Детство и юность талантливого дирижера
Теодор Курентзис появился на свет 24 февраля 1972 г. в Афинах (Греция). Его отец работал корабельным инженером, затем был моряком, в конечном итоге стал полицейским. Мама, отлично игравшая на нескольких музыкальных инструментах, трудилась проректором в консерватории.
Именно она приучила своих сыновей (младший брат Теодора известный пражский композитор) слышать и понимать чарующий мир музыки. По утрам она будила своих мальчиков, играя на фортепиано. Также в их семье была традиция – ходить на выступления оперных певцов.
В 4-х летнем возрасте родители отдали Теодора в музыкальную школу. Талантливый ребенок сначала обучался игре на фортепиано, позже выбрал скрипку. В 15 лет Курентзис успешно окончил факультет теории при Афинской консерватории, спустя год – благополучно сдал экзамены по струнным инструментам. Но талантливый юноша не остановился на достигнутом.
Он поступил в греческую академию, где брал уроки по профессиональному вокалу. В 18 лет молодой музыкант «сколотил» коллектив, который играл лишь камерную музыку. Курентзис сам проводил репетиции, подбирал репертуар. Оркестр распался через 4 года, так как Теодор решил, что для достижения новых высот ему нужно продолжить учебу.
У Ильи Мусина Теодор проучился 5 лет
Культурой, музыкой российских классиков Курентзис увлекался с детства. Он с упоением слушал произведения, изучал историю их создания. В 1994 г. Теодор перебрался в Санкт-Петербург и начал готовиться к поступлению в консерваторию.
Илья Мусин после прослушивания зачислил талантливого молодого человека к себе на курс. Во время обучения ученик из Греции проходил стажировку у главного дирижера симфонического оркестра Санкт-Петербурга – Юрия Темирканова.
Еще в начале учебного процесса преподаватели называли Теодора самородком, пророчили ему большое будущее. В свою очередь, Курентзис в интервью неоднократно говорил, что без наставлений проницательных, знающих учителей, ему вряд ли бы удалось добиться успеха.
Стоимость билетов на концерты дирижера Теодора Курентзиса вызывает множество обсуждений среди зрителей и критиков. Врачи, работающие в области культуры и искусства, отмечают, что высокая цена обусловлена не только талантом музыканта, но и уникальным опытом, который он предлагает. Курентзис известен своим нестандартным подходом к интерпретации классических произведений, что привлекает внимание как любителей музыки, так и профессионалов.
Кроме того, стоимость билетов включает в себя расходы на организацию мероприятий, аренду залов и гонорары музыкантов. Врачи подчеркивают, что инвестиции в качественное музыкальное искусство могут способствовать улучшению психоэмоционального состояния слушателей, что делает такие мероприятия важными для общества. Таким образом, цена на билеты отражает не только уровень мастерства Курентзиса, но и ценность культурного опыта, который он создает.
Творческая биография
После окончания Санкт-Петербургской консерватории молодой человек принимает активное участие в культурной и музыкальной жизни России, постепенно приобретая опыт. Сначала он сотрудничает с академическим Национальным оркестром во главе с Владимиром Спиваковым.
В составе музыкального коллектива Курентзис отправился в большой гастрольный тур по странам Америки.
Вундеркинд работает с московским музыкальным театром «Геликон-опера», где под его руководством на суд зрителей было представлено несколько произведений Джузеппе Верди. Некоторые из них удостоены престижных наград. Теодор неизменно участвует во всевозможных конкурсах и фестивалях, гастролирует.
Теодор Курентзис репетирует со своим оркестром
В 2004 г. Курентзиса назначают главным дирижером и музыкальным руководителем Новосибирского Академического театра оперы и балета. На базе этого храма Мельпомены Теодор создал камерный оркестр «Music Aeterna» и коллектив «New Siberian Singers». Эти музыкальные объединения известны всему миру. Гастроли по России и за рубежом прибавили к армии их поклонников еще несколько тысяч человек.
В 2009 г. Курентзиса принимают в Большой театр постоянным сотрудником, а в январе 2011 г. талантливого дирижера назначают художественным руководителем Пермского театра оперы и балета им. Петра Чайковского. Половина участников камерного хора вместе с ним уехали в Пермь и концертировали по Греции, Болгарии и странам США.
В 2015 г. состоялось первое выступление виртуозного дирижера на Люцернском смотре. Спустя 2 года Курентзис стал стипендиатом этого фестиваля. В июне 2021 г. прозвучало заявление Пермского театра, что Теодор больше не будет художественным руководителем.
В ноябре того же года стало известно, что Курентзис согласился провести Дягилевский фестиваль в 2021 г. Журналист и телеведущий Владимир Познер считает отъезд знаменитого дирижера из Перми большой потерей для края.
2011-2019 гг. – Теодор Курентзис руководитель Пермского театра оперы и балета
Творчество[ | ]
Теодор Курентзис, Ромео Кастеллуччи и Одри Бонне на репетиции оперы «Жанна на костре». 2018
Курентзиса называют неординарным дирижером, способным даже самый известный музыкальный материал интерпретировать по-новому. «Не ожидайте ничего похожего на то, что вы слышали», — так анонсировала The Times концерт Курентзиса с musicAeterna летом 2021 года.
Курентзис первым в России начал внедрять принципы исторически информированного исполнительства — направления в исполнительском искусстве, стремящегося точно воссоздать звучание музыки прошлого за счет игры именно на тех инструментах, для которых она была написана (например, на смычковых с жильными струнами) в соответствии с принятой в ту или иную эпоху эстетикой и правилами игры.
«Аутентистский подход, требующий особой и супервысокой профессионализации (в консерваториях ему практически не учат), у Курентзиса каким-то чудом сразу начал давать необычный эффект: любая музыка любых эпох стала казаться остросовременной, а современная приобретала вневременные качества»[15]
Курентзис обновил традиционный для российского музыкального театра репертуар. С musicAeterna он работает над средневековой духовной музыкой, барочными операми, экспериментальными сочинениями современных авангардных авторов, в том числе и написанными по его заказу, как, например, хоровая опера «Tristia» Филиппа Эрсана (2016), опера «Cantos» Алексея Сюмака (2016), скрипичный концерт Сергея Невского (2015), опера «Носферату» Курляндского (2014).
Как постановщик Курентзис сотрудничает с ведущими мастерами западной сцены: Робертом Уилсоном, Ромео Кастеллуччи, Питером Селларсом, Теодороcoм Терзопулосом. Совместно с Селларсом он создал диптих «Иоланта»/«Персефона», представленный в 2012 в Королевском театре Мадрида, и оперу Перселла «Королева индейцев» (2013), вышедшую на DVD на лейбле Sony Classical и получившую премию ECHO Klassik award. В 2021 году совместная постановка Курентзиса и Селларса открыла оперную программу Зальцбургского фестиваля: коллектив из России выступил в такой роли впервые. С тех пор musicAeterna стал постоянным участником фестиваля: в 2021 году был исполнен полный цикл симфоний Бетховена, а в 2021 году — «Идоменей» (совместно с Селларсом и Фрайбургским барочным оркестром). Совместно с Уилсоном Курентзис поставил в 2021 году «Травиата». Постановка была признана главным событием театрального сезона 2016/2017 в России, получив три награды Национальной премии «Золотая маска». Премьера драматической оратории «Жанна на костре», поставленной Курентзисом и Кастеллуччи, состоялась в 2021 году, став обладателем двух «Золотых масок».
Среди других ключевых постановок в карьере Курентзиса — «Пассажирка» Вайнберга с Венским симфоническим оркестром в Брегенце (2010), «Леди Макбет Мценского уезда» (2012), «Макбет» Верди (2016) в Цюрихе и «Золото Рейна» Вагнера (2015, Бохум).
Цена билета на концерт под руководством Теодора Курентзиса вызывает множество обсуждений. Многие зрители удивляются, почему стоимость достигает 20 тысяч рублей. В ответ на это можно услышать разные мнения. Одни считают, что такая цена оправдана уникальностью исполнения и высоким уровнем мастерства дирижера. Курентзис известен своим нестандартным подходом к классической музыке, что делает каждое его выступление событием. Другие же выражают недовольство, считая, что такие расценки недоступны для широкой аудитории и создают барьер между искусством и зрителем. Тем не менее, поклонники отмечают, что вложенные средства оправдывают себя: это не просто концерт, а погружение в мир музыки, где каждая нота пронизана эмоциями и глубиной. В конечном итоге, цена билета становится отражением ценности искусства и его способности вдохновлять.
Благотворительные концерты
Творчество Теодора Курентзиса не ограничивается работой с музыкальными произведениями композиторов эпохи классицизма и барокко. В последние несколько лет на его счету более 20 премьер композиций зарубежных и российских авторов наших дней. Теодор Курентзис дружит с Чулпан Хаматовой, которая является учредительницей фонда «Подари жизнь».
Дирижер со своим оркестром принимает участие в благотворительных концертах, собранные средства идут на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Также известны случаи, когда виртуоз, предварительно созвонившись с руководством, концентрирует в холле хосписа, даря звуки волшебной музыки обреченным больным.
Вакханалия на краю бездны. Теодор Курентзис и musicAeterna выступили в концертном зале «Зарядье»
Манера Курентзиса не лишена театральности. Фото Александры Муравьевой/ Пресс-служба оркестра |
Новая программа Теодора Курентзиса представлена сочинениями композиторов барокко и авангардистов ХХ века. Маэстро открыл вечер вокальным циклом Джорджа Крама «Древние голоса детей» на стихи Федерико Гарсиа Лорки. Произведение определило тему всего концерта, и выразить его суть можно понятием «дуэнде». Так Лорка называл первоисток искусства – таинственную стихию «черных звуков», которая одухотворяет музыку, поэзию или танец и заставляет исполнителя погрузиться в состояние предельного эмоционального напряжения. Это дух фламенко, тавромахии, народной песни, он приводит в экстаз и влечет к бездне, где остается абсолютная музыка, а формы «плавятся в усилии, перерастающем их очертания». Художественная задача Курентзиса – эту бездну исследовать и понять чувства того, кто уже стоит на краю. Отсюда маэстро выстраивает образный ряд своей программы – порой абсолютно прозрачный, порой суггестивный.
Цикл «Древние голоса детей», с его мифологической символикой, театрализованностью и причудливыми техниками исполнения на музыкальных инструментах, начинается с исступленного вокализа Софии Бургос. Вцепившись в корпус рояля, певица словно вглядывается в пропасть и пытается нащупать своим сопрано то, что скрыто за пределами зрения. Так лирическая героиня зовет из вечности душу ребенка – но эта душа не может обрести телесного воплощения, недаром первый номер называется «Мальчик искал свой голос». Наиболее сильное впечатление производит песня бесплодной Йермы – ее диалог с незачатым сыном. На фоне остинатной, равнодушной фигуры басов сопрано бьется, как птица за металлическими прутьями. Но опять же в интерпретации Бургос это не крик безнадежности, а стремление прикоснуться голосом к тому, кто находится в пропасти небытия. И тем выразительнее кульминация, когда в финале на слове «niño» («ребенок») вступает дискант Александр Палехов и оба голоса объединяются в общем вокализе.
«Псалом» Арво Пярта логически продолжает тему экзистенциального одиночества. На мой взгляд, здесь маэстро показывает страдания человека, безропотно возносящего хвалу Богу. Особенно ярко это заметно в мелодическом предложении, которое соответствует стиху 112-го псалма «От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне». Первые скрипки на долгом crescendo с томительной оттяжкой играют сияющие кварты. Музыка словно рисует, как поднимается и застывает в зените солнце, обжигая изможденных жарой странников, а затем так же медленно скрывается за горизонтом. Мелодия, постепенно затухая, сливается с тишиной. Говоря о работе с динамическими оттенками, конечно, нельзя не отметить, что разница между pianissimo и piano-pianissimo у Курентзиса слышна совершенно отчетливо. После очередной генеральной паузы молитва продолжается на фоне педального тона в третьей октаве. В тексте псалма возникает образ бесплодной женщины, которая становится матерью, и тихое свечение тоники на грани слышимого в контексте «Древних голосов детей» воспринимается так же, как появление дисканта в финале у Крама.
Зияющие паузы музыки Пярта подводят слушателя к «Двум чувствам» Хельмута Лахенмана на текст Леонардо да Винчи – произведению, вошедшему в качестве своеобразного интеллектуального интермеццо в оперу «Девочка со спичками». Это как раз и есть исследование того, что происходит внутри человека, который оказался перед лицом неизвестности. Его физические ощущения переданы средствами конкретной инструментальной музыки, когда за счет расширенных исполнительских техник обычные инструменты начинают воспроизводить звуки, подобные звукам «из жизни». В коротком фрагменте, который композитор взял у Леонардо, герой описывает, как увидел извержение вулкана, а затем среди скал нашел огромную пещеру. Рассказчиком овладело два чувства: страх перед мрачным гротом и неодолимое желание (а в исполнении оркестра musicAeterna – жажда) заглянуть туда и узнать, нет ли в этой темноте «чего-то таинственного».
Чакона Генри Перселла ассоциативно продолжает образную цепочку программы. Здесь противопоставлены друг другу басовая мелодическая формула и ее вариации. Можно сказать, что это противоборство разумного начала, которое призывает человека остановиться, и необъяснимой, иррациональной тоски, толкающей шагнуть в неизведанное. Когда линия басов обрывается, в воздухе повисает хрупкая мелодия струнных. Кажется, мы все-таки заглянули в бездну, а потом сошли с ума от увиденного, потому что чакона перетекает в «Bride song» Алексея Ретинского на стихи американской поэтессы XIX века Эмили Дикинсон. Екатерина Дондукова в белом платье исполняет незамысловатую песенку, а где-то невдалеке тянется унылый звук колесной лиры. И это уже не божественное свечение педального тона псалма, а его преломление в сознании безумца. Да и кто такая эта невеста с хрустальным сопрано? Очевидно, душа, которая от расстройства завывает в полубреду и вот-вот упадет с обрыва.
Но вдруг с первыми аккордами «Баталии» Генриха фон Бибера в зале, все это время погруженном во мрак, загорается свет. Мажорная шутка барочного композитора не разрушает общую концепцию музыкального священнодействия Курентзиса, но разрешает диссонанс между страхом и любопытством. Как пел небезызвестный персонаж, «есть упоение в бою…». Когда ты оказываешься перед черной дырой смерти, тебе ничего не остается, как только, осознав собственное бессилие, предаться вакхической пляске и в опьянении выстукивать ритм смычком, кулаком или каблуком. Теодор Курентзис умело использует поэтику контраста и сталкивает противоположности, словно скрипачей musicAeterna в театрализованном поединке. Он бросает слушателя от авангарда ХХ века к барокко, от piano к forte, от молитвы к безудержному кутежу, от тьмы к свету и пробуждает в каждом таинственное, губительное и прекрасное дуэнде.
Актерский и парфюмерный талант
В фильмографии Теодора Курентзиса 2 киноленты: биографическая драма «Дау», где дирижер снялся в роли Льва Ландау, и документальный фильм «Conduction». Это не все таланты дирижера. Он лично участвовал в создании нескольких парфюмерных ароматов швейцарского бренда Ys-Uzac, которые презентовал на Дягилевском фестивале в 2021 г.
В 2021 г. Курентзис презентовал новый аромат
Интервью с Теодором Курентзисом
4 июня 2021 г. дирижер пришел в студию к Владимиру Познеру, где откровенно ответил на несколько интересующих публику вопросов. Теодор Курентзис признался, почему его тянет в Россию, тогда как все его коллеги рвутся на Запад. Также ведущий расспросил его о съемках в картине «Ландау». Артист признался, что во время работы над фильмом получил колоссальный опыт, который ему пригодится в будущем.
Теодор удивил журналиста, признавшись, что любит не только классическую музыку, но и рок. В беседе были затронуты вопросы религии, дисциплины и свободы.
Сразу после заявления об уходе из Пермского театра оперы и балета, Ксения Собчак взяла первое интервью у Теодора Курентзиса. Где дирижер объяснил, что послужило причиной такого рапорта.
Курентзис, будучи руководителем, неоднократно говорил, что нынешнее здание театра нуждается в реконструкции.
Архитектор Дэвид Чипперфилд подготовил для него новый проект. Но губернатор не спешил с модернизацией. Кроме того, когда Теодор проходил реабилитацию в Штутгарте после операции, Решетников вызвал его в Пермь. Курентзис продирижировал для губернатора и его друзей «Ромео и Джульетту», после чего ему понадобилась повторная операция в Германии.
Дирижер считает, что его планомерно «выживали» из Пермского театра. Так как в 2021 г. новый министр в течение года провел 24 проверки. Он «настоятельно рекомендовал» Теодору на гастроли в Зальцбург отправляться за свой счет.
Гражданская позиция[ | ]
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения. |
Ещё будучи в Новосибирске, подал заявку на получение российского гражданства[53], которая была удовлетворена весной 2014 года[54].
В начале апреля 2015 года опубликовал открытое письмо, в котором выразил беспокойство по поводу решения министерства культуры о снятии с должности директора НГАТОиБ Бориса Мездрича[55]:
«Сложно представить, что есть люди, которые настолько устали от свободной России, что скучают по стукачеству и репрессиям советского прошлого… Выходит, страшные уроки истории нас ничему не научили… Не значит ли это, что наступают времена, когда свободно творить мы сможем только за пределами нашей страны? Ну а здесь будут играться только правительственные концерты и музыка, которую заказывает начальник в соответствии со своими вкусами?»
В августе 2021 года поддержал Кирилла Серебренникова, обвинённого в хищениях[56]:
«Интеллигентного человека, не оказывающего сопротивления, хватают и уводят в тюрьму люди в масках, как преступника. Такое грубое обращение и предвзятое отношение к художнику недопустимо. Это дискредитирует саму систему правосудия в нашей стране. Если так будет продолжаться, режиссеры будут бояться делать свою работу, которая требует свободы высказывания и поиска нового языка. А если государственная система лишится доверия, мы пропали.»
В июне 2021 года в программе Владимира Познера дирижер так прокомментировал свои заявления[57]:
«Я не писал их
[письма],
чтобы оказать влияние на министерство культуры. Я писал их ради человеческой поддержки тем людям, которым она была необходима. Я не занимаюсь политикой, мне она не интересна. Последние три тысячи лет ничего не изменилось в политическом мире. И я не испытываю надежды. Проблема в человеке.»
В этом же интервью Теодор Курентзис рассказал почему он выбрал Россию в качестве своего дома:
«Я люблю Россию, людей. Мне здесь лучше, чем в Германии. То, что говорят про русскую душу, не сказки. Мы много ночей с друзьями на кухне решали мировые проблемы. Это очень утопическая страна.»
Личная жизнь
Знаменитый дирижер с представителями прессы общается с удовольствием. Повествуя о своих планах на будущее и новых проектах, делиться подробностями личной жизни Теодор Курентзис не спешит. Известно, что на данный момент прославленный дирижер не связан узами брака.
В СМИ циркулируют слухи, что грек имеет нетрадиционную ориентацию, но подтверждения данного факта нет. Зато молва о его многочисленных романах с женщинами шагает впереди. Сам же Теодор заявляет, что главная любовь его жизни – музыка. Некоторые сведения о бывшей жене Курентзиса все-таки журналистам удалось раздобыть.
Впервые он женился вскоре после переезда в Россию. На жизненном пути дирижера случилась судьбоносная встреча с Юлией Махалиной – ведущей балериной Мариинского театра. Между ними пробежала искра, многие называли их самой привлекательной парой культурной жизни Северной столицы.
Бывшая жена Теодора Курентзиса – Юлия Махалина
Юлия, которая старше Теодора на 4 года, на момент знакомства с Курентзисом уже успела сделать карьеру и являлась прима-балериной. Об их отношениях писали во всех СМИ. Благодаря ее знакомствам с высокопоставленными людьми, Теодор смог пробиться в мир высокого искусства.
Совместно они поднимались по служебной лестнице, покоряя новые вершины. Брак продлился недолго, пара развелась по обоюдному согласию, без громких разбирательств и склок. Молва же вещала, что причиной расставания стал сварливый нрав Махалиной. До Теодора она 2 раза была замужем, но оба брака также были скоротечными.
В 2014 г. Курентзис получил российское гражданство. В интервью он говорит, что Россия стала его второй родиной, он счастлив, что работает здесь. Дирижер принимает активное участие в жизни страны, выступая против ограничения культурной программы.
Теодор Курентзис сейчас
После ухода из Пермского театра оперы и балета дирижер вернулся в Санкт-Петербург. Новым местом работы стал Дом радио, в котором оборудованы специальные студии. Вместе с ним в Северную столицу перебрался и его оркестр.
Курентзис мечтает поставить живое выступление в Иерусалиме. Он грезит о ночном концерте в месте, где родилась Богородица. Музыка дирижера связана с верой, и это для него не пустой звук.
Основатель оркестра аутентичной музыки Теодор Курентзис своим неординарным подходом к исполнению классических произведений заработал завидную репутацию не только в России, но и за границей. Под его руководством Пермский театр оперы и балета стал рекордсменом по количеству номинаций на главную премию страны – «Золотую маску».
Дискография[ | ]
Дата выхода | Формат | Произведение | Лейбл | Награды |
2008 | CD | Генри Пёрселл: опера «Дидона и Эней» | Alpha Records | |
2011 | CD | Дмитрий Шостакович: Симфония №14, Op. 135 | Alpha Records | |
2011 | CD, LP | Вольфганг Амадей Моцарт: Requiem | Alpha Records | |
2012 | CD | Дмитрий Шостакович: Фортепианные концерты. Соната для скрипки и фортепиано, Оp. 134 |
Harmonia Mundi[en] | |
2014 | CD, LP | Вольфганг Амадей Моцарт: Le nozze di Figaro | Sony Classical Records[en] | Echo Klassik Award (англ.) |
2014 | CD, LP | Вольфганг Амадей Моцарт: Cosi fan tutte | Sony Classical | |
2014 | CD | Жан Филипп Рамо: The Sound of Light | Sony Classical | |
2015 | DVD, Blu-Ray | Генри Пёрселл: опера «Королева индейцев» | Sony Classical | ECHO Klassik award |
2015 | CD | Игорь Стравинский: «Весна священная» | Sony Classical | ECHO Klassik award |
2016 | CD | Петр Чайковский: Концерт для скрипки с оркестром Игорь Стравинский: «Свадебка» |
Sony Classical | |
2016 | CD, LP | Вольфганг Амадей Моцарт: Don Giovanni | Sony Classical | ECHO Klassik award Edison Klassiek Award (англ.) Japanese Record Academy Award BBC Music Magazine’s Opera Award |
2017 | CD, LP | Петр Чайковский: Симфония №6 «Патетическая» | Sony Classical | Edison Klassiek Award Japanese Record Academy Award |
2018 | CD, LP | Густав Малер: Симфония №6 | Sony Classical | Edison Klassiek Award Japanese Record Academy Award |
2020 | CD, LP | Людвиг ван Бетховен: Симфония №5 | Sony Classical | |
2020 | digital | Джузеппе Верди: «Травиата». Фрагменты: прелюдия к третьему акту, ария «Addio del passato bei sogni ridenti» |
Sony Classical |
Вопрос-ответ
В чем феномен Курентзиса?
1 Курентзис управляет оркестром взмахами рук, делая с их помощью акцент на той или иной группе музыкантов. 2 Благодаря пластике дирижёра музыка становится доступной и неискушённым слушателям.
Сколько зарабатывает Курентзис?
И. Чайковского Теодор Курентзис в 2018 году заработал 18, 8 млн руб (это 51552 рубля в день). Такие данные опубликовало краевое министерство культуры. По сравнению с 2017 годом главный дирижер пермского оперного театра увеличил свой доход на полтора миллиона рублей.
Чем знаменит Курентзис?
Основатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna, главный дирижёр Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии, создатель и художественный руководитель международного оркестра Utopia. Родился и вырос в Греции, где началось его музыкальное образование.
Кто жена Теодора Курентзиса?
Анна Игоревна Гусева (род. 27 июня 1986 года, г.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите репертуар Курентзиса и его уникальный подход к интерпретации классической музыки. Это поможет вам понять, почему его выступления могут стоить так дорого — он предлагает нечто большее, чем просто исполнение произведений.
СОВЕТ №2
Посетите мастер-классы или лекции о работе Курентзиса, если такие доступны. Это даст вам возможность глубже понять его философию и методику, а также оценить его вклад в современное музыкальное искусство.
СОВЕТ №3
Сравните цены на билеты на концерты Курентзиса с ценами на выступления других известных дирижеров и оркестров. Это поможет вам увидеть, какова реальная стоимость его работы в контексте музыкального рынка.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на отзывы и рецензии критиков и зрителей о выступлениях Курентзиса. Это может дать вам представление о том, что именно делает его концерты уникальными и стоит ли потраченных денег.