Советский кинематограф исчез как таковой уже очень давно вместе с канувшим в Лету коммунистическим государством. Однако старые фильмы и по сей день остались интересными простым людям. Само собой, что и актёры той эпохи так же по-прежнему нравятся зрителям. В этой статье будет изучена биография Михая Волонтира. Его жизнь, творческие успехи и семейное положение мы и рассмотрим максимально детально.
Рождение и ранние годы жизни
Будущий лицедей появился на свет в Молдавской ССР, селе Глинжены 9 марта 1934 года. Биография Михая Волонтира гласит, что после выпуска из школы он окончил Оргеевское педагогическое училище. Поэтому он уже в восемнадцатилетнем возрасте стал работать учителем в сельской школе. Далее была должность заведующего клубом в селе Липчены (Резинский район). В театр молодой человек попал в 1957 году благодаря своему регулярному участию на различных конкурсах самодеятельности. Его зачислили в актёрскую труппу музыкально-драматического театра им. Александрии (город Бельцы).
Михай Волонтир, известный молдавский актер, оставил яркий след в мире театра и кино. Его карьера началась в 1950-х годах, и за время своей деятельности он сыграл множество запоминающихся ролей. Волонтир был не только талантливым артистом, но и человеком с глубокими моральными принципами, что сделало его любимцем публики. В личной жизни он был преданным мужем и отцом, что также отразилось на его творчестве. Актер ушел из жизни в 2022 году, оставив после себя богатое наследие. Его фотографии, запечатлевшие моменты из жизни и работы, до сих пор вдохновляют поклонников. Михай Волонтир навсегда останется в сердцах зрителей как символ таланта и преданности искусству.
«Нас не нужно жалеть»
120 главных ролей на сцене. Собственные постановки. Художественное руководство театром… И это при том, что у Волонтира не то что специального образования, даже высшего не было! Педучилище, преподавание в сельской школе и учебная актёрская группа – совсем недолго. Вот и всё. Но играл он – словно жил. Вкладывая в роль всю душу. А пел так, что мурашки по коже… И слёзы текли. «Нас не нужно жалеть. Ведь и мы никого б не жалели…»
Тихо. Спокойно. Без надрыва. Михай Ермолаевич всё делал так. Жил. Играл… Слава его не то что не заботила – даже обременяла. Он почти не давал интервью. Был скромным. Не хотел ничего напоказ. «Всё, что мог, я сказал в своих ролях», – признавался актёр.
Всё изменилось с распадом Советского Союза. Зрители-то по-прежнему обожали главного «цыгана» страны. А вот он… Казалось, в 1990-е Волонтир забыл об этой любви. О том, что звание народного артиста СССР получил не за многочисленные роли в родном театре. И не за работы на студии «Молдова-фильм»… В сложный для всех бывших союзных республик период актёр подался в политику, стал ярым националистом. Выступал за независимость республики, присоединение к Румынии, где жили его братья. О себе стал говорить: «Я румын из Бессарабии». Ему даже приписывали высказывание: «Русские оккупанты, убирайтесь вон из Молдовы! Чемодан – вокзал – Россия…» Вспоминать об этом так же больно, как больно слушать в последние годы Вахтанга Кикабидзе и Аду Роговцеву. Будто бы тоже о многом забывших.
Народный артист СССР Михай Волонтир в кругу семьи. 1985 г. Фото: РИА Новости/ Владимир Родионов
Что случилось с добрым, интеллигентным Волонтиром? В то время ещё нестарым, полным сил? Оступился ли он, не разобравшись, что к чему в этой новой жизни? Или поступал осознанно, от чего ещё сильнее щемит сердце?
Новая жизнь Молдовы оказалась несладкой. Поначалу опьянила, как местное вино. Но быстро дала нестерпимую головную боль. Билет на спектакль стоил меньше пачки сигарет, но театр людям был уже не нужен. Те немногие, кто всё-таки приходил, вынуждены были сидеть в пальто и шапках – здание не отапливалось. Актёры получали копейки… О такой ли независимости мечтал Волонтир? За это ли боролся?
Всенародная любовь
Настоящее признание и узнаваемость на улице пришли к Михаю Ермолаевичу, когда он получил приглашение воплотить на экране образ советского десантника в фильме «В зоне особого внимания». Его партнёром по съемочной площадке стал не менее известный актёр Борис Галкин, с которым молдаванин впоследствии еще раз пересекся в своей творческой судьбе. Кинолента оказалась настолько успешной, что по итогам 1978 года прочно заняла первое место в прокате. На волне такого колоссального успеха было снято продолжение приключений военных под названием «Ответный ход».
Михай Волонтир — выдающийся молдавский актер, чья карьера оставила яркий след в мире театра и кино. Родился 19 ноября 1936 года, он стал известен благодаря своим глубоким и запоминающимся ролям. Его талант был отмечен не только зрителями, но и критиками, что принесло ему множество наград. Волонтир также известен своей преданностью театру, где он работал на протяжении многих лет, привнося в каждую роль свою уникальную энергетику.
В личной жизни актер был скромным и семейным человеком. Он был женат и воспитал детей, которые продолжили его дело. Михай Волонтир ушел из жизни 15 февраля 2023 года, оставив после себя богатое наследие и множество поклонников, которые помнят его за яркие образы и неподражаемую харизму. Его фотографии и фильмы продолжают вдохновлять новое поколение актеров и зрителей, а память о нем живет в сердцах многих.
Фильмы
В кино Михай Волонтир начал сниматься, уже достигнув зрелости, в возрасте Христа. Первой картиной актера стала комедия «Нужен привратник», и появился артист сразу в главной роли Ивана Турбинкэ. Затем вышли романтическая лента «Это мгновение», военная драма «Мужчины седеют рано», социальная история «Мосты», бытовая драма «Десять зим за одно лето».
Клара Лучко и Михай Волонтир в фильме «Цыган»
Интересной оказалась работа Волонтира в историко-биографическом фильме «Дмитрий Кантемир», где актер исполнил роль философа и общественного деятеля. Но всесоюзную популярность артисту принес боевик «В зоне особого внимания», в котором Михай Волонтир и Борис Галкин создали образы отважных морских пехотинцев. Успех картины повлек через четыре года продолжение – военно-приключенческую ленту «Ответный ход».
Но между этими фильмами в 1979 году на экраны успела выйти мелодрама «Цыган», которая сделала Волонтира не просто известным, а одним из самых любимых артистов страны. Образ волевого цыгана Будулая, скитающегося по свету в поисках свободы и счастья, и любовь к героине актрисы Клары Лучко просто заворожили поклонников кино по всей стране.
С именем актрисы, которая сыграет главную роль, режиссер Александр Бланк определился в начале съемочного процесса. Тем более, что на кандидатуре Клары Лучко настаивал писатель Анатолий Калинин, по произведению которого создавался сериал. Но актер для роли цыгана никак не находился, несмотря на то, что пробы проходили Николай Сличенко и Армен Джигарханян.
Михай Волонтир в фильме «Возвращение Будулая»
Позднее Клара вспомнила о молдаванине, с которым приходилось пересекаться на съемочной площадке кинокартины «Корень жизни». В первый же день прослушивания Михая утвердили на роль. Артист ответственно подошел к работе. Для того, чтобы максимально вжиться в роль, Волонтир брал уроки у кузнечных дел мастера. В результате так органично смотрелся в образе цыгана, что многие знали актера только по имени героя. В 1985 году вышло долгожданное продолжение многосерийного фильма – «Возвращение Будулая».
В 80-е годы фильмография актера пополнилась работами в военной драме «От Буга до Вислы», экранизации «Единственный мужчина», киноповести «Оленья охота». Главные роли следовали одна за другой: Антон Греку в «Этой мужской дружбе», Сергей Скиба из «Случая в квадрате 36-80», Раду из «Будь счастлива, Юлия!». В 1986 году артиста пригласили в совместный советско-аргентинский проект – политический триллер «Следы оборотня». В кинокартине Михай преобразился в южноамериканского миллионера Уго Винчеро, которого находят мертвым после встречи с советским фотокорреспондентом Алешиным (Сергей Шакуров).
Михай Волонтир в фильме «Будь счастлива, Юлия!»
После 1992 года Михай Волонтир появился на экране всего раз – в социальной драме «Чандра», поднимающей национальный вопрос. Артист исполнил роль одинокого киномеханика, влюбленного в индийскую культуру, местом жительства которого стала кинобудка.
Личные качества
Волонтир Михай Ермолаевич, биография которого интересна людям даже спустя несколько лет после его кончины, при жизни был очень скромным и спокойным человеком. К своей славе он относился философски, считая, что вся шумиха вокруг него бессмысленна. Актер даже отказался от переезда в Москву, когда ему поступали соответствующие предложения. Но не только Белокаменная не смогла заманить артиста в свои стены, даже Кишинев не стал для него родным домом. Всю свою жизнь эта выдающаяся личность провела в своем родном городе Бельцы. Там Волонтир не только выступал в качестве актера, но и даже попробовал свои силы в режиссуре, поставив на сцене театра полюбившуюся многим комедию «Сон в майскую ночь». Стоит заметить также и то, что Волонтир занимал достаточно жесткую гражданскую позицию. В зрелом возрасте он регулярно выступал с обвинениями в адрес России, считая эту страну захватчиком и поработителем. Словом, Михая можно вполне было причислить к реальным русофобам.
Мировая слава
Однако все фильмы, которыми богата биография Михая Волонтира, буквально меркнут на фоне его роли в сериале «Цыган». Лента повествовала о путешествиях по миру в поисках любви и свободы человека по имени Будулай. Фильм смог собрать миллионную аудиторию, а сам актер прочно начал ассоциироваться у публики со своим неординарным киногероем. И потому многие обыватели вполне серьёзно считали, что Михая так и зовут в жизни – Будулай. Такой успех привёл к тому, что было решено снять продолжение истории, носящей название “Возвращение Будулая”. Невзирая на свалившийся на Волонтира успех и всенародную любовь, он продолжал работать и жить в родном для себя городе, оставаясь открытым и простым человеком, абсолютно лишенным любых проявлений «звездной» болезни».
Состояние здоровья
На заре 90-х Михай Волонтир, биография, дата смерти которого доступны во многих источниках, полностью перестал сниматься в кино. Тогда никто ещё и не догадывался, что его одолевает опасный недуг – сахарный диабет. Болезнь протекала очень тяжело и отрицательно повлияла на глаза лицедея. В результате он был вынужден несколько раз прооперироваться, но никаких позитивных результатов это не принесло. А поскольку актёр ещё и начал испытывать финансовые трудности, то ему пришлось продать свой раритетный винчестер. Биография Михая Волонтира указывает на то, что он очень любил охотиться, и потому даже расплакался, когда отдавал новому хозяину это старинное ружье.
Но когда о проблемах артиста узнала общественность, то правительство молдавской республики вместе с московскими бизнесменами и обычными поклонниками сумели выделить ему нужную для реабилитации сумму. В результате Михай перенос ещё несколько операций, благодаря которым к нему вернулось зрение.
Дата и причина смерти
Рисунок 1. Актёр работал до тех пор, пока позволяло здоровье
Здоровье Михая Волонтира дало сбой в конце 90-х гг. прошлого столетия. С того момента и до самой смерти он перенёс более 10 операций, связанных с последствиями сахарного диабета, наблюдавшегося на протяжении всей жизни. Серьёзное заболевание практически полностью лишило его зрения. Ко всем болезням добавилась онкология, которая, в результате, и унесла жизнь актера.
Любимый народом артист получал финансовую помощь, оказываемую ему не только правительством Молдовы, но и руководством Москвы, российскими предпринимателями, театральной общественностью и простыми гражданами, ценящими его талант. Однако всенародная любовь не смогла уберечь от смерти. Михай Волонтир скончался 15 сентября 2015 г. на больничной койке, где провёл 2 последних месяца своей жизни. Ему шёл 82-й год.
Возвращение
После лечения в Санкт-Петербурге Волонтир вновь оказался на родной земле. И в 2003 году выходит на сцену родного театра в образе Юлия Цезаря. Также актёр снялся в кинокартине «Чандра». О съемочном процессе в этом фильме Михай вспоминал, что работал практически полностью слепым. Поэтому режиссёр был вынужден печатать для него сценарий очень крупным шрифтом. А сам артист читал текст через специальную лупу. Лицедей играл героя, работающего киномехаником и живущего в прямом смысле на работе среди индийских фильмов. Как говорил сам актёр, съёмки дались ему крайне тяжело, но после них он стал чувствовать себя значительно лучше.
Проблемы со здоровьем
Вначале 90х Михай Ермолаевич Волонтир перестал сниматься в фильмах. Никто тогда не знал, что актер серьезно болен диабетом. Эта болезнь дала осложнение на глаза. Он перенес несколько операций по улучшению зрения, но никаких улучшений не было. Финансов у актера совсем не было. Ему пришлось продать свой старинный винчестер, чтобы собрать деньги на очередную операцию. Михай Волонтир очень любил охоту, поэтому, когда расставался с оружием, даже плакал от отчаяния. Также, узнав о заболевании актера, правительство Республики Молдова, предприниматели из Москвы, актеры театра и поклонники творчества Михая Волонтира оказали финансовую поддержку любимому актеру. После очередных операций, сделанных в Санкт-Петербурге, зрение вернулось к актеру.
Достижения
Биография актера Михая Волонтира акцентирует внимание на том, что он был народным артистом как Советского Союза, так и Молдавской республики. За роль прапорщика в ленте «В зоне особого внимания» актёр был представлен к государственной награде. А в 2000 году Михай назвали самым лучшим актёром 20-го века в Молдавии. Помимо этого, артист имеет орден, которым он был награждён за продвижение и воплощение в жизнь многогранных культурных ценностей Молдавской республики.
Продолжение карьеры
В 1980 году состоялась премьера военного мини-сериала «От Буга до Вислы». Волонтиру досталась одна из ключевых ролей. И хотя в этом фильме он сыграл партизана-ковпаковца, зрители по-прежнему видели в нем Будулая.
Ниже перечислены последние киноработы молдавского актера:
- историческая драма «Стук в дверь» (1989 г.) – Ваня Медведь;
- мелодрама «Виновата ли я?» (1991 г.) – Саня (один из ключевых персонажей);
- фильм-повесть «Чандра» (2003 г.) – киномеханик.
Личная жизнь
Михай Волонтир (биография, семья его подробно приведены в статье) был человеком, который никогда и ни при каких обстоятельствах не жаловался на судьбу. По словам актера, он полностью состоялся в профессиональном плане и чувствовал себя счастливым в семейной жизни. У артиста была законная супруга Ефорсинья Добындэ, которая тоже снималась в советское время в кино, внучка Каталина и дочь Стелла. Кстати говоря, их прямая наследница не пожелала идти по стопам родителей, выбрав для себя работу дипломатом. В наши дни она является представителем Молдавской республики во Франции.
Перед смертью
Последние несколько лет Михай Волонтир (биография, дата смерти, похороны, фото актера широко растиражированы) жил со своей супругой у себя на малой родине, продолжая регулярно играть на театральных подмостках города Бельцы вплоть до 2014 года. Летом 2015 Волонтир попал на стационарное лечение в местную больницу. В июле его состояние стало по-настоящему критическим, появилась прямая угроза жизни и его срочно перевезли в столицу Молдавии Кишинёв. Смерть настигла великого актёра в ночь с 14-го на 15-е сентября. Ему был 81 год.
Любовь и смерть Михая Волонтира: молдавские будни Будулая были непростыми
Жена актера, Ефросиния Добындэ-Волонтир, всячески пыталась оградить мужа от внимания журналистов, ссылаясь на то, что он плохо себя чувствует. Сам затворник на просьбу об интервью, отвечал отказом: «Все, что я хотел сказать людям, я передал в своих ролях…». На свой страх и риск, будучи в командировке в Молдавии в 2006 году, я пришла к Михаю Волонтиру на репетицию. На разговор со мной он отвел 10 минут. Проговорили мы… четыре часа. Я поняла: Михай Волонтир отнюдь не цыган Будулай, с которым его отождествляют.
От девятиэтажки, где жил Михай Волонтир, до городского драмтеатра было пять минут ходу. Во времена СССР мы бы шли по улице Ленина, в независимой Молдавии уже шагали по улице Индепенденций.
В театре было, как в холодильнике. Со всем советским улетучилось в Бельцах и стабильное теплоснабжение. У актеров на сцене изо рта шел пар. Натягивая варежки, я интересовалась у сидящего рядом звукорежиссера: “Велики ли сборы?” «Бывает — человек двадцать на спектакль приходит, — отзывался бородач. — Людям приходится выбирать — хлеб купить или пойти в театр».
О цене на билет не спрашивала, просто заглянула в кассу — дешевле пачки сигарет. Можно было только догадываться, сколько получают актеры, если у Михая Волонтира как у художественного руководителя театра была одна из самых высоких зарплат — около… 20 долларов. Немногим больше составляла и пенсия. И это при всех его званиях-наградах.
Михай Ермолаевич на плохо освещенной сцене на ощупь искал ступеньки. Больше тридцати лет он страдал диабетом. В конце 90-х болезнь начала прогрессировать, дала осложнение на глаза.
Спустившись ко мне в зал во время перерыва, он прикрывал ладонью уставшие глаза и рассказывал, как почти слепым снимался в фильме молдавского режиссера Рафаела Агаджаняна «Чандра»: «Не мог даже сценарий прочесть. Ассистентам режиссера пришлось печатать текст крупным шрифтом, а мне — читать его через лупу».
Пятнадцать лет Михай Волонтир не снимался в кино. Роли бандитов и ловеласов ему были неинтересны, о героях — бунтарях и борцах за справедливость оставалось только мечтать… Я интересовалась, чем же зацепила актера лента «Чандра», что даже тяжело больным он дал согласие на съемку?
«Сценарий прост, — говорил Михай Ермолаевич. — Мальчик хочет спасти корову Чандру от неминуемой гибели и решает бежать вместе с ней в Индию: туда, где коровы являются священными животными». Волонтир играл чудака-киномеханика, оставшегося жить в разрушенной кинобудке, среди индийских фильмов. Он постоянно танцевал и пел, этим и спасался в безумном мире.
В смутные 90-е годы, когда разваливался «Союз нерушимый», народный артист опрометчиво бросился в политику. Участвовал в политических акциях и парламентских заседаниях, где с трибун неслись гневные речи о «русских оккупантах».
«Это были потерянные годы», — откровенничал артист. Когда Волонтир понял, что вожделенная свобода обернулась для Молдовы всеобщей нищетой, как и его герой — киномеханик из «Чандры», ушел с головой в народное творчество: стал ездить с концертами по стране, исполнять народные песни. Тогда же в Румынии они с женой обвенчались.
А глаза видели все хуже… Вскоре на долгие десять месяцев Волонтир погрузился во тьму. Чтобы заплатить за обследование, он вынужден был продать свое любимое охотничье ружье — винчестер. Заядлый охотник, он плакал от отчаяния, расставаясь с знаковым оружием. В Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга актеру сделали две операции. Деньги на лечение «главному цыгану» собирали всей Россией. Румыния, за присоединение к которой так ратовал артист, не выделила ни копейки.
“Не кочевой я человек”
Поднявшись на сцену, в свете одного-единственного софита мы сидели на театральном диване. Михай Ермолаевич достал из кармана куртки сухари. По ходу объяснил: «При диабете надо есть 6 раз в день». После долгой паузы спросил: «Знаете, что меня еще держит на этой земле? Надо щенка воспитать и «спеть лебединую песню» — снять картину по пьесам Караджиале».
Замысел нового фильма родился в череде хворей и операций. На больничных койках артист переиграл мысленно все свои спектакли. Сцены из театральной жизни перемешались в воспоминаниях с картинками из реальной жизни. Постепенно по мотивам пьес молдавского классика Караджиале вырос-выстроился сценарий фильма под рабочим названием «Безумец из Оргеевских кодр».
Зная, что артист родился в молдавских кодрах, в лесу около Каприяновского монастыря, я спросила: «Фильм автобиографичен?» И тут же пожалела о сказанном: по лицу Михая Ермолаевича потекли слезы…
То, что случилось года два – три назад, артист помнил плохо, а далекое детство вырисовывалось в его памяти со всеми подробностями. С двух лет у Михая был в поле свой участок земли. С малых лет он сажал, поливал, полол, а когда подрос — вечерами стал водить скакунов на водопой. От лошадей оторваться не мог. Ему бы на конезавод податься работать, а он все чаще стал задирать голову к небу — провожать взглядом пролетающие аэропланы. После школы рискнул — подал документы в военное училище. Его не приняли из-за плоскостопия. Артист уверен, причина в другом: отец и дед служили в царской армии. Довелось Михаю поработать в карьере простым рабочим. Позже, закончив Оргеевское педагогическое училище, он работал учителем начальных классов. На работу шел длинной лесной дорогой. Это время Михай Ермолаевич вспоминал как одно из самых счастливых.
Потом в его жизни был республиканский смотр художественной самодеятельности, приглашение в учебную актерскую группу Бельцского музыкально-драматического театр. В последующие годы его звали в лучшие столичные театры, на интересные роли. Он неизменно отказывался. Проработал в родном театре долгие пятьдесят лет.
И какой из Волонтира Будулай, для кого цыганское счастье — это дорога? По признанию артиста, он вообще не очень любил выезжать из Молдавии. По-настоящему ему хорошо было только в его родных Бельцах. «Не кочевой я человек», — признавался народный артист.
Идеальный герой
Крошечная гримерка Волонтира напоминала музей. На стенах висели театральные афиши и плакаты: комедия по пьесе румынского писателя Иона Бэешу «Коврик». Музыкальная комедия Василе Александри «Агаки Флутур»… Над старинным комодом красовался плакат, где Михай Ермолаевич изображен в роли Юлия Цезаря. Среди фотографий лошадей был снимок знаменитого Будулая.
О своей культовой роли Волонтир вспоминал неохотно. Между тем, как рассказал известный молдавский кинорежиссер Николай Гибу, сериал могли снять не на Одесской киностудии, а на «Молдова-фильме». Но тогдашнее руководство студии рассудило так: «Молдаван и так считают теми же цыганами, зачем нам лишние ассоциации». И сценарий принят не был.
Идеального героя — Будулая — искали долго. Приглашали на пробы из «Ромэна» Николая Сличенко, подумывали об Армене Джигарханяне. Пока вдруг Лучко не вспомнила о молдавском актере Михае Волонтире, с которым снималась в картине у Николая Гибу «Корень жизни». Кудрявые волосы, шляпа набекрень, чем не цыган-романтик? Пробуясь на роль Будулая, Волонтир говорил по-молдавски.
«Стеснялся своего русского произношения», — признавался артист.
Когда съемочная группа должна была выехать в экспедицию, выяснилось, что Волонтира не отпускают из театра: Михай был занят в каждом спектакле. Тогда Лучко достала телефон заместителя председателя Совета Министров Молдавии, с которым отдыхала в одном санатории. Тот нажал на министра культуры республики, и Волонтиру предоставили отпуск на полгода.
В бричке, с широким поясом, Волонтир смотрелся настоящим цыганом. Чтобы достоверно сыграть роль кузнеца, он профессионально научился ковать железо.
Никто из съемочной группы не мог предположить, какой ошеломляющий успех ждет сериал. А Волонтир «цыганским» чутьем это предвидел, потому и попросил режиссера не убивать своего героя. С ним неожиданно согласился и автор романа Анатолий Калинин. Стараниями Михая в сценарий внесли изменения, Будулай остался жив.
Фильм собрал у экранов миллионы зрителей. За семейное счастье Клавдии и Будулая искренне переживала вся страна. На телевидение хлынул поток писем с просьбой снять продолжение. В 1986 году на экраны вышло триумфальное «Возвращение Будулая».
На студии картине дали вторую категорию, на первую не расщедрились. Но любовь народная расставила все по своим местам. Михай Волонтир стал национальным героем, любимым цыганом Советского Союза. Многие, не запомнив фамилии актера, стали называть его Будулаем.
«Я не обижался, — говорил мой собеседник. — Не многие артисты удостаиваются чести носить имя своего героя».
Где бы потом ни появлялся артист, к нему толпами приходили цыгане, благодарили за фильм, за достоверно сыгранную роль. Для миллионов женщин разных национальностей он стал мужским идеалом. До последних дней к нему в Бельцы приходили письма: «Если вы одиноки, приезжайте! Люблю вас долгие годы». «Увидела вас на экране. До сих пор ищу мужчину, похожего на вас».
Беседуя со мной, Михай Волонтир то и дело сбивался на молдавский язык. Затрудняясь подобрать нужное слово, он кричал жене: «Ефросиния! Как это сказать по-русски?» Из-за кулис показывалась темная фигура: короткая стрижка, массивная безрукавка, шаровары… Низкий голос — почти бас — что-то кричала артисту в ответ. Я терялась… Жена?
Как и миллионы зрителей, я отказывалась видеть рядом с «Будулаем» другую женщину, кроме его «киношной жены» — Клавдии.
После выхода сериала народная молва поженила Клару Лучко и Михая Волонтира. Доходило до того, что актрису останавливали на улице цыгане и спрашивали: «А Будулай где?» Та, устав что-либо объяснять, отшучивалась: «Да дома оставила. Дома».
У Волонтира выведывали подробности их любовного романа. Тот кипятился: «Ничего такого не было». Друзья были уверены: “Никакого романа и быть не могло. Клара Лучко знала себе цену. Она была суперзвезда. Волонтир сторонился актрисы, ревновал ее к славе. Отношения у них были довольно прохладные. Помимо съемочной площадки и редких творческих вечеров, Клара и Михай практически не общались».
«Прекрасный человек? Собака!»
Говорят, цыганская любовь изменчива, а сами они — словно вольный ветер. Наш же герой всю жизнь оставался верен своей жене.
У цыган обычно «семеро по лавкам», а у Михая и Ефросинии — одна-единственная дочка Елена. Опять все не по-цыгански.
«Наши дети — фильмы и спектакли, — отзывался Волонтир. — С женой — актрисой Бельцского театра — мы вместе выходили на сцену. На все гастроли дочку брали с собой. Во время переездов, спасая Лену от холода, мы устраивали ее на теплом капоте театрального автобуса. Детство ей выпало не из легких. Наша дочь — настоящий театральный ребенок».
Елена стала дипломатом, работала в Кишинев в министерстве иностранных дел, вырастила дочь Каталину.
Рассказывая о забавах внучки, хозяин театра привел меня к гаражам и начал насвистывать. Из будки кубарем выкатился белый ком. У артиста изменилось выражение лица. Мокрая от дождя псина облизала его от уха до уха, а Волонтир был сама радость, умиление и восторг. И, похоже, плевать ему было на грязные следы, что оставляла дворняга на брюках. Высыпав собаке из карманов остатки сухарей, он поделился, что у него дома живет крошечный пинчер Бомби. Трех недель от роду его нашла жена Ефросиния около магазина. Дома малыша артист оставить не мог, сшил из овчины носок и брал щенка с собой в театр, репетировал с Бомби за пазухой. Собака так привыкла к хозяину, что спать отдельно не могла, только с Михаем на подушке.
Собак артист считал самыми разумными существами. Гараж театра был настоящей собачьей Меккой. Изо дня в день, из года в год Волонтир ходил в театр их кормить.
Одна из любимиц артиста — Дудара — должна была сниматься в задуманной Волонтиром картине «Безумец из Оргеевских кодр». Для нее специально была написана роль. Но съемок Дуда так и не дождалась, умерла от старости.
Найти деньги на картину-притчу оказалось непросто.
«Взявшись с Михаем за руки, мы пять лет ходили на приемы к чиновникам, — рассказывал режиссер Николай Гибу. — Клятвенные обещания нам давали и председатель Госкино, и министр культуры. Была создана специальная правительственная комиссия. К юбилею Волонтира мы должны были запустить картину. Михай воспрял духом, без конца подправлял сценарий, жил только мыслями об этом фильме. В итоге нам отказали. Потеряв надежду, Михай замкнулся, отгородился от внешнего мира».
Народный артист не стал праздновать свой 70-летний юбилей. Как бенефис планировался в театре в этот день спектакль «Вечер», но Волонтир отказался выходить на сцену. ( В прошлом году, в день своего 80 – летия, когда в его честь давали концерт, юбиляр появился на широкой публике).
«Новые молдаване» хотели видеть народного артиста у себя в домах в качестве свадебного генерала. Актер напрочь отвергал эту роль, твердил: «Я не человек двора».
Именем Михая Волонтира прикрывались, спекулировали. Он же ничего не просил, не заигрывал с властью. Ставил в Бельцах спектакли, жил на копейки. Ходил, не стреляя, на охоту, нянчился с собакой, про которую говорил: «Прекрасный человек!»
Принципиальный, сложный, несговорчивый — он, по сути, так и остался «лесным жителем» из Оргеевских кодр, где любят свой край, одну-единственную женщину, ценят дружбу, верят данному слову. И в этом Волонтир был похож на Будулая.
Последние годы Михай Волонтир сильно болел, мужественно боролся с онкологическим заболеванием, перенес несколько сложных операций — в Санкт-Петербурге, в Москве и в Кишиневе. Чтобы оплатить лечение, его жена, Ефросинья Алексеевна, продала дачу и машину.
В ночь с 14 на 15 сентября сердце артиста остановилось.
Пусть земля вам будет пухом, вы всегда будете в «Зоне особого внимания», гвардии прапорщик Валентир, Птицелов, Дмитрий Кантемир, Будулай Романов.
Памяти Михая Волонтира: песня Будулая из фильма «Цыган»
Смотрите видео по теме
Вопрос-ответ
В каком году умер Михай Волонтир?
Перед смертью более двух месяцев находился на постоянном стационарном лечении в больнице города Бельцы, затем в Республиканской клинической больнице в Кишинёве, где скончался 15 сентября 2015 года (по другим источникам — 14 сентября в Бельцах).
Где родился Михай Волонтир?
По свидетельству самого актёра, родился он в доме лесника Ермолая Мелентьевича Волинтира, близ коммуны Олишканы жудеца Орхей. Позже, при смене документов в сельсовете было искажено не только название административной единицы, но и фамилия. Все семьи в селе Глинжены, чьи фамилии были Волинтир, стали зваться Волонтир.
Кто Будулай по национальности?
В 1979 году на экраны вышла мелодрама «Цыган», которая сделала Волонтира одним из самых любимых артистов страны. Образ волевого цыгана Будулая, скитающегося по свету в поисках свободы и счастья, и любовь к героине актрисы Клары Лучко заворожили поклонников кино по всей стране.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите фильмы и спектакли с участием Михая Волонтира, чтобы лучше понять его актерский стиль и вклад в искусство. Это поможет вам оценить его творчество и влияние на театральную и киноиндустрию.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на интервью и статьи о Михае Волонтире, чтобы узнать больше о его личной жизни и взглядах на профессию. Это может дать вам более глубокое понимание его характера и мотивации как актера.
СОВЕТ №3
Посетите театры или кинофестивали, где показывают работы Михая Волонтира, если такая возможность есть. Это не только поддержит его наследие, но и позволит вам увидеть его творчество в живом исполнении.
СОВЕТ №4
Поделитесь своими впечатлениями о работах Михая Волонтиря с друзьями и знакомыми. Обсуждение его творчества может помочь вам и другим лучше понять его значимость в мире искусства.