В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Макарова.
Тамара Фёдоровна Макарова | |
Тамара Макарова в роли Аграфены Шумилиной в фильме «Учитель» (1939) | |
Дата рождения | 31 июля (13 августа) 1907(1907-08-13) |
Место рождения |
|
Дата смерти | 19 января 1997(1997-01-19) (89 лет) |
Место смерти | |
Гражданство | Российская империя→ СССР→ Россия |
Профессия | актриса, педагог |
Карьера | 1927 — 1985 |
Награды |
Тама́ра Фёдоровна Мака́рова
(31 июля [13 августа] 1907, Санкт-Петербург, Российская империя — 19 января 1997, Москва, )[1] — советская киноактриса, педагог, профессор. Герой Социалистического Труда (1982), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947), народная артистка СССР (1950)[2][3]. Кавалер двух орденов Ленина (1977, 1982). Вместе со своим мужем, народным артистом СССР Сергеем Герасимовым, воспитали восемь поколений известных киноактёров[4].
Тамара Макарова: биография ранних лет
Родилась будущая актриса в 1907 г. в Санкт-Петербурге. Кроме нее, в семье было еще двое детей.
Когда грянула революция, отец десятилетней Томы — Федоров Макаров — вынужден был оставить семью и скрываться, поскольку ранее работал медиком в Царском Селе и считался неблагонадежным по меркам того мятежного времени. Больше дети и супруга его не видели, и как сложилась его дальнейшая судьба, никто не знает.
После исчезновения отца семейства забота о детях легла целиком на плечи хрупкие матери Томы, которой приходилось трудиться без выходных и праздников, чтобы обеспечить семью.
Пока смелая женщина самоотверженно пыталась заработать на жизнь, юная Тома заботилась о младшем брате и сестренке Люде. Однако вскоре брат заболел туберкулезом и умер.
Тамара Макарова, одна из самых ярких актрис советского кино, оставила неизгладимый след в истории искусства. Ее роли, наполненные глубиной и эмоциональностью, завоевали сердца зрителей. Однако за кулисами успеха скрывались личные драмы. Измены мужа, выдающегося режиссера, стали тяжелым испытанием для актрисы. Несмотря на все трудности, она продолжала работать и радовать публику. Бездетность, которая также сопровождала ее жизнь, добавляла горечи в ее судьбу. Врачи, анализируя ее состояние, отмечают, что такие эмоциональные нагрузки могут оказывать значительное влияние на психическое здоровье. Тем не менее, Макарова сумела сохранить внутреннюю силу и продолжила вдохновлять многих своим талантом и стойкостью.
Начало карьеры
Кинодебют молодой актрисы состоялся в картине «Чужой пиджак» в 26-м году. Роль создатели фильма предложили девятнадцатилетней красавице буквально на улице. Девушка, конечно, согласилась. Ее утвердили, так начиналась блистательная кино биография Тамары Макаровой.
После этого она возвратилась в Питер, поступила учиться в театральный техникум. Получила диплом в 1930 году, параллельно снявшись в небольшом эпизоде в мелодраме на американские мотивы «Счастливый Кент».
Юность Тамары Макаровой
Ранние годы жизни актрисы пришлись на непростое время: после Гражданской войны в стране была разруха и голод. Но, возможно, именно благодаря трудностям, которые ей пришлось пережить в детстве, у Тамары Федоровны сформировался такой стойки и бесстрашный характер.
Жили Макаровы в довольно неблагополучном районе. Однако местные хулиганы уважали юную Тому за ее откровенность и отчаянный нрав. Она была заводилой в своем дворе и позже смогла своими силами организовать там любительский театр. Со временем он получил официальный статус, а его участники – регулярный продуктовый паек.
Тамара Макарова, одна из самых ярких актрис советского кино, оставила неизгладимый след в сердцах зрителей. Ее роли, наполненные глубиной и эмоциями, стали классикой. Однако за кулисами ее жизни скрывались не менее драматичные события. Известно, что ее муж, гениальный режиссер, неоднократно изменял, что добавляло горечи в личную жизнь актрисы. Несмотря на успех и признание, Макарова не смогла стать матерью, что также стало предметом обсуждений и спекуляций. Многие восхищаются ее талантом, но не могут не заметить, как сложные личные обстоятельства переплетались с ее карьерой. Судьба первой леди советского кино полна противоречий, и каждый новый взгляд на ее жизнь открывает новые грани этой удивительной женщины.
Смерть
Актриса очень болезненно восприняла смерть приемного сына и мужа. Их уход подкосил артистку. После кончины супруга она перестала выходить в свет, отказывалась от интервью. 20 января 1997 г. великая актриса умерла.
Провести ее в последний путь собрались практически все бывшие студенты. Многие из них считают, что причиной смерти Тамары Федоровны стала тоска по любимым мужчинам. Артистку похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с Сергеем Герасимовым.
Единственное место, куда Макарова ходила регулярно, была церковь
Учеба и первые роли
Окончив в семнадцать лет школу, Тамара Макарова поступила на учебу в актерскую мастерскую Николая Фоггера (Мастфор). Здесь она и познакомилась со своим будущим мужем, однако в то время красавица-студентка, которую осаждали толпы поклонников, не обратила на невзрачного юношу, донашивающего чужой пиджак, никакого внимания.
Первую роль в кино молодая актриса Макарова Тамара получила совсем случайно. Будучи заядлой модницей, девушка всегда стремилась одевать с шиком, несмотря на трудное время. Благо фигура у нее была отличная. А умение держать осанку, которое она приобрела, занимаясь в детстве балетом, позволяло начинающей актрисе выглядеть королевой даже в самом простом наряде. Однажды, когда она прогуливалась по улице, наряженная по последней моде того времени, ее заприметила ассистентка из ФЭКСа (Фабрика эксцентрического актера). Она пригласила красотку сыграть в кинокартине «Чужой пиджак». И хотя роль Дудкиной, которую поручили очаровательной Томе, была совсем крохотной, Макарова сыграла ее великолепно. Однако из-за этого за актрисой на несколько лет закрепилось амплуа роковой женщины, и ей поручали играть только иностранок или шпионок.
Первой серьезной работой в кино, которая досталась Тамаре Федоровне Макаровой, стала кинокартина Ивана Пырьева «Конвейер смерти», в которой актриса сыграла Анну. Однако эта лента долго лежала на полке и, утратив актуальность, прохладно была встречена зрителями. Поэтому картина особой популярности актрисе не принесла, зато помогла доказать ей, что она способна играть не только легкомысленных барышень, но и женщин с богатым внутренним миром.
Детство и юность
Родилась актриса в 1907 году в Северной столице в интеллигентной семье военного врача. В первые десять лет жизни девочка впитала лучшее от эпохи: благородные манеры, тонкое понимание искусства, атмосферу русского дворянства. Детство окончилось в 1917-м с гибелью отца: семья познала голод и бедность. Но девочка не бросила балетную студию, где педагоги прочили ей блестящую карьеру балерины, и учебу в школе.
Актриса Тамара Макарова
В 14 лет обожавшая театр Тамара Макарова собрала «труппу», в которую вошли ее ровесники – соседские ребята. Вскоре дворовый театр радовал зрителей любительскими спектаклями. Юные артисты показали высокий уровень мастерства, за что труппу Макаровой зарегистрировали.
Тамара Макарова в детстве
За выступления ребятам платили хлебными пайками, поощряя продолжать актерскую карьеру. После окончания трудовой школы Тамара Макарова стала студенткой театральной мастерской Форрегера. На момент поступления Макаровой (1924 год) мастерская вошла в состав ГИТИСа. Здесь учились Сергей Герасимов, Борис Барнет, Людмила Семенова.
Союз Тамары Макаровой и Сергея Герасимова
Настоящий прорыв в карьере актрисы произошел благодаря ее мужу — известному советскому кинорежиссеру и преподавателю Сергею Герасимову.
Знакомство с ним произошло еще во время учебы, но поначалу парень ей не понравился, тем более на то время у ее уже был кавалер. Однако на Герасимова красотка Тамара Макарова произвела ошеломляющее впечатление, и он приложил все усилия, чтобы покорить ее гордое сердце.
Бытует легенда, что на одном из свиданий актриса подговорила своих знакомых хулиганов испытать ухажера на смелость. Сергей Аполлинариевич достойно прошел проверку, и в 1928 г. влюбленные поженились.
Этот союз оказал огромное влияние на советское кино, ведь, по признанию самого Герасимова, именно супруга поддержала его стремление переквалифицироваться из артиста в режиссера. В свою очередь муж Тамары Макаровой настоял, чтобы она развивала свой талант и поступила в Техникум сценических искусств.
В первые годы совместной жизни супруги практически не снимали кино вместе, каждый сосредоточился на своей карьере. Вот только настоящего успеха они смогли добиться лишь тогда, когда стали работать вместе.
Дебютной совместной работой для влюбленных стала немая кинолента «Люблю ли тебя?» В ней Герасимов впервые снял свою жену в главной роли. Однако эта лента не стала особым событием в мире советского кино и даже не сохранилась в архивах. Зато следующая совместная работа супругов прославила их на весь СССР.
LiveInternetLiveInternet
Воскресенье, 19 Января 2014 г. 15:50 + в цитатник Тамара Фёдоровна Макарова (31 июля (13 августа) 1907 Санкт-Петербург, Российская империя — 20 января 1997 Москва, Российская Федерация) — советская актриса кино, педагог. Народная артистка СССР (1950). Герой Социалистического Труда (1982).
Тамара Макарова родилась 13 августа 1907 года (по другим данным — в 1902) в Санкт-Петербурге в семье военного врача. Кроме неё, в семье было еще двое детей: младшие брат и сестра. Детство протекало в романтической атмосфере русских военных традиций. В детстве она обожала петь в граммофонную трубу, подражая Вере Паниной. Потом увлеклась пантомимой, балетом (на этом поприще девочка подавала большие надежды). Когда домашние спектакли стали собирать зрителей, Тамару отдали в балетную школу, откуда она вынесла пожизненную осанку, отточенность жеста. Всё изменилось после революции. Октябрь 1917 года принёс в их семью гибель отца и тяжёлое материальное положение.
В 14-летнем возрасте Тамара Макарова, увлечённая театром, создала собственную труппу, собрав соседских ребят. На один из спектаклей которого зашла молодая писательница Александра Бронштейн. По её рекомендации Тамару вызвали в отдел народного образования и предложили новые пьесы. Теперь юные актеры всё чаще стали выступать перед взрослой аудиторией и даже получать за это вознаграждение хлебным пайком. В 1924 году Тамара Макарова окончила трудовую школу и поступила в актёрскую мастерскую Форрегера – МАСТАФОР, спектакли у которого в ту пору ставили Эйзенштейн, Юткевич, Кторов. В мастерской много времени уделяли пластике, фантазировали на темы исторических и конструктивных танцев – актеры показывали, например, различные механизмы. В эффектном сером трико Макарова изображала трансмиссию.
На экзамене ей было поручено воспроизвести «гордость и презрение». Видимо, она вполне справилась с этим заданием – изогнутая бровь, высокий каблук, холодная улыбка: на некоторые время за ней закрепилось прозвище «американка». Именно здесь она впервые встретилась с Сергеем Герасимовым, будущим блестящим кинорежиссёром и ее мужем. Герасимов обратил внимание на начинающую актрису во время её выступления – Макарова танцевала чарльстон в эстрадной миниатюре «Модистка и лифтёр». В то время он был уже достаточно знаменит благодаря ролям в немых фильмах Г. Козинцева и Л. Трауберга. Тогда их отношения ни во что серьезное не вылились.
Сказка про Золушку, к которой подошли на улице и спросили: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» – давно приелась. Но что делать, если именно так случилось и у Тамары Макаровой. Ассистент режиссеров Козинцева и Трауберга на самом деле выхватила её из толпы для роли машинистки в фильме «Чужой пиджак». Её героиня была настоящей женщиной-вамп, соблазняющей всех вокруг. Сергей Герасимов же снялся в роли агента Скальковского. По словам самой Т. Макаровой, «Герасимов был элегантным актером. Он был из дворян. Козинцев и Трауберг сделали его звездой экрана, респектабельным плейбоем. Мы с ним тогда встречались главным образом в клубах, на танцах. Я танцевала отлично, и он любил танцевать». Через некоторое время Герасимов пригласил семнадцатилетнюю дебютантку в ресторан. А через месяц они поженились. В первые годы молодожёны жили очень скромно. У них была одна комнатка в два окна, на которых не было даже занавесок. По словам Макаровой, занавески в то время были пределом ее мечтаний. Так начинался полувековой союз одной из самых именитых пар советского кино.
В мастерской Форегера к тому времени наметился раскол. Герасимов решил перейти в режиссуру, чувствуя зыбкость актёрской профессии. Макарова осталась ей верна, поступив в Ленинградский техникум сценических искусств. Однако в самом начале режиссёрской карьеры Герасимова внезапно призвали в армию. Уходить туда ему не хотелось, да и со здоровьем было не всё в порядке. Некоторое время назад во время съемок С. Герасимов упал с лошади и серьезно повредил себе колено. Т. Макарова рассказывала: «Вот и говорит он мне: «Если меня освободят от призыва, я куплю тебе шторки…» Сижу я как-то в одиночестве на окне — и вдруг радость: идет Серёжа! Его освободили, и не на какой-то срок, а совсем. И принёс муж две циновки на окна, первое богатство нашей семейной жизни…».
В 1930 году Тамара Макарова окончила институт, много и без особого успеха снималась. Герасимов ставит «Двадцать два несчастья» с Жеймо и Кузьминой (картина не сохранилась). А в 1933 году он впервые снял в своей картине Тамару Макарову. Она сыграла главную роль в фильме «Люблю ли тебя?». В одном из интервью он говорил о ней в тот период так: «В силу своего характера она не обнаруживала склонности к «переживаниям» ни на площадке, ни в жизни. Из нее трудно было выжать слезу. И всевозможные фантасмагории, которыми мы тогда увлекались, оставляли ее почти равнодушной – это была трезвая голова. Но именно благодаря своей трезвости она принимала мир таким, каков он есть…».
В то время, в самом конце двадцатых, на улице Бассейной, 60, в Ленинграде создалось что-то вроде коммуны – прообраз будущей школы Герасимова: актёры Жаков, Соболевский, Алейников, драматурги, операторы. Рассказывали, что Петр Алейников без памяти был влюблен в Макарову. В 1935 году Сергей Герасимов приступил к съемкам фильма «Семеро смелых». Съёмочная группа много ездила во время съёмок в экспедиции, стремясь воссоздать реальную среду происходящих в фильме событий. Актеры поднимались на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцова моря среди непуганых птиц, осваивали лыжный и парашютный спорт в Хибинах.
Фильм вышел на экраны в 1936 году и имел оглушительный успех у зрителей. Этому способствовали и блестящие актерские работы, и то, что Герасимову в этой картине удалось соединить достижения немого кино с возможностями звукового кино. Тамаре Макаровой фильм «Семеро смелых» принёс сумасшедшую популярность. Далее последовала череда удачных совместных работ — «Комсомольск», «Учитель», «Маскарад». Последняя картина была закончена перед самой войной.
С началом войны Тамара Макарова и Сергей Герасимов не спешили покидать Ленинград. Макарова принимала активное участие в обороне города — работала инструктором в Политуправлении фронта, сандружинницей в одном из госпиталей, медсестрой. В 1942 году Сергей Герасимов совместно с Михаилом Калатозовым сняли фильм о защитниках Ленинграда — драму «Непобедимые». Тамара Макарова вновь сыграла одну из главных ролей. Всего на киностудии «Ленфильм» Макарова проработала 16 лет (с 1927 по 1942 годы).
В 1943 году супруги эвакуировались в Ташкент, где в то время находился весь цвет кинематографического искусства Советского Союза. Именно там в их семье появился сын. Правда, не родной (детей у Тамары Макаровой так и не было), а приёмный. Дело в том, что родную сестру Макаровой репрессировали вслед за мужем, и их сын Артур остался один. Вот тогда Тамара Макарова с согласия мужа и решила его усыновить. Фамилию Артур взял от приёмной мамы, а отчество — от приёмного отца.
В 1944 году Герасимов снял фильм «Большая земля», посвящённый подвигу советских людей в глубоком тылу. Роль простой деревенской труженицы Анны Свиридовой, вставшей к станку на заводе вместо мужа-фронтовика, сыграла Макарова. По мнению большинства кинокритиков, это была одна из лучших ролей актрисы в 40-50-е годы.
Возвращаться из эвакуации в Ленинград семья не стала, они перебрались в Москву. С 1944 года Макарова преподаёт во ВГИКе, который теперь носит имя её супруга. В 1968 году она стала профессором этого учебного заведения. Вели преподавание они с мужем совместно, руководили общей мастерской. В отличие от других венценосных пар (Орлова -Александров, Ладынина – Пырьев), Макарова снималась не только у мужа – достаточно вспомнить «Каменный цветок» Александра Птушко или «Первоклассницу» Ильи Фрэза – и порой с не меньшим успехом.
В Италии один из американских продюсеров, восхищенный игрой русской актрисы, предложил ей сыграть Анну Каренину в экранизации бессмертного произведения Льва Толстого. Однако в те годы для советских актеров путь на Запад был закрыт. С мечтой сыграть Анну Каренину пришлось распрощаться, о чём Тамара Федоровна впоследствии вспоминала с сожалением.
Иногда в актерском пасьянсе Герасимова для неё вообще не находилось роли, как, например, в «Тихом Доне». Или же это была роль второго плана. В «Молодой гвардии» Макарова сыграла мать Олега Кошевого – небольшая по объему работа. Но, по воспоминаниям многих и многих, она никогда не позволяла себе никаких истерик: работа Герасимова была для неё вне обсуждений. К тому же обязывало звание педагога во ВГИКе. В 1949 году «Молодая гвардия» была удостоена Сталинской премии. А через год Макарова и Герасимов получили еще одну награду — звания народных артистов СССР.
В последующие годы Тамара Макарова снималась гораздо реже. В 50-е годы она появлялась в главных ролях в оптимистической драме Сергея Герасимова «Сельский врач», драме Яна Фрида «Дорога правды» и героической киноповести Татьяны Лиозновой «Память сердца». Однако эти картины большого успеха не имели.
В 70-е – 80-е годы Макарова снималась преимущественно в фильмах своего мужа. Стоит отметить её роли в киноромане «Люди и звери» (врач Анна Андреевна), социальной мелодраме «Журналист», мелодраме «Дочки-Матери» (Елена Алексеевна Васильева), исторических драмах «В начале славных дел» и «Юность Петра» (Наталья Кирилловна, мать Петра).
В 1984 году Сергей Герасимов поставил биографический фильм «Лев Толстой», рассказывающий о последних днях жизни великого русского писателя. Роль гения и бунтаря, писателя, философа, моралиста, «мужицкого графа» Льва Николаевича Толстого сыграл сам Герасимов, а его жену, Софью Андреевну, — Тамара Макарова. Замечательный фильм сопровождала музыка Листа, Шопена, Рахманинова. В том же 1984 году картина была удостоена приза «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в городе Карловы Вары.
Этот фильм оказался последней работой, как Сергея Герасимова, так и Тамары Макаровой. 28 ноября 1985 года Сергей Аполлинариевич скончался. Тамара Федоровна до конца своих дней больше в кино не снималась.
Приёмный сын Герасимова и Макаровой Артур Макаров стал киносценаристом. По его сценариям были поставлены: знаменитый детский приключенческий фильм «Новые приключения Неуловимых» (совместно с Эдмондом Кеосаяном), детективы «Золотая мина» и «Колье Шарлотты», приключенческая лента «Пароль «Отель Регина» и другие картины. 3 октября 1995 года, на 64-м году жизни Артур Макаров погиб при загадочных обстоятельствах. Его нашли в собственной квартире связанным с кинжалом в груди. Виновников смерти следствие не установило.
В последние годы своей жизни Макарова мало появлялась на публике. Она является соавтором сценария дебютного фильма Т. М. Лиозновой «Память сердца» и автором либретто фильма «Люди и звери». В мае 1995 года, к 90-летию Сергея Герасимова, она выпустила книгу воспоминаний «Послесловие». В июле того же года в «Московском комсомольце» появилось одно из немногих интервью с ней. В нём она рассказывала: «Сергей украшений мне не дарил. Я сама себе дарила. Он приносил цветы. Из-за границы привозил вкусные духи… Как и всякая женщина, я часто влюблялась. Сергей меня ревновал. Я тоже его ревновала. Дома иногда выговаривала. Но чаще в душе таила ревность. Ведь ревновать можно не только к человеку, но и к обстоятельствам, к прошлому, к привычкам. Ревность — понятие обширное… Всё прожитое мне интересно. Если бы чудо было возможным, я вновь бы всё повторила и замуж за Герасимова вышла…» Книга воспоминаний «Послесловие» завершается «Неотправленным письмом» Т. Макаровой своему мужу С. Герасимову. В нём она пишет: «Я благодарю тебя за все! И уверена, что мы непременно встретимся. Там». Скончалась Тамара Макарова 20 января 1997 года, (по другим источникам — 19 января), в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Мемориальная доска в Москве, Кутузовский проспект, д. 2-1.
Мемориальная доска в Санкт-Петербурге на доме, где в 1935-1941 годах жили С.А. Герасимов и Т.Ф. Макарова (улица Мира, 6). Открыта в 2006 году. sovsekretno.ru, rusactors.ru, wikipedia.org
Метки:
Макарова люди артисты ЖЗЛ
Процитировано 22 раз Понравилось: 15 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 15
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось15
0
Картина «Семеро смелых» — первый звуковой кинофильм Герасимова и Макаровой
В 1935 г. Сергей Герасимов и Юрий Герман написали сценарий о жизни семи обитателей арктической бухты «Радостная». Вскоре по этому сценарию была снята кинокартина «Семеро смелых». Главную женскую роль, доктора Евгении Охрименко, в ней получила актриса Макарова Тамара.
Эта кинолента стала настоящим хитом. Зрители были в восторге от нее, а Женя Охрименко, как и исполнительница этой роли, стала героиней и примером для миллионов советских зрителей. Фото Тамары Макаровой стали печататься в качестве открыток миллионными тиражами. Более того, на памятной Всемирной парижской выставке 1937 г. награды удостоилась не только знаменитая скульптура Веры Мухиной, но и кинокартина «Семеро смелых».
Через год Герасимов снял еще одну киноленту с супругой в главной роли – «Комсомольск». Как и предыдущая его работа, эта была также посвящена будням и праздникам рабочей молодежи. Несмотря на агитационный пафос, в огромном количестве присутствующий в картине, режиссеру удалось сделать ее невероятно реалистичной, тщательно проработав характер и мотивацию каждого персонажа. Однако львиная доля успеха «Комсомольска» была заслугой Тамары Макаровой, сыгравшей Наташу Соловьеву. Несмотря на очень теплый прием, данная лента немного уступала «Семерым смелым».
В этом же году актриса снялась у другого режиссера, в картине «Великое зарево». Однако до работ Сергея Герасимова этой ленте было далеко.
Занимательные факты
Интересные факты биографии актрисы:
- Вторую Сталинскую премию Тамара Федоровна получила за роль Ксении в фильме-биографии «Клятва».
- Своих детей у Макаровой не было. Поэтому она брала шефство над своими учениками, которые потеряли родителей во время войны. Так, в любимчиках актрисы ходил Николай Губенко. Парень вырос в детдоме, чтобы не обижать его, Тамара Федоровна передавала студенту деньги через его однокурсников.
С 1985 г. после смерти Сергея Герасимова, Макарова отклоняла все предложения режиссеров сниматься в кино. К 90-му дню рождения супруга актриса выпустила книгу воспоминаний «Послесловие».
Кинофильм «Учитель» и первая Сталинская премия
После двух успешных проектов Герасимов и Макарова стали своеобразным брендом. Теперь зазывать зрителей в кинотеатры на фильмы с участием Тамары Макаровой не было необходимости – одно ее имя было лучшей рекламой.
Следующей совместной работой супругов стала картина «Учитель». В ней актриса сыграла уральскую селянку Аграфену Шумилину, влюбленную в приехавшего в их деревню молодого учителя. Эта роль настолько хорошо удалась Тамаре Федоровне Макаровой, что она, наравне с мужем, была награждена Сталинской премией.
Последней совместной работой супругов в предвоенном кино стала картина «Маскарад» по драме Михаила Лермонтова. Несмотря на то что она не была отмечена премиями, эта кинолента стала поворотной в судьбе актрисы.
Ранее фильмография Тамары Макаровой состояла из кинокартин, посвященных событиям современности. Поэтому никто, кроме Герасимова, не верил, что актриса способна правдоподобно сыграть аристократку XIX в. Тем более что ранее Тамара Федоровна великолепно создавала на экране образы колхозниц и комсомолок.
Однако в «Маскараде» перед зрителями предстала совершенно иная Макарова – мало кто мог узнать в этой истинной леди с безупречной осанкой и светскими манерами комсомолку Соловьеву или крестьянку Шумилину.
Знакомые звездной четы говорят, что чудесное преображение Тамары Макаровой произошло благодаря влиянию ее супруга. Кстати, после «Маскарада» на протяжении всей своей жизни актриса поддерживала имидж леди, который сформировался у нее при работе над этим проектом.
Звания и награды
- Герой Социалистического Труда (13.08.1982)
- Заслуженная артистка РСФСР (21.11.1942)
- Народная артистка РСФСР
- Народная артистка СССР (06.03.1950)
- Сталинская премия второй степени (1941) — за роль Аграфены Шумилиной
в фильме «Учитель» (1939) - Сталинская премия первой степени (1947) — за роль Ксении
в фильме «Клятва» (1946) - Два ордена Ленина (1977, 1982)
- Орден Трудового Красного Знамени (1967)
- Орден Дружбы народов (03.12.1987) — за заслуги в развитии советского киноискусства
[11] - Орден «Знак Почёта» (01.02.1939) — за исполнение роли
Наташи
в фильме «Комсомольск» (1938) - Благодарность Президента Российской Федерации (25.12.1995) — в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа, за заслуги перед государством и большой вклад в отечественную культуру
[12] - Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «За оборону Ленинграда»
- Медаль «За оборону Москвы»
- Медаль Жукова
- Медаль «Ветеран труда»
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
- Международный фестиваль актёров кино «Созвездие» (1993, Приз «За выдающийся вклад в профессию»)
- Премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1994)
Военные годы
В начале Великой Отечественной войны Макаровой и Герасимову предложили уехать в эвакуацию, однако супруги отказались и оставались в Ленинграде вплоть до 1943 г., пережив в блокированном городе самые сложные времена. Помимо работы на «Ленфильме», в эти годы Тамара Макарова трудилась в госпитале и сандружине, за что впоследствии была награждена тремя медалями и Орденом Отечественной войны.
В это непростое время актриса снималась в картине Герасимова о войне «Непобедимые». Эта лента стала последней совместной работой Макаровой с «Ленфильмом». После ее завершения супруги эвакуировались с Ташкент, а в Ленинград более не возвращались, переехав потом в Москву.
В столицы в 1944 г. вышла новая лента Герасимова о войне – «Большая земля». Как и в предыдущих работах режиссера, главную роль в ней сыграла его супруга.
Стоит отметить, что фильмы с Макаровой Тамарой, снятые в военные годы, были столь реалистичными еще и благодаря тому, что актриса, по совету мужа, отказалась гримироваться во время съемок. Не замаскированные под слоями грима морщинки добавляли ее героиням естественности и правдоподобности.
Еще во время пребывания в эвакуации узнала о печальной судьбе своей младшей сестры Людмилы Тамара Макарова. Личная жизнь бедной женщины сложилась не очень удачно. Муж Людмилы Федоровны по происхождению был немцем, и с началом Великой Отечественной войны он был арестован за измену родине. Его супругу, как родственницу врага народа, сослали в Сибирь на поселение.
Их сыну Артуру грозило незавидное будущее в детдоме для отпрысков врагов народа. Чтобы уберечь племянника, Макарова и Герасимов употребили все связи и оформили официальное опекунство, усыновив и вырастив мальчика как своего сына.
Впоследствии Артур стал известным писателем и сценаристом. Среди его работ — киносценарии к кинокартинам «Новые приключения неуловимых», «Золотая мина» и «Три дня вне закона».
Личная жизнь
Тамара Федоровна всю жизнь прожила с одним мужем — Сергеем Апполинариевичем. Она была его музой, он — ее творцом и божеством.
Актриса знала о похождениях супруга (мучительной любви к Н. Мордюковой, ухаживаниях за С. Светличной, романе с Л. Виролайнен, длившийся почти шесть лет и о многом другом), но всегда, что называется, «держала марку». Никогда из семьи не выносили сор, никаких скандалов и прочей грязи никто из супругов не допускал.
Тамара Макарова и Сергей Герасимов. Источник: radikal.ru
Они были не только мужем и женой, но и партнёрами, четким творческим союзом. И таковыми оставались до конца.
Детей актерам бог не дал, поэтому Тамара Федоровна по-матерински опекала своих студентов. А также воспитывала племянника Артура. Юноша получил отчество Герасимова и фамилию тетки.
Тамара Макарова и её приемный сын Артур Макаров. Источник: 24smi.org
Парень продолжил творческую династию, став сценаристом и писателем. По его работам сняли: «Золотую мину», «Колье Шарлотты», несколько картин о приключениях «неуловимых мстителей».
Преподавательская деятельность
С переездом в столицу СССР первая леди советского кино попробовала себя в новой роли – преподавательницы. Вместе с супругом она стала обучать молодых артистов ВГИКа.
Поскольку своих детей у актрисы не было (о чем она впоследствии очень жалела), всю свою нерастраченную материнскую любовь женщина отдала своим студентам. Тамара Макарова не только стала для них отличным преподавателем, но и финансово поддерживала многих из них в тяжелое послевоенное время.
Все во ВГИКе знали, что счастливчики, попавшие в мастерскую Макаровой и Герасимова, будут обеспечены работой всегда. Ведь даже после окончания учебы звездные супруги заботились о карьере своих любимых учеников.
Наиболее известные ВГИКовские «дети» Тамары Макаровой и Сергея Герасимова – это Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко, Наталья Фатеева, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Белохвостикова, Николай Еременко–младший и многие-многие другие. Все они с искренней теплотой и благодарностью вспоминают свою преподавательницу, которая была для них не только строгим педагогом, способным говорить всю правду в лицо, но и примером для подражания.
Примечания
- ↑ 12Пётр Багров.
Царственность, неприступность и холод
(неопр.)
.
«Чапаев», проект журнала «Сеанс»
. - ↑ 1234
Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 248. — 832 с. - Большая российская энциклопедия.
- ↑ 1234
Моление о царице Тамаре
(неопр.)
.
Студия документальных фильмов Петра Солдатенкова
(2007). - ↑ 123456
Первая леди советского кино. Тамара Макарова
(неопр.)
.
Россия-1
(2007). - ↑ 12
Тамара Макарова. Свет Звезды
(неопр.)
.
Культура
(2007). - Мастерская Фореггера — театр-студия, существовавшая в первой половине 1920-х годов.
- Верность подранка. Николай Губенко (неопр.)
.
Россия-1
(2011). - Елизавета Никифорова.
Друг легенды советского кино: После убийства сына хотели расправиться и с ней
(неопр.)
.
Собеседник
(11 марта 2016). - Герой Социалистического Труда Макарова Тамара Фёдоровна :: Герои страны
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1987 года № 8095 «О награждении тов. Макаровой Т. Ф. орденом Дружбы народов»
- Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 декабря 1995 года № 553-рп «О поощрении Союза кинематографистов России и ведущих мастеров отечественного кинематографа»
- Мемориальная доска Сергею Аполлинариевичу Герасимову (Москва) (неопр.)
.
Викимапия
. - Мемориальная доска С. А. Герасимову и Т. Ф. Макаровой (Санкт-Петербург) (неопр.)
.
Викимапия
.
Другие фильмы с участием Тамары Макаровой
С окончанием войны стал угасать и «кинороман» Герасимова и его супруги. Дело в том, что Макарова старела и уже не годилась на роли молодых героинь, о которых снимал картины ее супруг.
И хотя она отлично сыграла в «Каменном цветке» Александра Птушко, а за «Клятву» Михаила Чиаурели была вновь награждена Сталинской премией, в культовой киноленте Герасимова «Молодая гвардия» актрисе досталась лишь второстепенная роль матери Олега Кошевого.
Несмотря на то что супруг стал брать на главные роли других, более молодых актрис, Тамара Федоровна не отчаивалась. В картине «Три встречи» она отлично сыграла Олимпиаду Самосееву, благодаря чему супруг пригласил ее на главную роль в новой ленте «Сельский врач». После этой работы почти десятилетие Макарова и Герасимов не работали вместе на съемочной площадке.
В эти годы актриса практически не появляется на киноэкране, сосредоточившись на преподавании. А в это время ее муж снимает «Тихий Дон» с Элиной Быстрицкой в главной роли. Самое печальное, что идея экранизировать фундаментальный роман Михаила Шолохова возникла у Герасимова еще в конце тридцатых годов. В то время он планировал пригласить жену на роль роковой казачки Аксиньи. Однако война воспрепятствовала тогда осуществлению этого замысла, а в шестидесятых Макарова, несмотря на отличную форму, уже по возрасту не подходила для роли возлюбленной Григория Мелехова.
В 1962 г. Сергей Герасимов снимает довольно спорную на то время кинокартину «Люди и звери». Его жена не только сыграла в этом проекте, но и стала автором либретто к нему.
После этой картины, за исключением ленты «У озера» с Василием Шукшиным и Натальей Белохвостиковой, а также «Красного и черного» с Сергеем Еременко-младшим, во всех остальных кинофильмах Сергея Герасимова снималась Тамара Макарова.
Последней совместной работой Герасимова и Макаровой стала лента 1984 г. — «Лев Толстой», в которой они сыграли супругов Льва Николаевича и Софью Андреевну. Вскоре после этого Сергей Герасимов был госпитализирован и умер от проблем с сердцем.
Фильмография
- 1927 — Чужой пиджак — машинистка Дудкина
- 1929 — Новый Вавилон — танцовщица канкана
- 1930 — Счастливый Кент — девушка с Клондайка
- 1931 — Полдень — комсомолка
- 1932 — Толедо — Елена
- 1933 — Дезертир (Теплоход «Пятилетка») — Грета
- 1933 — Конвейер смерти — Анна
- 1934 — Люблю ли тебя? — Наталья
- 1934 — Секрет фирмы — секретарь Лервинга
- 1936 — Семеро смелых — Женя Охрименко
- 1938 — Комсомольск — Наташа
- 1938 — Великое зарево — Светлана
- 1939 — Учитель — Аграфена
- 1941 — Маскарад — Нина
- 1942 — Непобедимые — Настя Ковалёва, инженер Ижорского завода
- 1944 — Большая земля — Анна Свиридова
- 1946 — Каменный цветок — Хозяйка Медной горы
- 1946 — Клятва — Ксения
- 1948 — Молодая гвардия — Елена Кошевая
- 1948 — Первоклассница — учительница Анна Ивановна
- 1948 — Повесть о настоящем человеке — Клавдия Михайловна
- 1948 — Три встречи — Олимпиада Самосеева
- 1951 — Сельский врач — доктор Татьяна Казакова
- 1956 — Дорога правды — Елена Дмитриевна Соболева
- 1958 — Память сердца — Екатерина Ивановна
- 1961 — Будни и праздники — камео
- 1962 — Люди и звери — Анна Андреевна
- 1967 — Журналист — Панина
- 1972 — Любить человека — архитектор Петрушкова
- 1974 — Дочки-матери — Елена Алексеевна Васильева, педагог-хореограф
- 1980 — Юность Петра — Наталья Кирилловна
- 1980 — В начале славных дел — Наталья Кирилловна
- 1984 — Лев Толстой — Софья Андреевна
Участие в фильмах
- 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный)
- 1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
- 1983 — Тамара Макарова (документальный)
Архивные кадры
- 2003 — Марлен. Прощание с шестидесятыми (документальный)
- 2006 — Тамара Макарова (документальный, из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры»)
- 2007 — Тамара Макарова. Первая леди советского кинематографа (документальный, реж. Татьяна Архипцова)
- 2007 — Тамара Макарова. Моление о царице Тамаре (документальный, реж. Пётр Солдатенков)
- 2007 — Тамара Макарова. Свет звезды (документальный, реж. Аким Салбиев)
- 2010 — Как уходили кумиры. Герасимов Сергей и Макарова Тамара (документальный, реж. Виктор Григоренко)
Яркие роли в кино
Известность к Тамаре пришла после выхода на экраны пятого по счету фильма Сергея Герасимова «Семеро смелых». В ленте рассказывалось о жизнедеятельности советских полярников. Тогда компьютеров не было, павильонов с искусственным снегом тоже, а потому съемочной бригаде пришлось выехать и работать непосредственно на северной натуре. Картина и сейчас поражает самоотверженностью артистов и создателей фильма. Успех был ошеломительный.
Кадр из кинофильма «Семеро Смелых», 1930 год
В конце тридцатых Макарова закрепилась в статусе талантливой и перспективной актрисы, особенно с появлением герасимовских фильмов «Комсомольск» и «Учитель». Сценарии к ним написал сам постановщик. За Аграфену в «Учителе» Макарова впервые удостоилась Сталинской премии.
Кадр из кинофильма «Комсомольск», 1938 год
Кадр из кинофильма «Учитель», 1939 год
С тех пор супруга стала музой великого режиссера, на которую он мог положиться в любой ситуации. Именно она исполнила роль Нины в экранизации лермонтовского «Маскарада». Примечательно, что работа над драмой завершилась в ночь перед нападением гитлеровской Германии на СССР.
Кадр из кинофильма «Маскарад», 1941 год
Во время военных действий советские кинематографисты не прекращали съемок на благо Родины, по своему способствовали приближению общей победы. В 1942-м Сергей Аполлинарьевич в союзе с другим постановщиком – Михаилом Калатозовым, снял ленту под названием «Непобедимые», где Тамара Макарова предстала в образе инженера.
Кадр из кинофильма «Непобедимые», 1941 год
Через год семья была вынуждена уехать в эвакуацию. Незадолго до окончания Великой Отечественной Герасимов представил свой новый фильм под названием «Большая земля». В нем говорилось о подвиге советского народа, сражающегося с фашистами в тылу врага. Тамара Макарова исполнила роль женщины, заменившей на заводе мужа-фронтовика. По мнению многих кинокритиков роль Анны Свиридовой удалась, и стала одной из наиболее значительных работ в карьере актрисы.
Кадр из кинофильма «Большая земля», 1944 год
После войны наиболее значимым достижением Макаровой признана сказка «Каменный цветок». Тамара Федоровна настолько сжилась с образом Хозяйки Медной горы, что длительный период времени ее иначе и не называли. К слову, фильм занял лидирующие позиции в отечественном кинопрокате-46 и даже завоевал приз от жюри Каннского фестиваля. Изысканность советской артистки отметили все западные кинокритики.
Кадр из кинофильма «Каменный цветок», 1946 год
В том же году актриса получила еще одну Сталинскую премию за вдохновенную работу в ленте Михаила Чиаурели «Клятва», посвященной деятельности вождя народов.
Кадр из кинофильма «Клятва», 1946 год
В знаменитой экранизации фадеевской «Молодой гвардии» (режиссер С. Герасимов) Макарова изобразила мать молодогвардейца Олега Кошевого.
Кадр из кинофильма «Молодая гвардия», 1948 год
В 1949-м актрисе присвоено звание народной артистки. В пятидесятых Макарова редко играла в кино, сосредоточившись на педагогической деятельности. Учениками профессора ВГИКа стали многие будущие звезды нашего кино. Среди них – Людмила Гурченко, Сергей Бондарчук, Алла Ларионова – перечислять можно долго. Финальная работа творческого и супружеского тандема датирована 1984 годом. Она была посвящена семейной драме Льва Толстого. Классика мировой литературы сыграл сам режиссер, а его супругу, Софью Андреевну – Тамара Федоровна. Картина завоевала гран-при на фестивале в Карловых Варах. В том же году Герасимова не стало. Более его вдова не снималась, несмотря на множество предложений.
Кадр из кинофильма «Лев Толстой», 1984 год
Память на кинопленке
В фильмографии великой актрисы около тридцати ролей. Последней совместной работой творческой четы стал фильм «Лев Толстой» (1994 г.), где роль Толстого сыграл С. Герасимов, а Тамара Макарова воплотила образ жены великого писателя и мыслителя. На международном кинофестивале в г. Карловы Вары лента была удостоена приза «Хрустальный глобус».
Герасимов умер в 1985 году, и Тамара Макарова больше нигде не снималась. Она предпочитала меньше бывать на публике и вела практически затворнический образ жизни. Скончалась великая актриса 20.01.1997 года.
Вопрос-ответ
Какие самые запоминающиеся роли Тамары Макаровой в советском кино?
Тамара Макарова прославилась благодаря своим ярким ролям в таких фильмах, как “Кубанские казаки” и “Светлый путь”. Ее талант и харизма сделали ее одной из самых любимых актрис своего времени, и многие зрители до сих пор помнят ее образы.
Как измены мужа повлияли на карьеру Тамары Макаровой?
Измены мужа, известного режиссера, оказали значительное влияние на личную жизнь Тамары. Несмотря на трудности в отношениях, она продолжала работать и создавать яркие образы на экране, что свидетельствует о ее профессионализме и стойкости.
Почему Тамара Макарова не стала матерью?
Причины бездетности Тамары Макаровой остаются предметом обсуждений. Некоторые источники указывают на ее сосредоточенность на карьере и творчестве, в то время как другие предполагают, что личные обстоятельства и сложные отношения с мужем могли сыграть свою роль в этом решении.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите биографии других известных актрис, чтобы лучше понять, как личная жизнь и карьера могут переплетаться. Это поможет вам увидеть, что за яркими ролями часто стоят сложные судьбы и выборы.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на влияние партнеров на карьеру творческих людей. Рассмотрите, как отношения Тамары Макаровой с мужем повлияли на её профессиональный путь и какие уроки можно извлечь из их динамики.
СОВЕТ №3
Не забывайте о контексте времени, в котором жила и работала Тамара Макарова. Понимание исторических и социальных условий поможет вам глубже оценить её достижения и вызовы, с которыми она столкнулась.
СОВЕТ №4
Обсудите с друзьями или в онлайн-сообществе темы, связанные с бездетностью и её восприятием в обществе. Это может открыть новые перспективы и помочь вам понять, как такие вопросы затрагивают жизни многих людей.