Певица, актриса и режиссер Жанна Моро, наряду с Катрин Денев и Бриджит Бардо, вошла в историю как один из символов не только «новой волны», но и французского кинематографа в целом. Талант, выразительная внешность, замечательные вокальные данные позволили актрисе сотрудничать с рядом величайших режиссеров мира, сниматься в картинах различного плана: от арт-хауса до телесериалов. Образы, созданные Моро, вошли в учебники по актерскому мастерству, а ее свободолюбивый характер, умение вести себя с достоинством сделали ее настоящей иконой как для актрис, так и для простых женщин.
Детство и юность
Жанна Моро родилась 23 января 1928 года в Париже. Ее семья принадлежала к состоятельному классу и не чуралась искусства: мать в молодости была балериной. Отец Жанны работал в гостиничном бизнесе. Ему принадлежал небольшой отель, доходов от которого хватало, чтобы обеспечить семью. Однако детство будущей великой актрисы нельзя назвать безоблачным. В 1939 году началась Вторая мировая война, а Франция вскоре была оккупирована вермахтом. Репрессии затронули и семью Моро: ее мать была арестована.
Несмотря на все тяготы жизни в оккупации, Моро не утратила врожденного жизнелюбия и артистизма. Под влиянием матери Жанна заинтересовалась театром, хотя отец поначалу воспринял это в штыки. Необходимое образование она получила на актерском отделении престижной Высшей национальной консерватории музыки и танца в Париже. Как актриса Жанна Моро впервые проявила себя в 19 лет, сыграв главную роль в спектакле «Полуденная терраса».
Жанна Моро, известная французская актриса, певица и кинорежиссер, оставила значительный след в мире кино и искусства. Врачи, изучающие влияние культурных фигур на общество, отмечают, что её многогранный талант и харизма сделали её символом эпохи. Моро родилась в 1928 году и быстро завоевала популярность благодаря своим ролям в таких фильмах, как “Дневник горничной” и “Скромное обаяние буржуазии”.
Её личная жизнь была насыщенной и бурной, что также отражалось на её творчестве. Врачи подчеркивают, что её способность передавать эмоции и глубокие переживания на экране способствовала формированию новых стандартов в актерском мастерстве. Моро также занималась режиссурой, что свидетельствует о её стремлении к самовыражению и экспериментам в искусстве. Фильмография актрисы охватывает несколько десятилетий, и её работы продолжают вдохновлять новые поколения артистов. Врачи считают, что такие личности, как Жанна Моро, играют важную роль в культурном развитии общества, способствуя эмоциональному и эстетическому обогащению.
Примечания
- ↑ 12
- ↑ 12
- Умерла актриса Жанна Моро, звезда французской «новой волны» (англ.), BBC Русская служба
(31 июля 2017). Проверено 1 августа 2021.
Работа в театре
Игра начинающей актрисы не только доставила удовольствие публике, но и вызвала интерес со стороны театральных критиков. После дебютного спектакля Жанну зачислили в труппу «Комеди Франсез». Это было настоящим успехом: никогда прежде столь молодых актрис не принимали в один из наиболее известных театров Франции. На протяжении четырех лет Жанна оставалась ключевой актрисой, участвовала во всех главных спектаклях. Уже тогда сложились основные принципы ее работы над образом: Жанна Моро придавала своим героиням внутреннюю глубину, женственную интеллектуальность, а в каждом слове и жесте проявлялась уверенность. Многие режиссеры с мировым именем лично просили Жанну исполнить роль в их постановках.
Жанна Моро — одна из самых ярких фигур французского кино, оставившая неизгладимый след в мире искусства. Родилась в 1928 году, она быстро завоевала популярность благодаря своим выдающимся актерским способностям и харизме. Моро снималась в культовых фильмах, таких как “Дневная красавица” и “Скромное обаяние буржуазии”, демонстрируя удивительное умение передавать сложные эмоции.
Личная жизнь актрисы была не менее интересной: она была замужем за режиссером Луи Малу и имела множество романов с известными личностями, что добавляло интриги к её образу. Моро также проявила себя как певица и кинорежиссер, расширяя свои творческие горизонты.
Её талант и уникальный стиль вдохновили многих, и даже спустя годы после её смерти в 2019 году, она остаётся символом элегантности и глубины в искусстве. Моро — это не просто актриса, а икона, чье наследие продолжает жить в сердцах поклонников.
«Залив ангелов», 1963
Режиссер: Жак Деми
В этом фильме Жанна Моро играет роль женщины, которая ставит все на рулетку, пытаясь поймать удачу за хвост в казино на Лазурном берегу. Из-за своего пристрастия она потеряла даже семью. («Мне кажется, что я его проиграла», — говорит она о своём сыне.) Ей уже достаточно безразлично — выигрывает она или проигрывает, ей безразлична и роскошь, которой она может окружить себя в случае везения.
Уход в кино
Хотя театр навсегда стал вторым домом для актрисы, в середине 50-х годов она все больше обращает внимание на кинематограф. Впервые на экране она появилась в 1949 году в эпизодической роли в фильме «Последняя любовь».
Критики отмечали отсутствие модельных данных у Жанны, без которых в те годы невозможно было стать звездой экрана. Однако актриса проявила решимость и даже отказалась от грима. Несоответствие канонам красоты она успешно компенсировала актерским мастерством. И хотя первые ее фильмы представляют собой череду незначительных и практически забытых сегодня триллеров, Моро очень скоро смогла заставить говорить о себе как об одной из величайших актрис своего времени.
https://youtube.com/watch?v=YrP_n_ubCkI
Отрывок, характеризующий Моро, Жанна
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели! – Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса. Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым. Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них. – А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено. Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она. После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры. Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых. – Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых. – Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых. – Да не пойдете, тут надо храбрость… – Я пойду, – сказала Соня. – Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова. – Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор. – А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза. – Да как же, он так и говорит? – Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали… – Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна. – Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь. – А как это в амбаре гадают? – спросила Соня. – Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает… – Мама расскажите, что с вами было в амбаре? Пелагея Даниловна улыбнулась. – Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете? – Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня. – Ну что ж, коли не боишься. – Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня. Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай. «Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде. – Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая. «Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!» Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа. На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело. «Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью. С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал: – Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться. – Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони. Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему. «Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки. – Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца. Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками. Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве. – Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он. – Да, – отвечала Соня. – А тебе ? На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод. – Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони. – Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости. – Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада? – Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней. – Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А? – Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал. «Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо». – Так ты рада, и я хорошо сделал? – Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее. – Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена. Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы. На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам. – Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо. – Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша. Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала. – Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче! Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть. – Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь. Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала: – И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела. Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой. – Ах, Наташа! – сказала она. – Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало. Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою. – Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку. – Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея. «Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони. – Да, я его видела, – сказала она. – Как же? Как же? Стоит или лежит? – Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит. – Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа. – Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
Луи Маль и мировой успех
В биографии Жанны Моро особое место занимает начавшееся с романа плодотворное сотрудничество с одним из наиболее ярких представителей французской новой волны, режиссером Луи Малем. В 1957 году она снялась в его фильме «Лифт на эшафот». Закрепила успех следующая картина — «Любовники».
Сюжет этого фильма вызвал бурную дискуссию. Моро играла несчастную жену вечно занятого богача. Случайное знакомство с человеком совсем другого круга, презрительно относящимся к образу жизни французской буржуазии, резко меняет ее жизнь и ставит ряд сложных вопросов. Для 1958 года это был чрезвычайно откровенный фильм, изобилующий откровенными сценами. Споры вокруг него дошли до США, где директор одного из кинотеатров был осужден за прокат этой картины, однако после апелляции в Верховный суд обвинение было снято.
Благодаря фильму «Любовники» Жанна Моро окончательно вошла в число крупнейших кинозвезд. Ею заинтересовались другие именитые режиссеры, в том числе Франсуа Трюффо, Микеланджело Антониони, Орсон Уэллс и Луис Бунюэль.
Жанна Моро: Меня все устраивает, я не обделенная судьбой женщина!
Из жизни ушла легенда французского кинематографа Жанна Моро.
Фото: REUTERS
Ее считали соперницами Брижит Бардо и Катрин Денев, обожал Бунюэль, любили Трюффо и Пьер Карден. Она снялась в десятках великих фильмов — «Ночь» Антониони, «Процесс» Орсона Уэллса, «Дневник горничной» Бунюэля, «Жюль и Джим» Трюффо … Она — единственная актриса в мире, дважды возглавлявшая жюри Каннского фестиваля, а в Париже имеется кинотеатр, названный ее именем. И при этом Жанна Моро до конца дней была решительно непохожа на памятник самой себе. Наоборот, она была абсолютно своя в доску. Одевалась только от «Шанель», но вела себя как дворовая хулиганка. Давая мне интервью в Каннах по поводу своей работы у Франсуа Озона в фильме под грустным названием «Время прощания», она при каждом удобном случае употребляла словцо «fuck». И как настоящая «плохая девчонка», не выпускала из скрюченных аристократической подагрой пальцев тонкую сигарету.
Актриса Жанна Моро в 1979 году.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Моро родилась 23 января 1928 года в Париже, дебютировала в кино в возрасте 20 лет, но для послевоенного кино ее внешность считалась вызывающе нефотогеничной. Она прославилась только 10 лет спустя, с приходом французской «новой волны», открывшей для кино многие странные и интересные лица (один Бельмондо чего стоил!). Работы в картинах Луи Маля «Лифт на эшафот» и «Любовники» немедленно сделали Жанну звездой, после чего ее наперебой бросились снимать Орсон Уэллс и Луис Бунюэль, Райнер Вернер Фассбиндер и Вим Вендерс, Питер Брук и Жак Деми, Джозеф Лоузи и Элиа Казан, Люк Бессон и Бертран Блие.
В 1995 году Жанна Моро председательствовала в жюри Каннского кинофестиваля.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
В общей сложности она снялась в 145 фильмах. Дважды официально была замужем — за режиссерами Жан-Луи Ришаром (ее сын Джером Ришар стал известным художником) и автором «Экзорсиста» и «Французского связного» Уильямом Фридкиным. Но главной любовью своей жизни, разбившей ей сердце, она называла именно Луи Маля. Начинавшая свой актерский путь в «Комеди франсэз», Моро всю жизнь истово любила кино, говорила о его великой силе, называла его «оружием, которое не проливает крови». Возможно, она была последней из плеяды великих звезд классического кино — уровня Марлен Дитрих и Греты Гарбо, фильмы с которыми она часто вспоминала.
«- Вы грустите по таким фильмам?» — спросил я ее. «- Ни по чему я не грущу! — был ответ. — Как я могу по ним грустить! Я же их видела! И не надо писать, что я печалюсь по тем временам и мечтаю, чтобы теперешнее кино напоминало тогдашнее. Пусть оно будет таким какое есть. Меня все устраивает, я не обделенная судьбой женщина!»
Фрагменты из интервью с Жанной Моро (Канны, 2006)
— Как вам удается сохранять молодое сердце?
— Секрет прост. Нужно уметь наслаждаться жизнью, получать от нее удовольствие. А еще меня окружают только молодые люди, так уж получается. Я как будто притягиваю к себе молодых актеров и режиссеров. Знакомлюсь с ними на различных фестивалях, где заседаю в жюри. Может быть, они слетаются на меня, потому что чувствуют, что я по-прежнему молода сердцем. Между прочим, когда я познакомилась с Трюффо, он тоже был моложе меня. И Луи Маль — на целых семь лет. Странно об этом думать сейчас, когда ни того ни другого давно уже нет в живых. Но много лет назад и эти великие классики были новичками. А меня всегда интересовали энтузиазм и энергия творчества.
Жанна Моро в 1962 году.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
— А груз прошлого не тянет?
— С прошлым нужно уметь вступать во взаимоотношения! Многие ведь живут так, как будто у них нет прошлого, нет корней. У нас, французов, есть выражение — когда любовная связь заканчивается и люди расходятся, мы говорим: «Я начинаю жизнь заново!» Но правда состоит в том, что мы никогда не начинаем жизнь заново, вот ведь в чем дело! Мы продолжаем жить, и, если вы не сделаете выводов из ошибок прошлого, вы рискуете наступить на те же самые грабли! Нужно сказать себе: «Да, я ошиблась, но теперь я ученая, твою мать, и больше со мной этого не повторится!»
Жанна Моро в 1958 году.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
— Вы редкий экземпляр, Жанна. Не многие актрисы любят смотреть кино.
— Еще в молодости, когда я не играла на сцене, бежала на новые фильмы в маленький парижский кинотеатрик. Между прочим, это я открыла Трюффо фильмы Ингмара Бергмана, до меня он о нем и слышать не слыхивал. Еще он не любил шампанское. Я исправила и этот его недостаток.
— Вы жалеете о чем-то в своей жизни? Может быть, о несыгранных ролях?
— Нет, я живу в гармонии с самой собой. Предпочитаю забывать о чем-то неслучившемся или трагичном. Когда это удается, конечно. Но вот недавно вспомнила об одной несостоявшейся роли, о которой почти забыла. Представляете, я отказалась от главной женской роли в «Спартаке» Стэнли Кубрика, которую сыграла потом Джин Симмонс. Отказалась из-за того, что была дико влюблена в одного человека. Я и до сих пор его люблю… Его имя — Луи Маль, он великий французский режиссер. Я снималась во многих его фильмах, но после картины «Любовники» наши отношения подошли к концу. Он влюбился в другую женщину. Я очень страдала… И еще немного жалею о том, что мне так и не удалось поработать с Бергманом. Возможность такая была, но я не говорила тогда по-английски.
Жанна Моро в фильме «Любовники», 1958 год.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
— Великий Орсон Уэллс называл вас величайшей актрисой в истории кино.
— Все это очень субъективно! Я очень смущаюсь, когда слышу подобные комплименты! Мне было всего 22, когда я познакомилась с Уэллсом. Я играла в «Отелло» Бьянку, маленькую проститутку. И он прислал кого-то за кулисы в «Комеди франсэз» — пригласить меня поужинать. А у меня в то время был очень ревнивый молодой муж. И я подумала: «О боже!» Но найти причину, чтобы отказаться от встречи с человеком, поставившим «Гражданина Кейн» — лучший фильм всех времен и народов, — оказалось намного сложнее, чем с ним встретиться. В общем, я решилась. «Пошло оно все нах… — сказала я себе. — Я иду встречаться с Орсоном Уэллсом!» И вот я сижу напротив него в ресторане, окруженная знаменитостями, слушаю его удивительный голос, этот завораживающий смех и повторяю как заведенная: «Мне надо домой к мужу! Мне надо домой к мужу!» А Орсон мне: «Неужели так уж прямо и надо?» И я сразу: «Ничуть!» Он: «Ты не можешь ничего от меня скрыть. Подожди немного, мне надо сказать тебе кое-что важное». «Хорошо», — мямлю я, а он наклоняется ко мне и говорит: «Мы должны работать вместе!» А я так же шепотом ему отвечаю: «Я согласна!» И спрашиваю когда. «Когда ты захочешь!» — говорит он. Он хотел, чтобы я снималась в его версии «Отелло», но в то время в «Комеди франсэз» были очень строгие контракты, и нам пришлось ждать…
1964 год, актриса в роли Маты Хари.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
— Вы когда-нибудь играли саму себя?
— Нет, это было бы бесчестно! Художник — это преображение. Выходить на площадку только для того, чтобы показать себя, — это отвратительно, мать твою, и нечестно! Должен иметь место акт творчества. Я не могу сказать, КАК это происходит, но обязательно должно. Ты должна прийти на площадку абсолютно пустой и наполнить себя тем, что хочет от тебя режиссер. Впрочем, это вовсе не значит, что у меня нет общих черт с героинями, которых я играла. Все они — мои дети, мои создания! У меня 145 детей. Я начала сниматься в 1948 году! Любимых фильмов нет, любимый мой фильм — он всегда в будущем!
— Вы часто отказываетесь от ролей?
— Я отказалась от многих ролей старух! Например, от фильма, в котором бабуля донимает своих детей постоянным желанием умереть. И в конце концов заканчивает-таки жизнь самоубийством! Чтоб я играла такую старую калошу, настоящую занозу в заднице! Все члены ее семьи не переносят эту старуху, и я с ними полностью солидарна! А еще отказалась от роли бабки-алкоголички. И от роли старухи, ревнующей к своей дочке и внучке. И от роли простой милой бабушки, готовящей жрачку и присматривающей за внучатами, поливающей помоями свою невестку и оплакивающей покойного мужа! Все это не для меня!
5 самых известных фильмов Жанны Моро:
«Любовники»
«Жюль и Джим»
«Вива, Мария!»
«Вальсирующие»
«Никита»
На вершине успеха
В отличие от многих других актрис, ставших любимицами публики, Жанна Моро не ослабила контроля над собой. Согласно воспоминаниям современников, она умела не просто раствориться в замысле режиссера, но и пропустить его через себя. Ее связывали дружеские отношения со многими яркими деятелями искусства, которым она всегда была готова прийти на помощь. Так, когда Трюффо столкнулся с финансовыми трудностями при подготовке фильма «400 ударов», Моро дала ему необходимую сумму. Но благодарность от режиссера не заставила себя ждать. В 1962 году он написал специально для Моро фильм «Жюль и Джим», который актриса считала лучшим в своей карьере.
Мастерство Жанны Моро было отмечено призом Венецианского кинофестиваля за лучшую женскую роль в 1960 году. Стремясь создавать глубокие и продуманные образы, актриса интересовалась всеми стадиями кинопроизводства. Порой она участвовала в написании сценария, выступала сопродюсером. Итогом столь внимательного отношения к своей профессии стали собственноручно поставленные фильмы.
Фильмография
- 1949 – «Последняя любовь»
- 1954 – «Королева Марго»
- 1957 – «Лифт на эшафот»
- 1958 – «Любовники»
- 1959 – «Опасные связи – 1960»
- 1960 – «7 дней, 7 ночей»
- 1961 – «Ночь»
- 1962 – «Жюль и Джим»
- 1964 – «Мата Хари»
- 1964 – «Дневник горничной»
- 1965 – «Вива, Мария!»
- 1968 – «Невеста была в черном»
- 1968 – «Екатерина Великая»
- 1973 – «Вальсирующие»
- 1976 – «Месье Клейн»
- 1990 – «Никита»
- 1991 – «Анна Карамазофф»
- 1999 – «Бальзак»
- 2005 – «Проклятые короли»
- 2005 – «Время прощания»
- 2011 – «Прощальный букет»
Режиссерская карьера
В качестве режиссера Жанна Моро сняла три фильма: «Свет» (1976), «Подросток» (1979) и «Лиллиан Гиш» (1983). К двум первым она сама написала сценарии. Но, несмотря на долгую карьеру в кино и богатый опыт, проекты Моро как режиссера не снискали успеха. В числе недостатков первого фильма называли излишнюю сложность, перерастающую в претенциозность, и скверную игру актеров. Провал «Света» в прокате привел к финансовому разорению Моро. Долгое время ей приходилось расплачиваться по счетам и даже влезть ради этого в долги. В поисках средств актриса отправилась в США, где приняла участие в бродвейском мюзикле «Ночь игуаны» — чисто коммерческом проекте, слишком мелком для актрисы такого уровня.
Биография Жанны Моро
Жанна Моро — это настоящая икона европейского и мирового кинематографа. В свое время эта миниатюрная девушка покорила сердца миллионов поклонников по всему свету, а потому уже в молодости стала настоящей звездой черно-белого кино. Сегодня эта прекрасная француженка уже практически не снимается. Превратившись в живое воплощение прошлого, она стала трудиться в качестве кинокритика, педагога и члена жюри на различных международных кинофестивалях.
Но что же предшествовало всему этому? Ответ на этот вопрос мы постараемся представить в рамках нашей биографической статьи.
Последние годы
Неудача в прокате «Света» имела следствием и уход актрисы с экранов. На протяжении долгих лет она снималась в основном во второстепенных и эпизодических ролях, изредка соглашаясь на более крупные, если ей нравился проект. В начале 80-х годов она познакомилась с режиссером телевизионных фильмов Жози Дайян. Женщины быстро стали близкими подругами, и Моро часто снималась в ее фильмах. Согласно воспоминаниям актрисы, именно благодаря Дайян она поняла, что умеет играть возрастные роли.
Уход из большого кино компенсировался активностью в других областях. Моро записала несколько пластинок, дважды возглавила Каннский кинофестиваль. Очень много времени актриса уделяла поиску новых талантов. С этой целью она посетила перестроечный СССР и снялась в фильме советского режиссера «Анна Карамазофф». Однако публика отнеслась к фильму холодно. Это, а также конфликт с режиссером из-за окончательного монтажа побудили актрису требовать изъять фильм из широкого проката.
В XXI век актриса вошла как мастер эпизода. Небольшие роли Жанны Моро в фильмах «Время прощания» Франсуа Озона и «На запад» Ахмеда Имамовича напомнили зрителю, что он имеет дело с актрисой первой величины. Последнее появление на экране случилось, когда актрисе исполнилось 84 года. Она снялась в фильме еще одного долгожителя от кинематографа Мануэла ди Оливейры (на момент съемок режиссеру было 104 года) — «Жебо и тень».
Фильмы
Обширная фильмография легенды французского кино включает комедии («Екатерина Великая») и триллеры («Невеста была в черном»), драмы («Любовники», «Жюль и Джим») и приключенческие ленты («Вива, Мария»). Однако великая актриса умела исполнять и бессюжетные роли.
Жанна Моро в фильме «Лифт на эшафот»
Так, в «Лифте на эшафот» героиня Моро, казалось бы, «просто ходит по Парижу», но на нее зритель смотрит с не меньшим вниманием, чем на мужских персонажей, участвующих в криминальных действиях. Неслучайно Жанна стала идолом кинематографа «новой волны».
Участие Моро преимущественно в нежанровых, интеллектуальных фильмах, почти не закупавшихся чиновниками Госкино, привело к тому, что в Советском Союзе актриса была менее известна, чем ее великие напарники-мужчины — Жан-Поль Бельмондо («7 дней, 7 ночей»), Жерар Депардье («Вальсирующие»), Марчелло Мастроянни («Ночь»), Ален Делон («Месье Клейн»).
Марчелло Мастроянни и Жанна Моро в фильме «Ночь»
Однако и на родине путь Жанны не всегда устилали розы: в молодости артистку считали недостаточно хорошо выглядящей на фото («у нее чрезмерно мелкие уши и избыточно полные губы!» — возмущался один американский критик) и не слишком сексуальной, а потом ругали за откровенные сцены.
Впрочем, Моро никогда «не торговала телом». Показателен такой случай: на съемках «Вива, Мария!» Жанна пересеклась с другой звездой – Брижит Бардо, которая, чтобы привлечь внимание публики, скопившейся у трейлера Моро, вышла к репортерам в костюме Евы.
Жанна Моро и Брижит Бардо
Пика популярности карьера Жанны достигла в 60-70-е годы, когда актриса ежегодно снималась в 3-4 проектах. За более чем 60-летнее служение кинематографу Моро сотрудничала с такими режиссерами, как Франсуа Трюффо и Микеланджело Антониони, Луис Бунюэль и Бертран Блие, Вендерс и Фасбиндер. Успела поработать актриса с Люком Бессоном («Никита») и Рустамом Хамдамовым («Анна Карамазофф»).
Актриса сожалела, что не снялась в шедевре Стэнли Кубрика «Спартак», поскольку была занята в очередном проекте Луи Маля и в фильмах Бергмана (это случилось из-за незнания английского языка).
Хотя Моро в интервью «Комсомольской правде» утверждала, что считает отвратительной идеей исполнять в кино саму себя, в ее биографии имел место такой случай – в 2005 году артистка сыграла камео в короткометражной ленте «Автограмма».
Помимо артистической деятельности, Жанна Моро выступала как режиссер, педагог и автор сценариев. Французское телевидение записало цикл просветительских передач с участием актрисы. Творческий путь символа интеллектуального кино увенчан наградами. Актриса – неоднократный призер фестивалей в Каннах и Берлине, обладательница премий имени Станиславского, «Сезар» и BAFTA. В 1998 году Моро получила почетный «Оскар».
Личная жизнь
Жанна Моро вышла в первый раз замуж в 1949 году. Ее избранником стал актер и режиссер Жан-Луи Ришар. Хотя от этого брака родился единственный ребенок актрисы — сын Жером — супруги быстро охладели друг ко другу. Они официально развелись в 1964 году, но и до этого позволяли себе романтические приключения на стороне. Так, Моро закрутила роман сначала с Луи Малем, а потом и Франсуа Трюффо. Кроме них, на протяжении своей долгой жизни актриса встречалась с известным дизайнером Пьером Карденом, актером Теодоросом Рубанисом и музыкантом Майлсом Дейвисом.
Во второй раз Моро вышла замуж в 1977 году за американского режиссера Уильяма Фридкина. Однако и этот брак долго не продержался. Спустя два года пара распалась.
31 июля 2021 года актриса тихо умерла в своей квартире в Париже. Ее тело обнаружила домработница.
«Жюль и Джим», 1962
Режиссер: Франсуа Трюффо
Этот фильм критики называют энциклопедией киноязыка новой волны. Свобода во всем, от легкомысленности главных героев и их любовного треугольника, до легкости камеры в руках оператора, определила стиль целой эпохи в кинематографе. Сюжет Трюффо нашел в романе малоизвестного писателя Анри-Пьера Роше: перед Первой мировой войной в Париже жили два друга — австриец Жюль и француз Джим. Однажды они увидели в музее древнюю статую и влюбились в неё. Вскоре женщина, очень похожая на статую, материализовалась в их жизни. Катрин заворожила их обоих. На протяжении многих лет друзья тщетно ждали, на ком из них она остановит свой выбор. Катрин заявляла, что любит то одного, то другого, то их обоих.
Вопрос-ответ
Какую роль сыграла Жанна Моро в истории французского кино?
Жанна Моро считается одной из самых значительных актрис французского кино, её карьера охватывает более шести десятилетий. Она сыграла множество запоминающихся ролей, включая главные роли в таких фильмах, как “Дневник мертвеца” и “Скромное обаяние буржуазии”. Её талант и харизма сделали её иконой французского искусства.
Каковы основные достижения Жанны Моро в области музыки?
Помимо актёрской карьеры, Жанна Моро также была успешной певицей. Она выпустила несколько музыкальных альбомов и часто исполняла песни в своих фильмах. Её музыкальный стиль сочетал элементы джаза и шансон, что сделало её выступления уникальными и запоминающимися.
Как Жанна Моро повлияла на современное кино и искусство?
Жанна Моро оказала значительное влияние на развитие женских ролей в кино, став символом независимости и силы. Её работы вдохновили множество современных актрис и режиссёров, а также помогли изменить восприятие женских персонажей в кино, делая их более многослойными и реалистичными.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите фильмографию Жанны Моро, чтобы понять ее эволюцию как актрисы. Обратите внимание на ключевые роли, которые сделали ее иконой французского кино, и попробуйте посмотреть фильмы, которые были высоко оценены критиками.
СОВЕТ №2
Погрузитесь в контекст времени, в котором работала Жанна Моро. Узнайте о культурных и социальных изменениях во Франции в 20-м веке, чтобы лучше понять, как они повлияли на ее творчество и выбор ролей.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на ее музыкальную карьеру. Жанна Моро не только актриса, но и талантливая певица. Послушайте ее музыкальные записи, чтобы оценить ее многогранный талант и влияние на французскую культуру.
СОВЕТ №4
Исследуйте личную жизнь Жанны Моро, чтобы понять, как ее отношения и жизненные обстоятельства повлияли на ее творчество. Это поможет вам увидеть ее не только как публичную фигуру, но и как человека с глубокими переживаниями и эмоциями.