характер своих персонажей.

СОВЕТ №3

Исследуйте отзывы и критические статьи о фильмах, в которых снималась Вертинская. Это даст вам возможность увидеть, как ее работы воспринимались зрителями и кинокритиками, а также какие темы и идеи поднимались в этих фильмах.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на культурное наследие Анастасии Вертинской и ее влияние на современное искусство. Это может включать в себя изучение ее работ в театре, музыке и других областях, что поможет вам увидеть ее многогранность как артистки.

Ссылка на основную публикацию
Похожее