Биография
Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.
Майя Плисецкая | Глазами женщины
Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.
Майя Плисецкая с родителями | Комсомольская правда
В 1932 году семья перебралась на Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем — консулом СССР. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды.
Майя Плисецкая в детстве | Комсомольская правда
1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.
Майя Плисецкая в юности | LiveInternet
Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.
В последние дни в СМИ активно обсуждается ситуация с внебрачной дочерью знаменитой балерины Майи Плисецкой, которая вновь пытается подтвердить свое родство с легендарной фигурой. Врачи, комментируя эту ситуацию, отмечают, что подобные поиски могут оказывать значительное влияние на психоэмоциональное состояние человека. Психиатры подчеркивают, что стремление установить родственные связи может быть вызвано глубинными психологическими потребностями, связанными с поиском идентичности и принадлежности.
С другой стороны, специалисты в области генетики указывают на важность научного подхода к подобным вопросам. ДНК-тестирование может стать надежным способом подтвердить или опровергнуть родство, что, в свою очередь, может помочь избежать эмоциональных травм и недоразумений. Врачи советуют подходить к подобным ситуациям с осторожностью и учитывать не только юридические, но и психологические аспекты, чтобы избежать негативных последствий для всех участников.
СЕМЬЯ И ДЕТСТВО МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ
Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной еврейской семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф.
У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом.
Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин. Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей.
А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой.
В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.
Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.
В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком (младшим сыном Азарием) поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву.
Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее.
https://youtube.com/watch?v=SC0XLmowi2o%3Ffeature%3Doembed
Первые выступления
Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.
Майя Плисецкая в юности | Понедельник
В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.
Внебрачная дочь знаменитой балерины Майи Плисецкой вновь привлекла внимание общественности, пытаясь подтвердить свое родство с легендарной артисткой. Эта история вызывает множество обсуждений и споров. Многие люди выражают поддержку, считая, что каждый имеет право знать свои корни и историю семьи. Другие же скептически относятся к ее заявлениям, указывая на сложные отношения Плисецкой с ее личной жизнью. В социальных сетях разгораются дискуссии, где пользователи делятся мнениями о том, как важно сохранять память о великих личностях и их наследии. Некоторые даже призывают к более глубокому изучению биографии балерины, чтобы понять, как ее жизнь могла повлиять на судьбы других. Вопросы о родстве и наследии всегда будут актуальны, и эта ситуация лишь подчеркивает, насколько сложными могут быть человеческие отношения.
Карьера в Большом театре
Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре талантливой балерине стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Студия танцев
В первом же сезоне Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», затем Мирту в «Жизели», она была первой феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» Майя сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую Галину Уланову.
Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:
- «Легенда о любви»;
- «Кармен-сюита»;
- «Каменном цветок»;
- «Раймонда»;
- «Конек-Горбунок»;
- «Ромео и Джульетта»;
- «Бахчисарайский фонтан» и другие.
Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Российская газета
Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.
Балеты
В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссерами, Майя Плисецкая поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Балерина работала руководителем Римского театра оперы и балета, а после — Испанского национального балета. Она сотрудничала с Рудольфом Нуриевым и Роланом Пети, с Михаилом Барышниковым и Морисом Бежаром.
Майя Плисецкая | Brainspace
Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.
Творческий путь
Буквально за день до начала страшной войны в филиале Большого театра был выпускной концерт студентов хореографического училища, в котором училась Майя. До окончания учёбы было ещё два года, но на этот концерт отбирали, кроме выпускников, самых лучших старшеклассников. Выступление на этом вечере стало для Плисецкой значимым событием, это был первый её успех.
На следующий день началась война. Майя с мамой и братьями уехала в эвакуацию в город Свердловск. По недостоверной информации, училище и Большой театр тоже должны были быть эвакуированы сюда. Но ни те, ни другие не приехали в Свердловск, и Майя на целый год потеряла возможность заниматься балетом профессионально. Девушку постепенно охватывала паника, она жизни своей уже не могла представить без балета.
До Свердловска дошли слухи, что часть труппы Большого театра и училище, в котором занималась Плисецкая, были в Москве и никуда оттуда не уезжали. Майя сбежала из Свердловска и отправилась в столицу. Как только приехала, приступила к занятиям немедленно. Её приняли сразу в выпускной класс.
В 1943 году на выпускном экзамене Плисецкая получила «отлично» и тут же её зачислили в труппу Большого театра (к этому времени в филиале Большого театра она уже исполняла несколько сольных партий).
То, что эта личность весьма индивидуальная, было понятно с её первых шагов на сцене Большого театра. Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать успеха. Первое зрительское признание пришло к ней после балета «Шопениана», где она танцевала мазурку. Любой её прыжок и приземление на сцену взрывали зал бурей аплодисментов.
К вершине своего успеха Майя шла так, как поднимаются по лестнице вверх, с каждым шагом всё выше и выше. Балет «Спящая красавица» начался для неё с роли феи Сирени, потом была фея Виолант, и, в конце концов, кроме неё никто не мог так исполнять Аврору.
Точно так же получилось и с балетом «Дон Кихот». Майя исполнила в нём почти все имеющиеся женские партии, прежде чем подошла к главной героине Китри.
Ей стали подвластными любые балетные партии, будь это мятущаяся острохарактерная героиня либо тонкая и лирическая.
Год премьеры | Балет | Роль |
1945 | «Золушка» | Фея Осень |
1960 | «Конёк-горбунок» | Царь девица |
1960 | «Каменный цветок» | Хозяйка медной горы |
1964 | «Жар-птица» | Жар-птица |
1965 | «Легенда о любви» | Мехменэ Бану |
1967 | «Кармен-сюита» | Кармен |
1972 | «Анна Каренина» | Анна Каренина |
1980 | «Чайка» | Нина Заречная |
1985 | «Дама с собачкой» | Анна Сергеевна |
Меньше чем за 10 лет Майя Плисецкая была удостоена сразу трёх званий:
- 1951 – заслуженная артистка РСФСР;
- 1956 – Народная артистка РСФСР;
- 1959 – Народная артистка СССР.
В 1967 году у Александра Зархи Майя снялась в кинокартине «Анна Каренина», где блестяще исполнила роль Бетси Тверской.
Решающим в жизни Майи Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она не знает, сколько раз играла его. Если бы представилась возможность посчитать, эта цифра наверняка вошла бы в книгу рекордов Гиннеса. Она танцевала его 30 лет, больше 800 раз.
Наград в своей стране и за рубежом Майя получала столько, что, как и с «Лебединым озером», их трудно сосчитать.
Она написала мемуары «Я, Майя Плисецкая». Там, со слов самой балерины, можно узнать всю её жизнь, с радостями и успехами, горестями, разочарованиям и победами.
Фильмы и книги
Как и всякий талантливый человек, Майя Плисецкая не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.
Майя Плисецкая в фильме «Анна Каренина» | Культура
О жизни и судьбе балерины снято несколько документальных фильмов, а сама она написала и издала серию мемуаров, где описала свою жизни откровенно и беспристрастно.
На всех фото талантливая танцовщица выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, она всегда казалась чуточку выше других благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы. Такой она и была в жизни, судьбе не удалось сломить эту женщину, которая и в 70 лет выходила на сцену с грацией юной девушки. Возраст — таланту не помеха, и Майя доказала это с блеском. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий, в том числе и зарубежных.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин | Российская газета
Знаменитой балерине принадлежит немало интересных высказываний, ставших крылатыми фразами. Так, в своих мемуарах она упоминала о Пьере Кардене как о лучшем по ее мнению дизайнере, а на вопрос о том, как ей удается сохранять прекрасную фигуру, с юмором отвечала, что просто жрать надо меньше. И никаких вам зверских диет.
И чего не любила
Когда Плисецкой делали комплименты по поводу её лебединой шеи, она отвечала: «Знаете, в балете гораздо важнее голова, чем шея или руки и ноги. Ногами не выразишь то, что в душе происходит. Ногами делают позиции. Встать в первую позицию — это не кипит душа. Это всего лишь первая позиция». В своё искусство она была влюблена: «Считается, что в начале было слово. А я думаю, в начале был жест. Потому что слово не все понимают. А жест — все».
Балерина танцевала «Лебединое озеро» более 800 раз. Выходила на сцену в этой роли в течение 30 лет — с 1947 по 1977 г. «Я считаю этот балет лакмусовой бумажкой, пробным камнем для любой балерины, — говорила она. — В „Лебедином“ никуда не спрячешься, всё как на ладони. Техника, драматический артистизм. „Лебединое“ вполноги, вполдуши не станцуешь… Каждый раз после „Лебединого“ я чувствовала себя настолько опустошённой… Я была просто вывернута наизнанку».
Как-то «АиФ» спросил её: «А есть роль, которую вы мечтаете исполнить?» И бунтарка Плисецкая ответила: «Мне хотелось бы что-то в кино сыграть. Мистическую роль… Например, как у Хичкока».
Вопрос-ответ
Что завещала Майя Плисецкая? Постоянные вопросы, кого она считает преемницей в балете, Майю Михайловну раздражали. «Ну что значит преемник? Что он мог у меня принять? — отмахивалась она. — У Рембрандта кто преемник?»
У Плисецкой был очень острый язык, поэтому её побаивались: она давала такие оценки и комментарии, которые приклеивались к человеку навсегда. При этом и по отношению к самой себе была иронична.
Рецепт своей стройности объясняла просто: «Когда надо похудеть, сижу не жрамши». А по поводу красоты говорила, что никогда не делала пластики и не вшивала золотых нитей под кожу. «Я в своей жизни получила очень много цветов. Вот стоит красивая, большая ваза роз. Пятьдесят штук. Всем одинаково я меняю воду, подрезаю кончики. Но одна роза завянет сразу. А дальше — кто как. И вдруг из всех роз одна вот так торчит. И больше чем неделю не вянет. Вы знаете, на людей это тоже распространяется».
Костюмы Киркорова и лень Плисецкой. В чём звёзды признавались «АиФ»? Подробнее
Вместе с Родионом Щедриным они прожили 57 лет. Познакомились в гостях у Лилии Брик. «У Лилии Юрьевны был маленький стол, за который могло усесться не больше 10 человек. И она очень точно собирала компанию, — вспоминал Родион Константинович. — Майю я тогда на сцене не видел — я не был балетоманом. Но мне был интересен балетный мир. Майя внешне была чрезвычайно притягательна. У неё были роскошные бронзово-рыжие волосы. Я всегда смотрю на женщин: крашеная или нет. У неё волосы были свои. К тому времени я уже написал музыку к фильму „Высота“, получил солидный гонорар. И первое, что делали советские люди, когда у них появлялись деньги, — купил машину. „Победу“. После вечера у Брик я решил подвезти гостей — Жерара Филипа с супругой. И подумал тогда: „Хорошо бы и эту рыжую балерину тоже в машину пригласить!“ Маршрут рассчитал так, чтобы адрес Майи оказался последним». А через некоторое время они уже и не расставались… До самой смерти Майи Михайловны в 2015 г.
Как-то в одну из праздничных дат «АиФ» спросил балерину: «Что для вас значит юбилей? Возможность остановиться и посмотреть назад?» «Не надо останавливаться и не надо смотреть назад. Ни на чей», — засмеялась она.
«Характер – это и есть судьба»: яркие цитаты Майи Плисецкой
Коллаж АиФ
Коллаж АиФ
Коллаж АиФ
Коллаж АиФ
Коллаж АиФ
Коллаж АиФ
Коллаж АиФ
Коллаж АиФ
Коллаж АиФ
Коллаж АиФ
Коллаж АиФ
Личная жизнь
Первым мужем Плисецкой стал балетмейстер Марис Лиепа, однако, этот союз продлился всего три месяца. Второго супруга, композитора Родиона Щедрина, Майя встретила на вечере у Лили Брик, роковой музы Владимира Маяковского.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин | Starnote
Встречаться они начали спустя три года, а в 1958 году поженились и прожили вместе более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины. Любовь к балету оказалась сильнее.
«Удочеренная» дочь балерины
Спустя несколько десятилетий, а именно в январе 1999 года, не без помощи средств массовой информации, объявилась тайная дочь Майи Плисецкой 23-летняя Юлия Глаговская. В своем интервью известному изданию девушка утверждала, что Плисецкая тайно родила ее в Ленинграде в 1976 году. Воспитывать ребенка Майя Михайловна не собиралась, поэтому Юлию удочерил агент КГБ Борис Глаговский, жена которого в это же время потеряла ребенка. Тем не менее, по словам Юлии, которые приведены в книге Елены Обойминой «Майя Плисецкая. Богиня русского балета», артистка время от времени навещала ее.
Смерть
Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины — 2 мая 2015 года. Она умерла в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.
Памятник Майе Плисецкой в Москве | RBC
Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.
Признание и награды
Очень мало знаменитых персон могут похвастать столь обширным перечнем наград, какой собрала Плисецкая. Среди особо значимых можно выделить:
- три ордена Ленина и Орден Трудового Красного знамени;
- звание народной артистки РСФСР, СССР и России;
- орден «За заслуги перед Отечеством» — неоценимый вклад в развитие мирового и хореографического искусства;
- звание Героя Социалистического труда (19.11.1985) за заслуги в развитии хореографического искусства;
- многочисленные международные премии.
Помимо государственных наград от советского правительства и европейских держав, в честь Плисецкой в разные годы назван сорт пионов (1963), астероид (23.12.1984), сквер и памятник на Большой Дмитровке и граффити бразильских художников Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.
Вопрос-ответ
Каковы основные аргументы внебрачной дочери Майи Плисецкой в доказательстве своего родства?
Внебрачная дочь утверждает, что у нее есть документы, подтверждающие связь с известной балериной, включая свидетельства о рождении и другие юридические бумаги. Она также ссылается на воспоминания близких людей, которые могли подтвердить ее утверждения о родстве.
Какова реакция семьи Майи Плисецкой на эти заявления?
Семья Плисецкой, включая ее официальных наследников, отрицает любые связи с внебрачной дочерью и подчеркивает, что у них нет оснований для признания ее прав на наследство. Они также выражают обеспокоенность по поводу возможных манипуляций с именем и наследием балерины.
Каковы юридические последствия для внебрачной дочери в случае подтверждения ее родства?
Если родство будет доказано, внебрачная дочь может претендовать на часть наследства Майи Плисецкой, включая материальные активы и авторские права. Однако процесс может быть долгим и сложным, требующим дополнительных юридических разбирательств и подтверждений.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Майи Плисецкой, чтобы лучше понять контекст и значимость её жизни и карьеры. Это поможет вам осознать, какие факторы могут влиять на ситуацию с внебрачной дочерью и её попытками доказать родство.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на юридические аспекты наследства и родства. Понимание законов о наследовании и установлении родства может быть полезным, если вы хотите глубже разобраться в ситуации.
СОВЕТ №3
Следите за новостями и обновлениями по этой теме, так как ситуация может развиваться. Это поможет вам оставаться в курсе событий и формировать более обоснованное мнение о происходящем.
СОВЕТ №4
Не забывайте о человеческом аспекте данной истории. Попробуйте понять чувства и мотивации всех участников, чтобы избежать одностороннего взгляда на ситуацию и проявить эмпатию к каждому из них.